Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контейнеризация грузов - важнейшее направление развития перевозочного процесса на принципах логистики




 

Важнейшей задачей успешной перевозки грузов является обеспечение сохранности перевозимых грузов путём соблюдения оптимальных режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и созданий условий сохранения качества грузов в процессе перевозки. Важным направлением в технологии и организации перевозки грузов является контейнеризация перевозочного процесса [7].

В настоящее время мировой уровень контейнеризации грузов составил более 63%, т. е. из общего объема контейнеропригодных грузов более половины перевозится в контейнерах. Согласно прогнозам, этот показатель к 2012 г. составит более 70%.

Наиболее высокая динамика развития контейнерных перевозок приходится на последние 15 лет. В этот период объем переработанных контейнеров в портах мира в среднем возрастал на 8-10% в год. Так, в 1990 г. объем переработанных контейнеров в мире составил более 88 млн TEU, в 2000 г. - 210 млн TEU, в 2001 г. - 220 млн TEU, а в 2003 г. - более 250 млн TEU, в 2007 - 490 млн TEU. Наибольший объем контейнерных перевозок в настоящее время приходится на морской транспорт, что связано с мировой потребностью межконтинентального товародвижения. Следует отметить, что за последние 10 лет изменяется структура участия регионов в мировой торговле: на 5 % снизилась доля Европы, на 4% - Северной Америки, на 11 % увеличилась доля Азии. Высокий рост объемов контейнерных перевозок связан не только с ростом мировой экономики, но и с совершенствованием технологий доставки грузов. Эмпирически установлено, что темпы роста контейнеризации грузов в мире примерно на 2-3% выше темпов роста мировой торговли.

В 2007 году российскими железными дорогами было перевезено 1,4 млн. TEU крупнотоннажных контейнеров с 18,4 млн. тонн грузов, что на 17% больше уровня 2006 года (табл. 9.4). В среднем рынок контейнерных перевозок в России увеличивается на 15-18% в год. Крупнейшим российским контейнерным оператором является ОАО "ТрансКонтейнер" - дочернее общество ОАО "РЖД". В его имущественный комплекс входит 47 контейнерных терминалов, 24 тыс. фитинговых платформ и более 53 тыс. крупнотоннажных контейнеров.

 

Таблица 9.4 Динамика объемов перевозок крупнотоннажных контейнеров

Вид перевозки

Объем перевозок, тыс. ДФЭ

Структура объемов перевозок, %

  2005 2006 2007 2005 2006 2007
Всего, в т.ч. 1 100,4 1 190,2 1 392,0 100,0 100,0 100,0
внутренние перевозки 517,2 546,2 569,7 47,0 45,9 40,9
международные перевозки, в т.ч. 583,1 644,1 822,3 53,0 54,1 59,1
импорт 167,2 229,6 351,3 15,2 19,3 25,2
транзит 136,8 96,3 124,8 12,4 8,1 9,0
экспорт 279,1 318,2 346,2 25,4 26,7 24,9

 

Вхождение России в мировую экономическую систему, а также в систему международного товародвижения требует согласованного функционирования и комплексного развития контейнерной транспортной системы (КТС) с различными отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства, а также координации работы всех взаимодействующих видов транспорта. Единство достигается улучшением разных форм координации: технической, технологической, экономической, организационной, управленческой и правовой.

КТС включает в себя парк универсальных и специализированных контейнеров, подвижной состав для их перевозки (фитиновые платформы), средства механизации погрузочно-разгрузочных работ с контейнерами, контейнерные площадки и склады для хранения контейнеров (контейнерные терминалы). Основу комплекса технических средств КТС составляет парк контейнеров.

Контейнер представляет собой конструкцию, стандартную по размерам и максимальной массе брутто, имеющую обозначения и надписи в соответствии с государственными стандартами или другими нормативными техническими документами, а также приспособления для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Контейнеры классифицируются по следующим признакам: по назначению, по типам перевозимых грузов, по принадлежности, по максимальной массе брутто.

