Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая эффективность применения логистики при оценке функционирования производственно-транспортных систем




 

Логистика - универсальный практический инструмент оптимального планирования, контроля и управления транспортировкой грузов различными видами транспорта и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации. Это оптимизирующий инструмент поиска схемы обеспечения своевременной доставки товара к местам назначения при обязательном сокращении транспортных расходов. Проблемы рационализации перевозок имеют технические, ценовые, правовые, организационные и другие аспекты. Оптимальная организация перевозок требует меньше инвестиций, позволяет снять проблемы несогласованности работы разных видов транспорта еще на этапе планирования перевозок груза [6].

Необходимо подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики привлекательность той или иной работы определяется, в конечном счете, финансовой выгодой. И если сокращение затрат клиентов-пользователей транспортных услуг очевидно выражается в уменьшении транспортной составляющей в цене продукции, рационализации использования перевозочных ресурсов партнеров, обеспечивающих доставку грузов, в получении транспортными предприятиями дополнительных доходов, то одной из важнейших целей применения логистики является получение коммерческой выгоды за счет разработки и организации оптимальных схем доставки грузов всеми видами транспорта по территории России и других государств на основе единого технологического и информационного процесса, объединяющих деятельность всех видов транспорта.

Железные дороги России являются ключевым и системообразующим звеном на российском рынке транспортных услуг (80 % объема грузовых перевозок) и наиболее подготовлены технически, технологически и организационно для внедрения логистики. Высокий уровень информатизации на российских железных дорогах, создание мощных сетей связи на основе инновационных технологий позволяет применять новые методы и инструменты планирования и оптимизации перевозок, что создает основу для эффективного согласования процессов перевалки на другие виды транспорта и приема/сдачи грузов на пограничных переходах, регулирования вопросов, связанных с рациональным использованием транспортных средств.

Логистическая цепь - упорядоченная последовательность событий материального и сопутствующих ему информационного и финансового потоков в процессе доставки товаров потребителям, включающая собственно транспортные операции (т.е. операции, связанные с территориальными перемещениями грузов), операции управленческого характера, операции погрузки и выгрузки. Логистическая цепь включает маршрут движения груза и звенья, выполняющие локальные логистические операции или функции. Звеньями логистической цепи являются предприятия транспорта, подразделения крупных транспортных корпораций или транспортные агенты, в том числе за рубежом, компании-операторы, владеющие собственным подвижным составом, таможенные брокеры, терминалы, морские и речные порты, зарубежные логистические центры. Таким образом, полная логистическая цепь - это упорядоченное множество звеньев, по которым проходят потоки от отправителя до получателя грузов.

Рассмотрение процесса доставки как логистической цепи объединяет процессы, связанные с производством, транспортировкой и сбытом в комплексную макрологическую систему. Такой подход обуславливает определенную интеграцию и возможность получения результата, отличного от суммы отдельных эффектов, получаемых в рамках определенной деятельности.

Исследование любой хозяйственной деятельности предполагает комплексное использование групп показателей, наиболее важными из которых являются - стоимостные, количественные и качественные, так как именно эти группы характеризуют основные уровни деятельности предприятия.

Для логистической цепи система показателей определяется конкретными условиями ее функционирования, так как экономические показатели изучаются в тесном взаимодействии с техникой и технологией производства, его организацией.

Общими интегральными показателями, характеризующими функционирование всей цепи в целом будут являются показатели:

. Общая прибыль функционирования логистической цепи, как обобщающий стоимостной показатель, характеризующий финансовые результаты работы участников логистического процесса:

 

Плц=Влц-Злц,

 

где Вф/лц- выручка от результата функционирования логистической цепи,

Зф/лц- совокупные затраты от функционирования логистической цепи.

С учетом взаимодействия участников цепи актуализируется вопрос дистанцирования прибыли между ними.

. Производительная сила логистической цепи, как обобщающий количественный показатель, характеризующий производственные возможности цепи. Анализ, рассматриваемой нами логистической цепи при перевозке экспортных грузов показал, что она имеет производственную и транспортную составляющие. Для производственной составляющей целесообразно воспользоваться понятием (показателем) мощности. Особенностью транспортной (железнодорожный транспорт) составляющей является цикличность перевозочного процесса, для оценки которого используют показатели продолжительности цикла и его емкости. При этом следует учитывать зависимость продолжительности цикла всей технологической цепочки (технологии перевозки) от продолжительности циклов элементов, входящих в нее и структуру взаимосвязей между элементами цепи:

производственная часть, рассматриваемой логистической цепи представляется как мощностью последовательной структуры, так и мощностью параллельной структуры: при последовательной структуре Млц= min(M1, M2, … Mi), при параллельной структуре Млц= å M j; j=1 j= n;

для транспортной составляющей:

производительная сила последовательной структуры Рлц= min (P1, P2, … Pi) при величине цикла Тлц=åti: j=1 j= n; производительная сила параллельной структуры Рлц=åPj: j=1 j= n; при величине цикла Тлц= max(t1, t2, … tj);

. Эффективность функционирования логистической цепи, как интегральный показатель

 

Элц=

 

 

 

где - суммарный экономический эффект или ущерб от изменения отдельных натуральных показателей качества элементов логистической цепи,

Злц- совокупные затраты от внедрения логистических технологий.

Для повышения конкурентоспособности на основе логистического подхода также необходимо первоочередное решение вопросов, касающихся тарифной политики, нормативно-правового регулирования, таможенной политики.

Для России в сложившихся экономических условиях особую актуальность приобретает задача внедрения в транспортный процесс так называемых сконцентрированных технологий, позволяющих максимально сократить издержки и улучшить финансовое состояние предприятий в период экономической нестабильности. Примером сконцентрированных технологий перевозочной работы, является доставка грузов "от двери до двери", которая обеспечивает наилучшие из возможных качественные показатели эксплуатационной работы и высокую конкурентоспособность транспортного обслуживания клиентуры при минимуме предельных издержек. К концентрированным относятся и так называемые интермодальные технологии, ориентированные на рыночное кооперирование потенциальных конкурентов. Все эти технологии построены по принципам логистики и рационально сочетают в себе преимущества всех участников единой цепи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...