Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 4. Культура как смысловой мир человека




Цели и задачи занятия: определить связь «человек - культура»; особенности различных форм человеческой деятельности; роль творчества в процессе формирования человека.

Основные понятия и категории темы: введение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»; «потребность»; понятия: «смысл», «значение»; «творчество»; «культурная идентификация».

План семинара

1. Личность как субъект культуры. Понятие субъект культуры. Культура как образ. Понятия «индивид» – «индивидуальность» – «личность».

2. Формы взаимодействия личности и культуры. Процессы инкультурации, социализации и социальной адаптации. Идентификация культурная.

Вопросы для конспектирования

Группа А

1.Объясните определение человека: «Человек как творец культуры и творение культуры».

2. Что понимается под субъектом культуры в культурологии?

3. Чем обусловлена проблема соотношения природного и культурного начал в человеке и как она решается конкретными мыслителями?

4. Укажите ряд действий и потребностей, характерных для животного и человека. Определите различия в способе их реализации человеком и животным.

 

Группа В

5. Дайте понимание утверждения: «Культура есть смысловой мир человека». Назовите виды смыслов. Чем отличается смысл от значения?

6. Всякая ли деятельность рождает культуру? В чем отличие творческой и нетворческой деятельности?

7. Что такое «благоговение перед жизнью»?

8. Как, по мнению русских философов, определяется роль русской культуры в общемировом культурном процессе?

 

Группа С

9. Почему Ф. Ницше считал человека еще незавершенным животным?

10. Как Н. А. Бердяев понимал творчество?

11. Что означает формула К. Ясперса: «Человек существо открытое»?

 

Темы для докладов

1. Проблема человека в культуре.

2. Индивид – индивидуальность – личность.

3. Человек в контексте культурных антиномий жизнь – смерть; смысл жизни; судьба; рок; оптимизм – пессимизм.

4. Культура и власть.

5. Феномен интеллигентности.

 

Литература

1. Булганов, С. Человекобог и человекозверь/С. Булганов //Лики культуры. Альманах. – М., 1995. – Т.1. – С. 276-321.

2. Вебер, М. Наука как призвание и профессия/М. Вебер //Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991– C. 135.

3. Виндельбанд, В. О Сократе/ В. Винднльбанд //Лики культуры: Альманах. – М., 1995. – Т.1. – С. 121-142.

4. Гуревич, П.С. Философия культуры/ П.С. Гуревич. – М., 1994. –С. 158-162.

5. Гуревич, П.С. Культурология/ П.С. Гуревич. – М., 2001.

6. Зиммель, Г. Истина и личность/ Г. Зиммель//Лики культуры: Альманах. – М., 1995. – Т.1. – С. 185 –202.

7. Лессинг, Г. Воспитание человеческого рода/Г. Лессинг//Лики культуры: Альманах. – М., 1995. – С.470-499.

8. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности/Ю. Хабермас//Лики культуры: Альманах. – М., 1995.

9. Шопенгауэр, А. Что представляет собой человек/А. Шопенгауэр //Мир как воля и представление. – М., 1990. – С. 24.

10. Лосев, А.Ф. Об интеллигентности/А.Ф. Лосев//Дерзание духа. – М., 1994. – С.314-322.


Тест 1. Для самопроверки

 

(необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных)

1. Переводите латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

 полис;

 мегаполис;

 ойкумена;

 город.

 

2. Назовите черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов:

 культурные аспекты;

 культурный императив;

 культурные различия;

 универсалии культурные.

 

3. Назовите европейского мыслителя, написавшего работу «Закат Европы», ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:

 Ф. Ницше;

 О. Шпенглер;

 Г. Спенсер;

 Дж. Фрэзер.

 

4. Назовите научное направление, ориентированное на философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего общественного феномена:

 философия культуры;

 социология культуры;

 идеология культуры;

 социодинамика культуры.

 

5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой? Она выступает как:

 носитель культурных ценностей;

 субъект культурного творчества;

 творец культурного процесса;

 субъект культурного воздействия.

 

6. Назовите, что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

 сознание;

 игра;

 труд;

 деятельность.

 

6. Специфика социокультурного знания состоит в том, что оно:

 носит энциклопедический характер;

 отличается прагматическим характером;

 ему присущи ценностные установки;

 характеризуется дидактическими установками.

 

8. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, продукт культуры?

 Архаизм.

 Артефакт.

 Архе.

 Архетип.

 

9. Назовите процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

 антропопатизм;

 антропосоциогенез;

 антропоморфизм;

 антропогенез.

 

10. Назовите функцию культуры, которая нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части:

 организационно-регулятивная;

 коммуникативно-информационная;

 адаптационная;

 функция социализации.

 

11. Какую из перечисленных культурных ценностей можно отнести к первобытной морали?

 Обрядовое действие.

 Система табу.

 Ритуальный танец.

 Формы мифологического творчества.

 

12. культурология это:

 теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения;

 система физических упражнении с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры;

 научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации;

 общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры.

 

13. Назовите механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов, действие, которого заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строго следования таким формам:

 традиция культурная;

 традиция социальная;

 традиция национальная;

 традиция народная.

 

14. Назовите уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их:

 интеллектуальная культура;

 интеллектуальные достижения;

 интеллектуальное развитие;

 интеллектуальный уровень;

 

15. Назовите исследователя, который полагал, что культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»:

 Л. Морган;

 Э. Тайлор;

 О. Шпенглер;

 Б. Малиновский.

 

16. Назовите подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь:

 психологический;

 социологический;

 этнографический;

 исторический.

 

17. Назовите одно из направлений изучения культурологии:

 исторические аспекты развития природы;

 исторические вопросы становления жизни на Земле;

 исторические проблемы становления геологического строения Земли;

 культурные аспекты различных областей общественной жизни, особенно духовная сфера.

 

18. Как понимается цивилизация в рамках культурологического подхода в первой половине ХХ в. (по Шпенглеру О.)?

 Уровень развития науки, достигнутый в определенный отрезок времени.

 Начало культурного развития человечества, совпадающее с возникновением человека.

 Высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

 Культурология не может заниматься исследованием цивилизации: это дело специальной отрасли знания – цивилиологии.

 

19. Л. Уайт выделил в культуре три аспекта, или подсистемы. Назовите их:

 постиндустриальная, этическая, национальная;

 техническая, эстетическая, идеалистическая;

 индустриальная, рациональная, локальная;

 технологическая, социальная, идеологическая.

 

20. Научность культурологии состоит в способности:

 осуществлять сбор фактического материала;

 открывать основные закономерности развития культуры;

 делать эмпирические заключения;

 гибко применять математико-статистические методы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...