Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.
Совокупный спрос - реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. AD складывается из расходов на потребление, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт). ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ AD При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в том числе и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Вторая причина – эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Третья причина – эффект импортных закупок. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, растет совокупный спрос. Смещение кривой AD0, показанное на рис. 2.3, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD1), что будет характеризовать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD2). НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ AD:
уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги, процентные ставки, льготные кредиты, динамика расходов, колебания валютных курсов. Совокупное предложение – все конечные товары и услуги, которые производят в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен. Графическая модель совокупного предложения – кривая совокупного предложения (AS), которая отражает прямую или положительную зависимость, т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства. Неценовые факторы, влияющие на предложение и вызывающие сдвиг кривой AS в сторону увеличения или сокращения, могут быть связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производительности труда, правовых нормах, предпринимательских способностях и пр. (рис. 2.4а). Особенности классического подхода макроэкономического равновесия: Классики исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. В конечном счете, в экономике всегда достигается объем производства, соответствующий полной занятости. Кривая AS вертикальна и фиксирована на уровне потенциального объема производства (рис. 2.5). Изменение совокупного спроса не влияет на реальный объем производства и занятость, а имеет следствием только изменение цен. Особенности кейнсианского подхода макроэкономического равновесия: Модель исходила из того, что цены и заработная плата слабо меняются, особенно в краткосрочном периоде. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь – совокупный спрос создает предложение. В графической интерпретации кейнсианской модели с негибкими ценами соответствует горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения. Когда предложение достигает потенциального объема производства, кривая приобретает вертикальный вид (пунктирный отрезок кривой AS на рис. 2.6). Реальный объем производства, определяется спросом, т.е. можно утверждать, что снижение совокупного спроса (от AD1 к AD2) приведет к уменьшению реальных объемов производства (от Y1 к Y2).
8. Потребление как составная часть совокупного спроса. Факторы, влияющие на потребление. Функция потребления: содержание и графическая интерпретация. Предельная склонность к потреблению. На потребление приходится, как правило, больше 50% общей величины сов.D. В США около 68%, в России 52%. Потребительский D определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, эк.ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, ур.налогообложения, полит. и демограф.ситуацию, привычки людей, ставки % по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Однако со времен Дж.М.Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход. Структура потребления каждого человека или семьи индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Если доход становится выше, то увеличиваются расходы на предметы длительного пользования, одежду, сбережения. Если доход мал, то деньги тратятся на необходимые товары. Функция потребления – исследует общий ур. и динамику потребления. Потребление (С) как функция дохода (Y): C = f(Y) Фун-я C показывает зав-ть C от располагаемого дохода. Если бы весь доход шел на С, то ситуация характеризовалась бы прямой под углом 45° в координатах “доходы – расходы”. Но в реальной жизни этого не происходит. Опираясь на логику здравого смысла, мы легко спрогнозируем, что потребитель тратит полностью весь располагаемый доход тогда, когда доход равен “прожиточному минимуму” (точка Е на рис. 2.7). Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить C, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать S предыдущих периодов (отрицательные сбережения). Предельная склонность к потреблению (показатель характеризующий реакцию потребителя на изменение дохода). Предельная склонность к потреблению (MPC): показывает, какая часть прироста дохода (ΔY) используется на прирост потребления (ΔС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода. Сумма МРС и MPS (предельной склонности к сбережению) для любого изменения дохода всегда равна 1:
Это дает возможность выражать один показатель через другой: МРС + MPS = 1, или MPS = 1 – МРС. Функция потребления (с использованием показателей MPC и MPS): С = с + MPC (Y – Т), где с – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода; МРС – предельная склонность к потреблению; Y – доход; Т – налоговые отчисления. Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то МРС и MPS есть не что иное, как производные этих функций (ΔС/ΔY; ΔS/ΔY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения.
9. Сбережения как составная часть дохода. Факторы, определяющие степень бережливости. Функция сбережения: содержание и графическая интерпретация, предельная склонность к сбережению. Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потр.расходов, составляют сбережения, т.е. сберегаемая часть дохода. Если классики (классическая школа) связывали стремление населения к сбережению с величиной % ставки, то Кейнс отметил, что склонность людей сберегать обусловлена, изменениями в доходе. Но помимо дохода стремление сберегать формируется под влиянием большого спектра причин: желание обеспечить эк.независимость, скопить деньги на старость, решить проблемы подрастающих детей и т.д. Объем нац.сбережений – важнейший показатель развития эк-ки, один из 10 агрегатов СНС наряду с ВВП, ВНД и пр. Он требуется не только для анализа ур.жизни, но и как один из источников финансирования инвестиций. Правительства практически всех развитых стран очень бережно относятся к S граждан, стараются стимулировать население к S, освобождая % доход от налога, как в Японии, или выплачивая доп.премии по сберегательным счетам на длительный срок, как в Германии. Тем самым гос-ва пытаются способствовать росту инвестиций и в целом эк.росту.
Функция сбережения – исследует общий уровень и динамику сбережений. Сбережения (S), равные разнице между доходом (Y) и потреблением (С): S = Y – C, или S = Y – f(Y). Графическая интерпретация фун-и S, т.е. сбережения от располагаемого дохода, представляет собой как бы зеркальное отражение фун-и C. Построенная в координатах “сбережения – доход”, она наглядно демонстрирует ситуации в потребительском поведении, возникающие при изменении дохода – нулевое (точка Е), отрицательное (слева от точки Е) и положительное (справа от точки Е) сбережения (рис. 2.8). Предельная склонность к потреблению (показатель характеризующий реакцию потребителя на изменение дохода) MPS, показывает, какая часть прироста дохода (ΔY) используется на прирост сбережения (ΔS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода. Сумма МРС и MPS (предельной склонности к сбережению) для любого изменения дохода всегда равна 1: Это дает возможность выражать один показатель через другой: МРС + MPS = 1, или MPS = 1 – МРС. Функция сбережения (с использованием показателей MPC и MPS): S = s + MPS(Y – T), где s – автономные сбережения; MPS – предельная склонность к сбережению. Если рассматривать функции потребления и сбережения как непрерывно дифференцируемые, то МРС и MPS есть не что иное, как производные этих функций (ΔС/ΔY; ΔS/ΔY). Данные показатели и будут определять крутизну (tg угла наклона) функций потребления и сбережения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|