Семинар 4. Культура как смысловой мир человека
Цели и задачи занятия: определить связь «человек - культура»; особенности различных форм человеческой деятельности; роль творчества в процессе формирования человека. Основные понятия и категории темы: введение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»; «потребность»; понятия: «смысл», «значение»; «творчество»; «культурная идентификация». План семинара 1. Личность как субъект культуры. Понятие субъект культуры. Культура как образ. Понятия «индивид» – «индивидуальность» – «личность». 2. Формы взаимодействия личности и культуры. Процессы инкультурации, социализации и социальной адаптации. Идентификация культурная. Вопросы для конспектирования Группа А 1.Объясните определение человека: «Человек как творец культуры и творение культуры». 2. Что понимается под субъектом культуры в культурологии? 3. Чем обусловлена проблема соотношения природного и культурного начал в человеке и как она решается конкретными мыслителями? 4. Укажите ряд действий и потребностей, характерных для животного и человека. Определите различия в способе их реализации человеком и животным.
Группа В 5. Дайте понимание утверждения: «Культура есть смысловой мир человека». Назовите виды смыслов. Чем отличается смысл от значения? 6. Всякая ли деятельность рождает культуру? В чем отличие творческой и нетворческой деятельности? 7. Что такое «благоговение перед жизнью»? 8. Как, по мнению русских философов, определяется роль русской культуры в общемировом культурном процессе?
Группа С 9. Почему Ф. Ницше считал человека еще незавершенным животным? 10. Как Н. А. Бердяев понимал творчество? 11. Что означает формула К. Ясперса: «Человек существо открытое»?
Темы для докладов 1. Проблема человека в культуре. 2. Индивид – индивидуальность – личность. 3. Человек в контексте культурных антиномий жизнь – смерть; смысл жизни; судьба; рок; оптимизм – пессимизм. 4. Культура и власть. 5. Феномен интеллигентности.
Литература 1. Булганов, С. Человекобог и человекозверь/С. Булганов //Лики культуры. Альманах. – М., 1995. – Т.1. – С. 276-321. 2. Вебер, М. Наука как призвание и профессия/М. Вебер //Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991– C. 135. 3. Виндельбанд, В. О Сократе/ В. Винднльбанд //Лики культуры: Альманах. – М., 1995. – Т.1. – С. 121-142. 4. Гуревич, П.С. Философия культуры/ П.С. Гуревич. – М., 1994. –С. 158-162. 5. Гуревич, П.С. Культурология/ П.С. Гуревич. – М., 2001. 6. Зиммель, Г. Истина и личность/ Г. Зиммель//Лики культуры: Альманах. – М., 1995. – Т.1. – С. 185 –202. 7. Лессинг, Г. Воспитание человеческого рода/Г. Лессинг//Лики культуры: Альманах. – М., 1995. – С.470-499. 8. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности/Ю. Хабермас//Лики культуры: Альманах. – М., 1995. 9. Шопенгауэр, А. Что представляет собой человек/А. Шопенгауэр //Мир как воля и представление. – М., 1990. – С. 24. 10. Лосев, А.Ф. Об интеллигентности/А.Ф. Лосев//Дерзание духа. – М., 1994. – С.314-322. Тест 1. Для самопроверки
(необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных) 1. Переводите латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»: полис; мегаполис; ойкумена; город.
2. Назовите черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов: культурные аспекты; культурный императив; культурные различия; универсалии культурные.
3. Назовите европейского мыслителя, написавшего работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:
Ф. Ницше; О. Шпенглер; Г. Спенсер; Дж. Фрэзер.
4. Назовите научное направление, ориентированное на философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего общественного феномена: философия культуры; социология культуры; идеология культуры; социодинамика культуры.
5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой? Она выступает как: носитель культурных ценностей; субъект культурного творчества; творец культурного процесса; субъект культурного воздействия.
6. Назовите, что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры: сознание; игра; труд; деятельность.
6. Специфика социокультурного знания состоит в том, что оно: носит энциклопедический характер; отличается прагматическим характером; ему присущи ценностные установки; характеризуется дидактическими установками.
8. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, продукт культуры? Архаизм. Артефакт. Архе. Архетип.
9. Назовите процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа: антропопатизм; антропосоциогенез; антропоморфизм; антропогенез.
10. Назовите функцию культуры, которая нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части: организационно-регулятивная; коммуникативно-информационная; адаптационная; функция социализации.
11. Какую из перечисленных культурных ценностей можно отнести к первобытной морали? Обрядовое действие. Система табу. Ритуальный танец. Формы мифологического творчества.
12. культурология это: теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения; система физических упражнении с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры; научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации; общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.
13. Назовите механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов, действие, которого заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строго следования таким формам: традиция культурная; традиция социальная; традиция национальная; традиция народная.
14. Назовите уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их: интеллектуальная культура; интеллектуальные достижения; интеллектуальное развитие; интеллектуальный уровень;
15. Назовите исследователя, который полагал, что культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»: Л. Морган; Э. Тайлор; О. Шпенглер; Б. Малиновский.
16. Назовите подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь: психологический; социологический; этнографический; исторический.
17. Назовите одно из направлений изучения культурологии: исторические аспекты развития природы; исторические вопросы становления жизни на Земле; исторические проблемы становления геологического строения Земли; культурные аспекты различных областей общественной жизни, особенно духовная сфера.
18. Как понимается цивилизация в рамках культурологического подхода в первой половине ХХ в. (по Шпенглеру О.)? Уровень развития науки, достигнутый в определенный отрезок времени. Начало культурного развития человечества, совпадающее с возникновением человека. Высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Культурология не может заниматься исследованием цивилизации: это дело специальной отрасли знания – цивилиологии.
19. Л. Уайт выделил в культуре три аспекта, или подсистемы. Назовите их: постиндустриальная, этическая, национальная; техническая, эстетическая, идеалистическая; индустриальная, рациональная, локальная; технологическая, социальная, идеологическая.
20. Научность культурологии состоит в способности: осуществлять сбор фактического материала; открывать основные закономерности развития культуры; делать эмпирические заключения; гибко применять математико-статистические методы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|