Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор оптимального объема производства




БИЛЕТ № 56.

1. Конкурентное поведение фирмы.

2. Методы выявления тренда развития социально-экономических процессов.

3. Страховые отношения: сущность и классификация.

 

 

1. 1. Конкурентное поведение фирмы

Конкуренция – борьба предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции.

Типы конкуренции (классификация):

- Совершенная – тип рыночной структуры, который предполагает, что на рынке действует огромное количество продавцов и покупателей, не имеющих влияние на рыночную цену.

- Несовершенная – модель рынка, на котором продавец или покупатель способен повлиять на уровень цены

- Видовая – соперничество между производителями аналогичных товаров, которые по целям использования совпадают, но различаются какими-либо качественными параметрами.

- Недобросовестная – тип рыночной структуры, при которой происходит нарушение общепринятых правил и норм конкуренции.

- Ценовая – конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.

- Неценовая – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства

- Конкуренция покупателей – конкуренция между потребителями за возможность приобретения конкретной продукции или услуг

- Конкуренция продавцов – конкуренция, обусловленная избытком блага, вызванным относительно высокой рыночной ценой

- Чистая – рынок чистой конкуренции имеет много продавцом и покупателей какого-либо схожего товара.

- Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.

Для рынка совершенной конкуренции характерно:

 Число продавцов и покупателей на данном рынке

 Фирмы являются принимающими цену, т. е. не имеют возможности влиять на рыночную цену, т. к. каждой фирме принадлежат менее 1 % от общего объема продаж.

 Товар, предлагаемый на рынке, является стандартизированным, т. е. у всех одинаковые.

 Барьеры для входа на рынок отсутствуют

 Данный рынок предполагает полный доступ участников рынка информации

 На данном рынке отсутствует неценовая конкуренция в форме рекламы.

Методы конкурентной борьбы:

1. ценовая конкуренция (на основе цены)

2. неценовая конкуренция (на основе качества)

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала).

Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рисунке 4.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.

Рис. 4.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента

 

В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.

1. Совокупный доход (TR) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,

TR=PQ

представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем TR на величину, равную рыночной цене Ре.

2. Средний доход (AR) — доход от реализации единицы продукции,

определяется рыночной ценой равновесия Ре, а кривая AR совпадает с кривой спроса фирмы. По определению

3. Предельный доход (MR) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,

Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.

По определению

так как Pe=const

Все функции дохода представлены на рисунке:

Рис. 4.2. Доход фирмы-конкурента

 

Выбор оптимального объема производства

Правила краткосрочного и долгосрочного равновесия фирмы

Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума:

1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.

Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC будет максимально большой.

Прибыль =TR-TC = max

 

Рис. Определение точки оптимального производства

На рисунке оптимизирующий объем находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (П) показывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна в краткосрочном периоде.

Из анализа функции совокупной прибыли следует, что совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором ее производная равна нулю, или

dп/dQ=(п)`= 0.

Производная функции совокупной прибыли имеет строго определенный экономический смысл — это предельная прибыль.

Предельная прибыль (Mп) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу.

Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль.

Если Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль.

И, наконец, если Мп=0, то значение совокупной прибыли максимально.

Из первого условия максимизации прибыли (Мп=0) вытекает второй метод.

2. Метод предельных издержек — предельного дохода.

· Мп=(п)`=dп/dQ,

· (п)`=dTR/dQ-dTC/dQ.

А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: MC=MR.

Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие.

Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется.

Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам фирмы — совершенного конкурента, то равенство предельных издержек и предельных доходов трансформируется в равенство предельных издержек и цены: MC=P.

Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен, с ростом выпуска продукции фирмы. В условиях несоверш. конкуренции Q выпуска продукции влияет на уровень цен, т.е. продукцию можно раелизовать только снижая цену.
Существуют три типа рынков несовершенной конкуренции их обязательные черты это:
1. наличие значимой доли рынка у отдельных производителей;
2. неоднородность продукта;
3. несовершенность информации.
Все они способствуют отклонению рыночного равновесия от точки.
Особенности рынков:
1.рынок монополистической конкуренции – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяется поведением фирм на этом рынке для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включая оба эти термина. Ее отличительные признаки:
- Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует в/зависимость и фактически невозможен тайный сговор;
- Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
- Эк. соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
- Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говрем. периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Основные черты: дифференциация продукта; низкие барьеры (дифференциация продукта); малые размеры и многочисленность фирм; несовершенная информация.(страховые компании. консалтинговые компании…)
2.олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют такую структуру.(ЧТПЗ, ЧМЗ…) Для олигополии характерны:
- наличие нескольких фирм;
- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
- контроль над ценой;
- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Основные черты: однородность или разновидность продукции, малочисленность и крупные размеры фирм, крупные барьеры (размер фирм), несовершенная информация (субъективный фактор).
Объем произв-ва: Qмонополии < Qолигополии < Qсоверш.конкуренции; аналогично с ценой и прибылью.
Разновидности олигополий:
- нескоординированная – фирма не вступает ни в какие контракты друг с другом.
- картель (сговор) – цены и объем устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия, а полученная прибыль делится между участниками картели.
- картелеподобная структура рынка («игра по правилам») – фирмы сознательно делают свое поведение понятным для конкурентов, чем облегчает достижение равновесие Курно, фирма получает олигополистическую прибыль.
3.монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель – гигант.(Газпром, РАОЕЭС, искусственные монополии, создаваемы на время, например под госзаказы) Хочет того или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, согласится на его ценовые условия.
Черты монополии: уникальность продукции, единственная фирма гигант, непреодолимые барьеры, полная информация.
особанности монополии: - Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единств. поставщиком услуги);
- Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
- Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Предпосылки несовершенной конкуренции.
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
2) наличие барьеров проникновения в отрасль;
3) неоднородность продуктов;
4)несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:

- лишение сырья, материалов - один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;

- лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;

- лишения подвоза;

- лишение сбыта;

- договор с покупателями о ведении торговыз сношений исключительно с картелями;

- планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы определенное время продавать ниже себестоимости);

- лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...