По назначению контейнеры подразделяются на специализированные и универсальные. Под универсальным контейнером понимается унифицированная единица транспортного оборудования, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов. Специализированные контейнеры предназначены для перевозки одного вида грузов, пребующих соблюдения специфических условий для их транспортировки: например, жидких, сыпучих, гранулированных, пылевидных, мелкокусковых, крупнокусковых [8]. К специализированным относятся также изотермические контейнеры: термосы, охлаждаемые, обогреваемые и наиболее распространенные с устройствами для охлаждения и обогрева. Они используются для перевозки скоропортящихся продуктов, требующих поддержания во время перевозки и хранения установленного температурного режима, влажности и других условий.

Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям и, как правило, не имеют порожнего пробега или имеют небольшой порожний пробег. Специализированные контейнеры принадлежат предприятиям (отправителям и получателям) и имеют, как правило, порожний пробег, равный гружёному (также как и специализированные поддоны), что является их существенным недостатком [9].

По типам перевозимых грузов подразделяются на контейнеры для сыпучих грузов, контейнеры-цистерны, изотермические контейнеры, узкоспециализированные контейнеры.

По принадлежности контейнеры подразделяются на следующие группы: контейнеры, принадлежащие грузовладельцам, контейнеры, принадлежащие транспортно-экспедиторским и операторским компаниям, контейнеры, находящиеся во владении инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В зависимости от максимальной массы брутто контейнеры подразделяются на среднетоннажные с максимальной массой брутто более 2,5 т, но менее 10 т и крупнотоннажные с максимальной массой брутто, равной 10 т и более.

К основным техническим характеристикам контейнеров относятся: масса брутто; грузоподъемность; полезный внутренний объем; погрузочная площадь, габаритные и внутренние размеры, размеры загрузочно-разгрузочных устройств (двери, люки); собственная масса (тара); коэффициент тары [10].

Высокие темпы развития мировой торговли, стабильный рост экономики России, стремление компаний снизить транспортную составляющую в конечной цене товара требуют совершенствования перевозочных технологий, важнейшими из которых являются контейнерные перевозки. Основными направлениями развития технических средств КТС на перспективу являются:

рост парка универсальных и специализированных контейнеров и оптимизация его структуры в соответствии с изменяющейся структурой грузов;

расширение сферы рационального использования крупнотоннажных контейнеров;

ускорение темпов создания, внедрения специализированных контейнеров разных типов и существенное расширение сферы их эксплуатации;

реконструкция действующих и строительство новых крупных контейнерных терминалов и специализированных контейнерных пунктов;

создание перспективного подвижного состава, в том числе удлиненных платформ повышенной вместимости, платформ для перевозки контейнеров в два яруса, а также платформ для контрейлерных перевозок;

усиление средств механизации и автоматизации на погрузочно-разгрузочных и складских работах, расширение применения кранов большой грузоподъемности, тяжелых автопогрузчиков, автомобилей-самопогрузчиков, а также легких высокоманевренных авто - и электропогрузчиков и другого подъемно-транспортного оборудования;

расширение сферы применения приспособленного для экономичной перевозки контейнеров универсального и специализированного подвижного состава - вагонов, автомобилей, автотягачей и автоприцепов, морских и речных судов, самолетов и вертолетов;

создание и расширение масштабов применения систем пневмоконтейнерного транспорта для перемещения сухогрузов.

В последние годы на российских железных дорогах успешно осваивается новая технология контейнерных перевозок - ускоренные контейнерные поезда. Маршрутные контейнерные поезда, как и пассажирские, следуют по расписанию. За 2007 год было отправлено 2426 контейнерных поездов, в которых перевезено более 250 тыс. TEU или почти треть всех объемов железнодорожных международных перевозок крупнотоннажных контейнеров.

В условиях развития рыночных отношений, повышения конкуренции на рынке транспортных услуг увеличивается парк контейнеров, прежде всего, специализированных, находящихся в собственности грузовладельцев, что снижает инвестиционную потребность организаций железнодорожного транспорта и повышает качество транспортного обслуживания.

