Тема 7. «Управление налоговой системой»
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Управление налогообложением. 2. Налоговое планирование на макроуровне. 3. Налоговое планирование на микроуровне. 4. Налоговый контроль.
1. Управление налогообложением – комплексное понятие. С одной стороны, это целенаправленная деятельность работников налогового и финансового аппаратов по управлению процессами формирования денежных фондов, образуемых за счет налогов, и контролю за этими процессами. С другой стороны, это система, охватывающая налоговые органы, возглавляемые Федеральной налоговой службой (ФНС) и федеральные и территориальные финансовые органы по контролю и надзору в области налогов и сборов во главе с Министерством России. Управление налогообложением направлена на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач на микроуровне. К общенациональным задачам управления следует отнести: · образование централизованных бюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений; · установление оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы; · составление общих планов и приказов поступления налога с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информация для принятия решений. Специальными задачами управления можно считать: · определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета; · разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы; · осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Известны негативные стороны действующего налогового законодательства: недостаточный уровень юридической проработки издаваемых нормативных актов; сложность, нечеткость, противоречивость нормативно-правового оформления содержания налоговой системы. Это серьезно затрудняет понимание налогового законодательства и поэтому был принят Налоговый кодекс РФ.
2. Налоговое планирование на макроуровне – то комплексный процесс определения общей суммы налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов разного уровня для выполнения экономических, политических и социальных задач государства. При планировании налогов учитывают: - Объективные факторы – относятся предполагаемые изменения ВВП и национального дохода, производство и объем реализации, развитие НТП, информация, количество населения и уровень его жизни. - Субъективные факторы – изменения потребности населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов в сторону получения больших финансовых ресурсов. В зависимости от сроков, налоговое планирование классифицируется на следующие виды: 1). Текущее налоговое планирование включает в себя расчет конкретных сумм налогов, мобилизируемых на соответствующей территории государства за определенный период. Расчет каждого обязательного платежа проводится на основе макро и социально-экономических показателей. Текущее налоговое планирование может быть: · оперативное налоговое планирование – осуществляется на месяц или квартал, обеспечивая реальную оценку поступлений по каждому виду налогов на ближайшее время. При разработке планов, всю информацию финансовые и налоговые органы извлекают из лицевых счетов, которые ведутся по всем налогоплательщикам. Лицевые счета открываются по действующему предприятию и индивидуальному предпринимателю с момента принятия их на налоговый учет, а также по каждому виду налогов отдельно. В лицевых счетах показывается все движение налоговых сумм за весь налоговый период.
· Краткосрочное налоговое планирование – предусматривает составление планов на год, осуществляется непосредственно Минфином России, основываясь на оперативном налоговом планировании. 2). Перспективное налоговое планирование – это составление планов на длительный период. В отличие от текущего налогового планирования здесь не проводится детализация по видам налогов, а охватывается вся совокупность налогообложения. Это планирование базируется на основных макро и социально-экономических показателях развития национальной экономики (ВВП, валовой национальный продукт, национальный доход, платежный баланс и т.д.). В целом процесс планирования налоговых поступлений – достаточно сложная работа, требующая глубокого знания происходящих в хозяйстве социально-экономических процессов, анализа тенденций их развития, знания налогового и иного законодательства.
3. Налоговое планирование на микроуровне – это правовые действия налогоплательщика по минимизации налоговых платежей. Для налогоплательщика налоговое планирование является частью его финансово-хозяйственной деятельности на текущий период и перспективу. Налоговое планирование на микороуровне осуществляется предпринимателем в четыре этапа. Этап 1 – выбирается вид предпринимательской деятельности, ее организационно-правовая форма, которая имеет более благоприятный налоговый режим. Этап 2 – решается вопрос о месте нахождения предприятия и его структурных подразделений, причем расположение предполагает не только льготное налогообложение, но и беспошлинный перевод доходов, лучшие условия получения налогового кредита и т.д. Этап 3 – это основной этап, в ходе которого изучаются возможности максимального использования налоговых льгот, снижения объемов налоговых платежей, выгодные с налоговой точки зрения условия заключения сделки, условия привлечения финансовых ресурсов, применения ускоренной амортизации и др. Этап 4 – анализируются возможности размещения финансовых средств и активов предприятия. Различают: 1). Стратегические налоговое планирование – это разработка долговременного курса на снижение налоговых расходов, решение масштабных задч 1,2 и четвертого этапов
2). Тактическое налоговое планирование – должно решать текущие задачи третьего этапа. Чем устойчивее, стабильнее экономическое развитие и налогообложение в стране, тем точнее исполнение наличных показателей плана. Налоговое планирование предприятия, направленное на минимизацию налогов, нельзя путать с уклонением от уплаты налогов. В соответствии с сущностью налогового планирования налогоплательщики имеют полное право применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
4. Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя: - наблюдение за подконтрольными объектами, - прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере, - принятие маар по предотвращению и пресечению налоговых нарушений, - выявление виновных и привлечение их к ответственности. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме: 1. налоговых проверок; 2. получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сбора, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов; 3. проверки данных учета и отчетности; 4. осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др. Налоговые органы проводят два вида проверок: · Камеральная налоговая проверка – проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их · служебными обязанностями. Длительность проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.
При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов извещается налогоплательщик, которому предлагается внести необходимые исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об оплате соответствующей суммы налога и пеней. В случае выявления нарушений в составлении декларации налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок. · Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в помещении налогоплательщика. Такая проверка проводится по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести. В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки – не более одного месяца. В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить: § осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; § проверку денежного оборота и денежных документов; § инвентаризацию имущества налогоплательщика; § экспертизу и т.д.
Вопросы для сообщений-презентаций
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|