Выбор оптимального объема производства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ БИЛЕТ № 56. 1. Конкурентное поведение фирмы. 2. Методы выявления тренда развития социально-экономических процессов. 3. Страховые отношения: сущность и классификация.
1. 1. Конкурентное поведение фирмы Конкуренция – борьба предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции. Типы конкуренции (классификация): - Совершенная – тип рыночной структуры, который предполагает, что на рынке действует огромное количество продавцов и покупателей, не имеющих влияние на рыночную цену. - Несовершенная – модель рынка, на котором продавец или покупатель способен повлиять на уровень цены - Видовая – соперничество между производителями аналогичных товаров, которые по целям использования совпадают, но различаются какими-либо качественными параметрами. - Недобросовестная – тип рыночной структуры, при которой происходит нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. - Ценовая – конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. - Неценовая – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства - Конкуренция покупателей – конкуренция между потребителями за возможность приобретения конкретной продукции или услуг - Конкуренция продавцов – конкуренция, обусловленная избытком блага, вызванным относительно высокой рыночной ценой - Чистая – рынок чистой конкуренции имеет много продавцом и покупателей какого-либо схожего товара.
- Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Для рынка совершенной конкуренции характерно: Число продавцов и покупателей на данном рынке Фирмы являются принимающими цену, т. е. не имеют возможности влиять на рыночную цену, т. к. каждой фирме принадлежат менее 1 % от общего объема продаж. Товар, предлагаемый на рынке, является стандартизированным, т. е. у всех одинаковые. Барьеры для входа на рынок отсутствуют Данный рынок предполагает полный доступ участников рынка информации На данном рынке отсутствует неценовая конкуренция в форме рекламы. Методы конкурентной борьбы: 1. ценовая конкуренция (на основе цены) 2. неценовая конкуренция (на основе качества) Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала). Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде. В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рисунке 4.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы. Рис. 4.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции. 1. Совокупный доход (TR) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции, TR=PQ представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем TR на величину, равную рыночной цене Ре. 2. Средний доход (AR) — доход от реализации единицы продукции, определяется рыночной ценой равновесия Ре, а кривая AR совпадает с кривой спроса фирмы. По определению 3. Предельный доход (MR) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска, Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска. По определению так как Pe=const Все функции дохода представлены на рисунке: Рис. 4.2. Доход фирмы-конкурента
Выбор оптимального объема производства Правила краткосрочного и долгосрочного равновесия фирмы Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума: 1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода. Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC будет максимально большой. Прибыль =TR-TC = max
Рис. Определение точки оптимального производства На рисунке оптимизирующий объем находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (П) показывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна в краткосрочном периоде. Из анализа функции совокупной прибыли следует, что совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором ее производная равна нулю, или
dп/dQ=(п)`= 0. Производная функции совокупной прибыли имеет строго определенный экономический смысл — это предельная прибыль. Предельная прибыль (Mп) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль. И, наконец, если Мп=0, то значение совокупной прибыли максимально. Из первого условия максимизации прибыли (Мп=0) вытекает второй метод. 2. Метод предельных издержек — предельного дохода. · Мп=(п)`=dп/dQ, · (п)`=dTR/dQ-dTC/dQ. А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: MC=MR. Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие. Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется. Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам фирмы — совершенного конкурента, то равенство предельных издержек и предельных доходов трансформируется в равенство предельных издержек и цены: MC=P. Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.
Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие: - лишение сырья, материалов - один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель; - лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами; - лишения подвоза; - лишение сбыта; - договор с покупателями о ведении торговыз сношений исключительно с картелями; - планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы определенное время продавать ниже себестоимости); - лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|