Сферы наиболее экономичного использования контейнеров зависят от множества факторов: объема грузопотока и дальности перевозки грузов; размера отдельных их партий (отправок); рода груза и структуры грузопотока; наличия или отсутствия железнодорожных подъездных путей у грузовладельцев; формы снабжения поставщиками потребителей (складская или транзитная) и формы транспортно-экспедиционного обслуживания; типа и грузоподъемности подвижного состава, массы брутто контейнеров, типа и грузоподъемности средств механизации и других факторов.

Универсальные среднетоннажные контейнеры применяются для ускоренной и сохранной перевозки высокоценных тарно-штучных грузов мелкими и малотоннажными партиями при полном или частичном освобождении грузов от транспортной тары. Это позволяет сократить в несколько раз время накопления грузов, укрупнить разрозненные грузовые места и применить транзитную форму доставки грузов от поставщиков к потребителям.

Универсальные крупнотоннажные контейнеры применяются для ускоренной и сохранной перевозки среднетоннажных и повагонных отправок тарно-штучных грузов. При этом более высокий экономический эффект от применения таких контейнеров будет достигаться на крупных контейнерных пунктах и станциях с большим объемом работы, где сравнительно высока интенсивность использования средств механизации во времени.

Контейнерные перевозки позволяют наиболее экономично сочетать работу не только конкурирующих между собой видов магистрального транспорта, но и внутрипроизводственного с магистральным. Процесс подборки и формирования грузов в контейнеры нередко является прямым продолжением процесса производства продукции с качественными изменениями в его технологии. При этом исключаются или сводятся к минимуму затраты на переработку единичных грузовых мест на всех стадиях перемещения продукции от мест ее производства к местам потребления.

Важным направлением развития КТС является расширение сферы применения специализированных контейнеров разных типов и грузоподъемности. В настоящее время в сферу эффективного применения специализированных контейнеров входят перевозки концентратов руд цветных металлов, кальцинированной соды, цемента, некоторых видов минеральных удобрений, огнеупоров, листового стекла, муки, многих продуктов химической промышленности и сельского хозяйства, скоропортящихся грузов. Высокоэффективно расширение сферы применения изотермических контейнеров с жидкостной системой охлаждения для сохранной перевозки ранней капусты, персиков, ягод, черешни, а также продуктов животноводства и рыболовства.

Одним из направлений развития КТС является освоение перевозок навалочных грузов в большегрузных блок-пакетах. Пакетные перевозки обеспечивают решение тех же социально-экономических задач, что и контейнерные перевозки грузов. Но по сравнению с контейнерными перевозками они требуют намного меньших капиталовложений. Вместе с тем они вносят существенные качественные изменения в работу складского хозяйства на транспорте и промышленных предприятиях, создают возможности для оснащения складов механизированными и автоматизированными системами управления транспортно-складскими операциями.

Современным направлением развития системы комбинированных железнодорожно-автомобильных и других смешанных перевозок грузов является внедрение и расширение сферы применения контрейлерных перевозок. Такие перевозки сочетают преимущества автомобильного и железнодорожного транспорта. Благодаря довольно густой дорожной сети и высокой мобильности автомобильный транспорт может обеспечить подъезд к железнодорожному терминалу. Железнодорожный транспорт при перевозках на значительные расстояния существенно выигрывает по стоимости, скорости доставки. Контрейлерные перевозки позволяют сократить объем перевозимых грузов по автомобильным дорогам, повысить скорость и безопасность движения автомобильного транспорта. При передаче большегрузных автомобилей для контрейлерной перевозки на железнодорожный транспорт существенно уменьшается загрязнение окружающей среды продуктами сгорания автомобильного топлива.

Существующие системы контрейлерных перевозок классифицируются по типу используемого железнодорожного подвижного состава, виду перевозимой грузовой единицы и способу перегрузки автомобильных транспортных средств. В качестве грузовой единицы контрейлерной перевозки может выступать: отдельный автомобильный полуприцеп, автопоезд в составе тягача и полуприцепа, а также грузовой автомобиль с прицепом или без него.

К основным системам железнодорожных контрейлерных перевозок, получившим развитие в мировой практике, относятся:

перевозка полуприцепов на платформах с пониженной грузовой площадкой (платформы «с карманом»);

перевозка по системе «движущееся шоссе», обеспечивающая движение автопоездов вдоль состава при погрузке и разгрузке (горизонтальная погрузка);

перевозка полуприцепов, оборудованных устройствами установки на железнодорожные тележки и позволяющих соединять их в контрейлерный состав (система «RoadRailer»).

С позиций экономических интересов грузовладельцев технология железнодорожных контрейлерных перевозок эффективна только при условии осуществления перевозки грузов «от двери до двери» в короткие сроки и при более низких ценах, чем при прямой автомобильной перевозке.

Одним из направлений в сфере контейнеризации грузов является создание трубопроводных транспортно-технологических контейнерных систем. Особенно высока эффективность контейнерного пневмотранспорта сухогрузов: при полной автоматизации перемещения относительно невелики эксплуатационные расходы, исключены потери продукции.

Экономическая эффективность развития КТС определяется соотношением получаемого результата и необходимых затрат. Контейнеры - как универсальные, так и специализированные - являются, прежде всего, высокоэкономичными единицами транспортного оборудования. Одновременно они выполняют и функции многооборотной транспортной тары.

Контейнеризация дает экономию затрат при затаривании и упаковке грузов, повышает их сохранность при перевозке, снижает расходы на погрузочно-разгрузочные работы и капитальные вложения в строительство крытых складов. Применение контейнеров ускоряет доставку грузов и сокращает стоимость грузовой массы, единовременно находящейся в процессе транспортировки.

Эффект от применения контейнеров имеет не только экономический, но и социальный характер. При использовании контейнеров резко сокращается трудоемкость транспортно-складских операций, полностью ликвидируется тяжелый ручной труд на погрузочно-разгрузочных работах, увеличивается производительность, улучшаются условия, безопасность и культура труда работников транспорта и других отраслей производства, достигается экологический эффект за счет уменьшения отрицательного воздействия перевозимых грузов и транспортных процессов на окружающую среду. В итоге получается экономия прямых и сопутствующих затрат на транспорте, а также сопряженных затрат в смежных отраслях народного хозяйства.

При сравнении вариантов перевозки грузов в контейнерах и крытых вагонах суммарный экономический эффект включает в себя следующие составляющие.

.Экономия эксплуатационных расходов на затаривание и упаковку тарно-штучных грузов, получаемый грузоотправителями. Он составляет наибольшую часть внетранспортного эффекта и определяется по формуле:

 

 

где  - планируемый годовой объем перевозки грузов в контейнерах, т.;

Цкр, Цк - цена единицы транспортной тары (ящика, короба и др.) соответственно при перевозке груза в крытых вагонах и контейнерах, руб. (если при перевозке в контейнерах груз полностью освобождается от транспортной тары, Цк = 0);

q н - масса груза нетто, включая первичную упаковку в одном затаренном месте, т;

n об - число оборотов транспортной тары за срок ее службы;

k ФОТ - коэффициент, учитывающий расходы на заработную плату рабочих, занятых затариванием, упаковкой и распаковкой груза (1,05-1,10);

k pем - коэффициент, учитывающий расходы на ремонт транспортной тары за срок ее службы (1,03-1,05).

. Экономия эксплуатационных расходов на погрузочно-разгрузочные работы. Применение контейнеров позволяет осуществлять комплексную механизацию и автоматизацию этих работ, сокращать число погрузочно-разгрузочных операций и снижать их себестоимость. При применении крупнотоннажных контейнеров средняя себестоимость контейнеро-операции возрастает примерно в 1,5-2 раза, но с учетом роста статической нагрузки контейнера (с 2-4 до 12-15 т и более) средняя себестоимость тонно-операции снижается в 4-6 раз. Эксплуатационные расходы на погрузочно-разгрузочные работы при перевозке тарно-штучных грузов на железнодорожном транспорте в универсальных контейнерах по сравнению с перевозкой в крытых вагонах сокращаются примерно в 3 раза. Производительность труда при использовании среднетоннажных контейнеров повышается примерно в 4 раза, а - крупнотоннажных в 5-6 раз.

