Методические рекомендации преподавателю по проведению консультаций
Консультация – одна из форм учебной работы в вузе. Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе. Они помогают не только студентам, но и преподавателю, будучи своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить усвоение студентами программного материала.
Проведение консультаций преследует определенные цели, а именно:
- помочь студентам разобраться в трудных вопросах курса;
- предоставить преподавателю возможность для попутного контроля за ходом и результатом учебной работы студентов;
- сформировать рациональные приемы работы студентов с источниками знаний.
Все консультации можно условно классифицировать по форме и содержанию:
- по форме выделяют: групповые, межгрупповые, индивидуальные
- по содержанию: вводные, тематические, предэкзаменационные.
Самая распространенная форма, используемая в учебном процессе, индивидуальная консультация. Зачастую такая консультация используется для сдачи, так называемых, «задолженностей» студентов. На практике они превращаются в унылое повторение пройденного материала. Лучше строить такую консультацию как диалог. Для этого необходимо преподавателю вопросы формировать так, чтобы побуждать студентов к размышлению. Поэтому важно не только то, что спросить, но и как. Именно здесь заложены личностные основы будущего диалога, его большие возможности в оказании помощи студенту.
Вопросы задаваемые студенту на консультации можно разделить на 4 группы:
- обусловленные их пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений.
- вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением материала, неверно сформированным способом деятельности.
- нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса.
- проблемные, ориентированные на обсуждение, выявление точек зрения и предполагающие собственную, поисковую деятельность студента.
Успешная подготовка студентов к консультации предполагает и анализ ответов на семинарских занятиях.
Очень важны предэкзаменационные консультации. На них важно студентам разъяснить, как будет проходить проверка знаний, в какой форме преподаватель будет задавать вопросы и каковы требования к ответам по данному предмету, чтобы студенты со знанием дела готовились к экзамену. Продуманные советы преподавателя по организации подготовки и сдачи экзамена помогут студентам рационально распределить время.
На консультации следует разъяснить только то, в чем студенты сами не могут разобраться, но и в этом случае не следует разъяснять до конца, а необходимо дать лишь основу, которая необходима для самостоятельной проработки материала.
В настоящее время, когда значение самостоятельной работы студентов существенно возрастает, роль консультаций становится все важнее.
Оценка профессионально-педагогического мастерства лектора.
Показатели качества
|
Профессионально значимые (доминантные)
| Второстепенные
(периферийные)
| Негативные и профессионально недопустимые
|
Профессиональные черты личности лектора
Знание предмета преподавания, его научных основ
| Знание дисциплин, не связанных с предметом преподавания
|
Научная компетентность
|
Высокий уровень творческой и научно-исследовательской инициативы
| Умение реализовать свои интеллектуальные возможности
|
Полное, последовательное, качественное изложение предмета; научная точность формулировок и фраз, грамотная, разборчивая речь
| Выразительное изложение мысли с использованием правильных интонаций
.
|
Путанное изложение мысли, нечеткость формулировок
|
Стиль лекции эмоционально-методический или рассуждающе-методический
| Стиль лекции эмоционально-рассуждающий или рассуждающе-импровизированный
|
Организационно-методические аспекты проведения лекции
Планирование лекции по времени и строгое выполнение плана
| Контроль посещаемости студентов
| Постоянное опоздание к началу лекции, досрочное ее окончание
|
Продуманно-рациональное использование доски, четкое и систематизированное написание формул
| Аккуратное выполнение графиков и рисунков, соответствующее ЕСКД
| Не использование доски, ошибки в выводах и графической части; несоответствие наглядного материала и изучаемого объекта
|
Сбалансированность расчетной и описательной частей
| Достаточное наличие наглядных пособий, целенаправленное их использование
|
Всеобщий интерес студентов к лекции
| Запись конспекта, контроль посещаемости студентов
| Неконтролируемость процесса обучения, шум в аудитории
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Общая трудоёмкость (часах)
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Учебная работа
| В.т.ч.
активных форм
| Самостоятельная работа
|
| | | | всего
| лекции
| Практ.
|
| Основные понятия, предмет, система ПО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Законодательство и иные правовые акты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Судебная власть. Судебная система
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие правосудия и принципы его осуществления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Статус судей и заседателей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основное звено судов общей юрисдикции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Суды среднего звена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Верховный суд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Военные суды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Конституционный Суд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Арбитражные суды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Организационное обеспечение деятельности судов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Прокуратура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Организация выявления и расследования преступления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Юридическая помощь и ее организация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР 6 час., Итого: 108 ч.
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Название тем и разделов
| Всего часов
| Аудиторные занятия (час), в том числе:
| Кол-во часов на самостоятельную работу
|
Лекции
| Семинары
|
Модуль № 1
|
Введение. Предмет, методы и периодизация правоохранительных органов.
|
|
|
|
|
|
Темы 1-6 Судебная власть и судебная система РФ
|
|
|
|
|
Модуль № 2
Модуль № 3
Тема 8-9. Организация выявления и расследования преступлений.
|
|
|
|
|
Темы 10-14Органы обеспечения охраны правопорядка и безопасности РФ.
|
|
|
|
|
Модуль №4
|
Тема 15. Органы по обеспечению
правовой помощи.
|
|
|
|
|
Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины
Б.3.В.9. Правоохранительные органы
Воспользуйтесь поиском по сайту: