Знать бы мне, смогу ли провести ночь 8 глава
1 Имеется в виду, что Аллах поможет вернуть долги такому человеку, предоставив ему для этого соответствующие возможности.
Глава 856: Возврат долгов.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его…» (“Женщины”, 58).
1047 (2388). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды), когда я находился в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он увидел (гору Ухуд) и сказал: «Не хотел бы я, чтобы (эта гора) превратилась для меня в золото, а через три (дня) остался у меня от (этого золота хотя бы один) динар, кроме того динара, который я приберегу для (уплаты) долга». Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, богатые окажутся бедными1 (в День воскресения) за исключением тех, кто велит (раздавать свои) богатства так и так2, — (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал рукой направо, налево и перед собой), — (однако) таких будет мало!» А (потом) он сказал (мне): «Оставайся на своём месте», сам же прошёл немного дальше. А (через некоторое время) я услыхал (громкий) звук и решил пойти к (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) но потом вспомнил его слова: «Оставайся на своём месте, пока я не приду к тебе!» — (и остался), а когда он вернулся (ко мне), я спросил: «О посланник Аллаха, (что это) я слышал? (или: Что это за звук, который я слышал?)» Он спросил: «Ты (и в самом деле) слышал (его)?» Я сказал: «Да». (Тогда) он сказал: «(Это был) Джибрил, (который) пришёл ко мне и сказал: “(Любой из членов) общины твоей, который умрёт, ничему не поклоняясь наряду с Аллахом, войдёт в рай”». Я спросил: «Даже если он делал то-то и то-то?!»3 — (и пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да!»
1 Имеется в виду, что награда их будет мала. 2 То есть будет щедро тратить их на пути Аллаха. 3 В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!»
Глава 857: (О том, что необходимо) отдавать долги должным образом. 1048 (2394). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды утром1 я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в мечети, и он сказал (мне): “Соверши молитву в два раката”. А он был должен мне, и после этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не только) рассчитался со мной но и прибавил2». 1 Имеется в виду период, который именуется “духа”. См. примечание к хадису № 224. 2 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это добровольно, просто желая оказать благодеяние Джабиру, да будет доволен им Аллах.
Глава 858: Молитва по покойному, за которым остался (неоплаченный) долг. 1049 (2399). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет такого верующего, к которому не был бы я наиболее близок в этом мире и в мире вечном: прочтите, если хотите, (айат, в котором сказано): “Пророк ближе к верующим, чем сами они (к себе)…” 1 И (поэтому,) если кто-либо из верующих умрёт, оставив какое-нибудь имущество, пусть оно перейдёт к его наследникам по отцовской линии, а если он (умрёт), оставив (неоплаченный) долг или нуждающихся детей, пусть они придут ко мне, ибо я — покровитель (для таких)». 1 “Сонмы”, 6.
Глава 859: О запретном расточении денег.
Аллах Всевышний сказал: «…а Аллах не любит нечестия» (“Корова”, 205). Аллах Всевышний также сказал: «И не отдавайте неразумным ваши средства…» (“Женщины”, 5).
1050 (2408). Аль-Мугира бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний запретил вам проявлять непочтительность по отношению к (вашим) матерям, закапывать заживо новорожденных девочек1, отказывать2 и (говорить) “Давай!”3 И Он не желает, чтобы вы (занимались) пересудами4, обращались (к людям со) множеством просьб и вопросов5 и расточали (своё) имущество6». 1 Подобное практиковалось в доисламской Аравии среди бедуинов в голодные годы. Это делалось также из боязни позора. 2 То есть отказывать в том, что следует отдавать. 3 Под словами «(говорить) “Давай!”» подразумеваются требования того, на что человек не имеет права. 4 “Заниматься пересудами” — значит передавать другим то, что человек слышит от людей. 5 Имеются в виду просьбы об оказании материальной помощи, с которыми обращаются к людям те, кто на самом деле в этом не нуждается или может обойтись своими силами, надуманные вопросы, касающиеся религии, и т.д. 6 “Расточать имущество” — значит расходовать его на достижение таких мирских и религиозных целей, стремление к осуществлению которых непозволительно, и отказываться от его сбережения, когда такая возможность имеется.