Экономия эксплуатационных расходов на погрузочно-разгрузочные работы за полный цикл перевозки грузов от склада грузоотправителя до склада грузополучателя определяется по формуле:

 

 

где Ст-о, Ск-о - средняя себестоимость соответственно тонно-операции и контейнеро-операции перевозок, руб.;

n т-о, n к-о - соответственно среднее число перегрузочных операций за цикл перевозки 1 т груза при перевозке в крытых вагонах и одного груженого контейнера;

k бр - коэффициент, показывающий отношение массы груза брутто (с транспортной его тарой) к массе нетто при традиционном способе перевозки в крытых вагонах (в среднем 1,2-1,3);пор - коэффициент, учитывающий погрузочно-разгрузочные операции с порожними контейнерами (в среднем 0,1-0,2);

p к - статическая нагрузка контейнера нетто, т.

. Повышение сохранности грузов, особенно при их перегрузке, перевалке с одного вида транспорта на другой и хранении. Почти полностью устраняются потери тарно-штучных грузов при перевозке их в универсальных контейнерах вместо крытых вагонов, резко сокращаются потери навалочных и скоропортящихся грузов при перевозке в специализированных контейнерах.

Эффект от повышения сохранности грузов определяется по формуле:

 

 

где Цгр - средняя стоимость одной тонны груза, доставляемой по контейнерной технологии, руб./т;

, - доля потерь грузов при перевозке в крытых вагонах и в контейнерах соответственно.

. Экономический эффект от ускорения доставки грузов в контейнерах. Его получают как на транспорте, так и в других отраслях экономики. Сокращается время на технические и коммерческие операции на станциях отправления, назначения и сортировки, уменьшается количество сортировок груженых контейнеров в пути следования. Общее время доставки грузов в контейнерах по сравнению с крытыми вагонами сокращается примерно на 1-2 сут. С внедрением КТС создаются условия для улучшения работы логистических компаний по системе прямых долгосрочных транспортно-экономических связей между поставщиками и потребителями. Расширяются возможности применения транзитной формы снабжения потребителей. За счет этого время доставки грузов ускоряется нередко на 4-6 сут и более при лучшей их сохранности и резком снижении затрат на хранение и транспортировку.

Эффект от ускорения сроков доставки грузов определяется на основе стоимостной оценки грузовой массы в пути по формуле:

 

 

где - продолжительность доставки грузов при их перевозке в крытых вагонах и контейнерах, сут.

. Эффект от снижения затрат на создание и хранение запасов на складе. Необходимость создания запасов в пунктах отправления и назначения, связанная не только со сроками доставки, но и с регулярностью или ритмичностью осуществления перевозок, приводит к омертвлению капитала. Величину омертвления капитала, в связи с необходимостью создания запасов продукции на складах, можно определить по формуле:

 

 

где b - доля необходимого запаса на складе, доля от объема перевозок.

При этом грузовладелец непосредственно несет текущие расходы по хранению запасов на складе. Эффект от их снижения определяется по формуле:

 

 

где Схр - стоимость хранения 1 т груза на складе, руб./сут.

Контейнерные перевозки дают существенную экономию затрат на строительство и содержание складских сооружений. На станциях и промышленных предприятиях не требуется постройка дорогостоящих крытых складов, так как для хранения контейнеров используются специально оборудованные открытые площадки, капитальные затраты на сооружение которых в 4-5 раз меньше. Несколько снижаются капитальные вложения в вагонный парк, так как при контейнерных перевозках вместо крытых вагонов используются платформы, цена которых меньше на 12-18%. Снижается себестоимость выполнения тонно-операции, т. к. производительность механизмов на контейнерных площадках в 3-5 раз выше, чем в крытых складах.

транспортный логистика контейнеризация груз


Заключение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...