Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восточный и западный типы культуры




Культура универсальна. Но исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить различия определенных культур.

Пространственным (синхронным) членением мира культуры выступает выделение двух регионов – Запада и Востока Это деление не территориальное и не жестко хронологическое – оно подвижно Дихотомия Восток – Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета.

Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах. Запад связан с частнособственнической активностью, с капиталистическим уровнем товарно-рыночных отношений, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений, не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства отразились в различии духовного мира специфичности религиозных умопостроений, в правилах и обычаях, в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока наложили отпе­чаток на все проявления их культурного бытия.

1. На рубеже XX XXI вв. обнаружился неадекватный ха­рактер представлений об основном противоречии современной эпохи как противостоянии капитализма и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального общества, ипостасями противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются "Запад" и Восток" которые традиционно характеризуются как жизнеустроительные полярности: Запад – это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток – духовность, созерцательность, коллективизм и тоталитаризм.

2. Материализм и рационализм Запада – такая же достоверность, как и устойчивая идеалистическая традиция в его научной, нравственной, эстетической, религиозной и философской культуре. Иррационален характер творчества титанов Античной культуры, Средневековья, Возрождения и Просвещения, современности. Но и традиционный западный материализм – не всегда добродетель. Плодотворным является материализм, освященный высоким духовным смыслом, который вырастал как из западной действительности, так и является следствием освоения восточных влияний, которые ассимилировались Западом.

3. Западный практицизм выявился на пороге Нового времени и в полном объеме предстал в современной западной динамике. Дело ради дела, пассионарная энергетика внешнего обустройства – поучительная ипостась западного образа жизни. Неограниченный активизм обнаруживает и негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное здесь – утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, то есть уничтожение самоценности и уникальности личности.

4. Самооценка Запада как колыбели и «двигателя» свободы личности и демократии объясняется потребностями идеологического обеспечения вестернизации современного мира. Зарождение и развитие демократии, ее поздний симбиоз с индивидуализмом и либерализмом – все это Запад. В то же время в западной же реальности – от античных демократий до современных либеральных – именно общность, принадлежность гражданина к полису или индивида к страте – является системообраэующей и авторитарной максимой. Но Запад – не только авторитаризм, но периодически и тоталитаризм. Инквизи­ция, Варфоломеевская ночь, якобинская гильотина, нацизм в центре Европы – это плоды не экспансии «восточного деспотизма», а катастрофичной неспособности Запада к разрешению назревших противоречий. Преодолеть последний тоталитарный синдром оказалось возможным только вместе с Востоком.

5. Эволюция восточного культурно-цивилизационного ком­плекса во многом совпадает с чертами, характерными для «западного», и часто по времени и глубине воздействия опережает его, объясняя генезис ряда западных феноменов. Россия сама идентифицирует себя как не Запад и не Восток, а европейский культурно-цивилизационный комплекс на евразийском континенте. Приливы и отливы деятельного активизма у нас определялись способностью творческогоответа на вызовы времени. Индивидуальное личностное на­чало выступало не эфемерной антитезой авторитаризма, а условием свободной соборности. В этом – свидетельство возможности личной свободы не только в западной системе координат. Общинный же принцип принудительного коллективизма, механической "сборности" неизменно приво­дил к вырождению авторитаризма в тоталитаризма.

6. Современность впервые ставит человечество перед дилеммой конвергенции или дивергенции культурно-цивилизационных комплексов Запад и Восток. Выбор из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций – к глобализации интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия. Концепции конвергенции (как суммы положительных черт осевых культурно-цивилизационных комплексов) быстро обнаружили механицизм такого подхода: абсолютизация его общецивилизационных оснований, их индифферентность к органике различных культур. Дивергенция же тяготеет к абсолютизации самодостаточности локальных или региональных культур. Доведенная до разрыва с общечеловеческими ценностями она также контрпродуктивна.

7. Конструктивный подход – в синтезе культурно-цивилизационных комплексов как органическом единстве человеческого рода вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.

В современных исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.

Таким образом, традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

а) традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада;

б) связь человека со своей социальной группой и подчинение ей;

в) неотделимость мировосприятия человека как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта;

г) обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф.

Западная культура (европейская) в своем основном значении – это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время. Термин «западная» говорит о ее отличиях от восточной культуры в плане как внутренних импульсов и культурных установок, так и в плане их исторических последствий, результатов, прежде всего в технологической области. Поэтому еще называют – техногенная культура. Исторически европейская культура базируется на экспериментальной науке и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...