Книга о тяжбах Глава 860: Упоминание о вызове на суд и тяжбе между мусульманином и иудеем. 1051 (2410). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) я услышал, как один человек прочитал айат Корана, (а раньше) я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (читал этот же айат) по-другому. Тогда я взял его за руку и привёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Каждый из вас (читает) правильно. Не впадайте в разногласия, ибо, поистине, жившие до вас стали расходиться во мнениях и погибли (из-за этого)1!”» 1 См. хадис № 1301.
1052 (2411). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то) раз два человека, один из которых был мусульманином, а другой — иудеем, поругались друг с другом. Мусульманин сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мухаммада среди (всех обитателей) миров!” — что же касается иудея, то он сказал: “Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди (всех обитателей) миров!” Тогда мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о том, что произошло между ним и мусульманином. (Выслушав его,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за мусульманином, стал расспрашивать его о (случившемся) и тот (обо всём) ему рассказал, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): “Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой,1 ибо, поистине, в День воскресения (все) люди будут поражены (насмерть), и я буду поражён вместе со всеми, (однако) я оживу первым и увижу Мусу, (который будет) держаться за край престола (Аллаха). И мне неизвестно, будет ли он поражён (подобно другим) и оживёт ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого (Аллах) сделает исключение2”».
1 То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его. 2 Имеются в виду те, кто не будет поражён. См.: “Толпы”, 68.
1053 (2413). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) какой-то иудей разбил голову одной девушке (, поместив) её между двумя камнями. (Потом эту девушку) стали спрашивать: “Кто сделал это с тобой: такой-то (или) такой-то?” — и когда было названо имя этого иудея, она кивнула головой. Тогда его схватили, и он (во всём) признался, после чего по приказу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его голову тоже разбили, поместив её между двумя камнями».
Глава 861: О том, что говорят друг против друга люди, ведущие тяжбу. 1054 (2416, 2417). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто даст ложную клятву (для того, чтобы) с помощью этого присвоить имущество мусульманина, встретит Аллаха гневающимся на него”». (‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал): «А потом аль-Аш‘ас сказал: «Клянусь Аллахом, всё это имело отношение ко мне.1 (Дело в том, что) у меня (была тяжба из-за участка) земли с одним иудеем, который не признавал мои права (на него. В конце концов) я привёл его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: “Есть ли у тебя доказательства?” Я сказал: “Нет”. Тогда он сказал этому иудею: “Поклянись”.2 Я сказал: “О посланник Аллаха, он же принесёт (ложную) клятву и заберёт моё имущество!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал айат (, в котором говорится): “Поистине, для тех, которые продают завет Аллаха и свои клятвы за ничтожную цену, нет удела в мире ином: Аллах не заговорит с ними, и не посмотрит на них в День воскресения, и не очистит их и (уготовано) им мучительное наказание”3».
1 См. хадис № 1036. 2 То есть поклянись в том, что ты говоришь правду. 3 “Семейство ‘Имрана”, 77.
Книга о находке Глава 862: Если хозяин найденной вещи сообщит о её признаках, (находку следует) вернуть ему. 1055 (2426). Сообщается, что Убайй бин Ка‘б, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я нашёл кошелёк с сотней динаров и принёс его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Объявляй об этом1 в течение года”. И я объявлял об этом целый год, но не нашёл никого, кто признал бы его (своим), а потом (снова) принёс его (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который сказал (мне): “Объявляй об этом (ещё один) год”. И я объявлял об этом (ещё один год), но так и не нашёл никого, кто признал бы его (своим), после чего в третий раз принёс его (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) который сказал (мне): “Сохрани кошелёк (, в котором были эти деньги) и верёвочку от него, а деньги пересчитай, и если его хозяин придёт, (верни ему кошелёк,) а если нет, (можешь) пользоваться этими деньгами”». 1 То есть объявляй о находке, но не называй её признаков.
Глава 863: О том, кто находит на дороге финик. 1056 (2432). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (бывает так, что) я прихожу к себе домой, нахожу на своей постели упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом (начинаю) опасаться, что он (может) оказаться (частью) садаки, и бросаю его (обратно)».
Книга о захваченном несправедливо Глава 864: Воздаяние равным за (допущенные) несправедливости. 1057 (2440). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда верующие спасутся от огня1, они будут остановлены на мосту между раем и адом2, где (люди) взыщут друг с друга за те несправедливости, которым (они подвергались) в этом мире3; когда же они будут очищены и избавлены (от грехов), им позволят войти в рай, и клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, каждый из них найдёт своё жилище в раю легче, чем он находил свой дом в мире этом!»
1 То есть после того как они благополучно пройдут по Сирату над пламенем ада. 2 Имеется в виду та часть Сирата, которая непосредственно прилегает к раю. 3 Имеется в виду, что там они примирятся друг с другом, чтобы войти в рай чистыми.
Глава 865: Слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!» (“Худ”, 18). 1058 (2441). Передают со слов Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего1, и окажет ему Свою милость, и укроет его, и (станет) спрашивать: «Признаёшь ли ты (, что совершил) такой-то грех? Признаёшь ли ты (, что совершил) такой-то грех?» — а он будет говорить: «Да, о Господь мой!» Когда же (Аллах) заставит его признать (все) его грехи, и (верующий) посчитает, что он уже погиб, (Аллах) скажет: «Я покрыл (твои грехи)2 в земной жизни и Я прощу их тебе сегодня!» — а потом ему будет вручена книга (с записями) его добрых дел. Что же касается неверного и лицемера, то свидетели (их дел) скажут: «“Это те, которые возводили ложь на своего Господа!” Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!» 3 1 Здесь речь идёт о приближении не в буквальном, а в переносном смысле. Иными словами, он будет почтён или же возвышен. 2 То есть скрыл их от людей. 3 “Худ”, 18.
Глава 866: Мусульманин не должен ни притеснять мусульманина, ни выдавать его (притеснителю). 1059 (2442). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».
Глава 867: Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. 1060 (2444). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай своему брату (независимо от того,) притеснителем он является или притесняемым». (Люди) сказали: «О посланник Аллаха (, будет правильно, если) мы станем помогать притесняемому, но как же мы (можем) помочь притеснителю?!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Хватая его за руки».1 1 То есть удерживая его от притеснения других, что и станет для него помощью.
Глава 868: В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком. 1061 (2447). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком».
Глава 869: Следует ли указывать на несправедливость человека, если тот, по отношению к кому он её допустил, простил его? 1062 (2449). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня1, прежде чем исчезнут динары и дирхемы, (ибо тогда,)2 если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него». 1 Иначе говоря, при жизни, когда можно так или иначе загладить свою вину перед другим человеком. 2 То есть в День воскресения.
Глава 870: Грех того, кто неправомерно захватит (чужую) землю. 1063 (2452). Сообщается, что Са‘ид бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи присвоившего себе часть (чужой) земли обовьётся (собранное) с семи земель”».
1064 (2454). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто присвоит себе часть (чужой) земли без права на это, в День воскресения будет ввергнут в (глубины) семи земель».
Глава 871: Если один человек разрешит другому (сделать) что-либо, это станет позволительным. 1065 (2455). Сообщается, что Джабаля, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды, когда) мы с некоторыми жителями Ирака находились в Медине, выдался голодный год, и Ибн аз-Зубайр снабжал нас финиками, что же касается Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то, проходя мимо нас, он говорил: “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал брать по два финика сразу, если только (любой) из вас не спросит на это разрешения у своего брата”».
Глава 872: Слова Аллаха Всевышнего “и он непримирим в спорах” (“Корова”, 204). 1066 (2457). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является непримиримый в спорах».1 1 Ас-Сан‘аи объясняет смысл этого хадиса следующим образом: «Это значит, что Аллах ненавидит заядлого спорщика, который пытается во что бы то ни стало убедить в чём-то другого человека, поскольку суть спора состоит в том, что ты стараешься доказать несостоятельность слов другого, чтобы обнаружить их недостатки, желая при этом только унизить утверждающего нечто иное и подчеркнуть своё превосходство перед ним».
Глава 873: Грех того, кто ведёт тяжбу несправедливо,1 зная об этом. 1 Иначе говоря, добивается того, на что не имеет законного права.
1067 (2458). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал (шум) спора у дверей своей комнаты, вышел к (спорившим) и сказал: «Поистине, я — только человек, а (люди) приходят ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я (по ошибке) решу отдать ему то, что по праву принадлежит (другому) мусульманину, это будет не чем иным, как частью (пламени) ада, так пусть он (сам) возьмёт это или откажется от этого».1 1 Таким образом, в подобных обстоятельствах пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предлагает мусульманам обращаться к своей совести и принимать решение самостоятельно с учётом сказанного им и того, что им лучше других людей известно, правду они говорят или лгут.
Глава 874: Обиженный (может) воздать обидчику равным, если найдёт его имущество. 1068 (2461). Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы сказали (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, ты посылаешь нас1, а мы останавливаемся у людей, не оказывающих нам (гостеприимства). Что ты об этом скажешь?” (В ответ) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если остановитесь у кого-либо и будет велено (принимать вас), как положено (принимать гостя), то примите это, если же они этого не сделают, сами берите с них то, что полагается гостю”». 1 То есть направляешь нас к людям из различных племён для обращения к ним с исламским призывом.
Глава 875: Никто не должен мешать своему соседу устанавливать доску на его стене. 1069 (2463). Передают, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил людям, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть один сосед не мешает другому (, если тот пожелает) установить доску на его стене», после чего Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обратился (к тем, кто слушал его,) сказав: «Почему же вы отказываетесь (следовать этому наставлению)? Клянусь Аллахом, я не перестану повторять его вам!»
Глава 876: Об открытом пространстве дворов и сидении там, а также о сидении на дорогах. 1070 (2465). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «Но мы обязательно должны (делать это), ведь только там мы (можем) собраться и побеседовать (друг с другом)!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!» (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого».
Глава 877: О том случае, когда возникают разногласия относительно главной дороги. 1071 (2473). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил, что в случае возникновения разногласий относительно дороги (следует оставлять для прохода) семь локтей».1 1 Имеются в виду такие случаи, когда люди, живущие рядом с общей дорогой, хотят что-нибудь построить на земле, в связи с чем возникают какие-то конфликты.
Глава 878: Запрещение грабежа и обезображивания трупов. 1072 (2474). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Йазид аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал грабить и обезображивать трупы».
Глава 879: О том, кто сражается, защищая своё имущество. 1073 (2480). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Любой погибший при защите своего имущества (становится) шахидом”».
Глава 880: О том случае, когда кто-нибудь разбивает чужое деревянное блюдо или что-то другое. 1074 (2481). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился у одной из своих жён, одна из матерей правоверных1 послала (ему) со слугой деревянное блюдо с едой. (Та жена, у которой находился пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ударила рукой (по этому блюду) и разбила его; что же касается (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) то он собрал (куски блюда), положил на них эту еду и сказал: “Ешьте”. И он задержал посланца вместе с этим блюдом, пока они не поели, а потом отдал ему целое блюдо, а разбитое оставил (у себя)». 1 Иначе говоря, другая жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Книга о партнёрстве Глава 881: Об общих съестных припасах, общих расходах и общем владении (прочими) вещами. 1075 (2484). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) люди находились в пути, их припасы стали подходить к концу и у них почти ничего не осталось. Тогда они пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (стали просить его разрешения на то, чтобы) заколоть их верблюдов, и он разрешил им сделать это. А потом их встретил ‘Умар, которому они рассказали обо всём, и он воскликнул: “Как же вы (сможете) выжить (, если заколете) своих верблюдов?!” — после чего пошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, как же они выживут (, если заколют) своих верблюдов?!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел (‘Умару): “Объяви людям, чтобы они принесли остатки своих припасов”, и для этих (остатков) расстелили кожаную подстилку, а (люди) сложили на неё (всю свою еду. Когда это было сделано,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал, обратился с мольбой к Аллаху и призвал благословение (на эту еду), после чего велел людям подходить со своими сосудами, и они набирали еду пригоршнями, пока (каждый не взял столько, сколько ему было нужно, чтобы насытиться)1, а затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва анни расулю-Ллах/ ”».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|