Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постмодерн как феномен культуры




Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в. всю сумму культурных настроений, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры.

Постмодернизм означает «после модернизма», т.е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х гг., в эпоху культурного кризиса в США. В целом постмодернизм это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.

Постмодернизм э то один из этапов развития современной Европейской культуры; сформировался в 70 -80-е гг. ХХ в. В постмодернизме отчетливо проявляется идея «усталости» от прежних ценностей эпох Возрождения и Просвещения. Характерные черты постмодернизма

• Ориентация постмодернизма культуры и на «массу», и на «элиту» общества.

• Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох.

• Иронизирование над художественной традицией прошлых культур.

• Стилевой плюрализм.

• Влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, экологию и т.д.).

•Использование приема игры при создании произведений культуры.

Героика, патриотизм, национальная идея и т.д. интерпретируются как формы идеологической власти, от которой необходимо освободиться.

В постмодернистской культуре все приходящее, и нет таких проблем, которые бы объединяли поколения в единый человеческий род.

Стираются границы между искусством, религией, наукой, философией. В этом смысле постмодерн есть прежде всего ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, прерывание, рассеивание».

Постмодернизм – проект освобождения человечества не только от власти Бога, разума, саморефлексии, но и от власти времени и объективности.

Ничто великое, могущее довлеть над человечеством, не впускается в культуру.

Новизна – это одновременно и вызов требованиям законопослушания, и утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам.

«Новое» рассматривается как главная ценность культуры настоящего, способ оценки прогрессивности настоящего. «Новое», «новизна» это все то, что дает возможность испытать неведомое ранее наслаждение.

Непослушание – вид деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны. Реклама: «Жить без границ», «Делай как хочешь!», «Ваш мир не должен знать границ!» и т.д.

Постмодернисты отработали несколько приемов, с помощью которых можно творить новизну Бесконечно. Среди них – постоянная деконструкция форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка и обезображивание как отдельных элементов, так и произведения в целом.

Новизна постмодернистского толка несовместима с такими основополагающими для человеческого существования понятиями как Бог, душа, совесть и т.д.

Это дает основание критикам постмодернизма утверждать, что введенный ими культурный смысл «нового», «новизны» развращает людей и общество.


Семинар 9. Культура и глобальные проблемы

Современности.

Постмодернизм как феномен культуры XX века

Цели и задачи занятия: определение глобального кризиса, признаки постмодернизма в культуре XX века.

Основные понятия и категории темы: глобализация, постмодернизм, дискурс.

План семинара

1. Культура и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и причины их возникновения. Римский клуб направления его исследований.

2. Постмодерн как феномен культуры. Характеристика постмодернизма в культуре. Картина мира и система ценностей в культуре постмодернизма.

Вопросы для конспектирования

Группа А

1. К каким результатам в развитии человечества привели прагматическая направленность мышления и общее развитие мировой культуры?

2. В чем выражается смысл процесса глобализации происходящего в современном мире?

3. Укажите на положительный характер процесса глобализации и его негативную характеристику.

4. В последние годы появились новые концепции модернизации, основанные на множестве ключевых положений. Приведите примеры.

 

Группа В

5. ХХ век выделил в культуре направления постмодерна. Что такое постмодерн?

6. Постмодерн критикует проекты эпохи Возрождения и Просвещения. В чем смысл такой критики?


Группа С

7. «Новое» одна из главных ценностей постмодернизма. В чем специфика постмодернистского понимания «нового»?

8. Избавится от власти дискурса одна из задач постмодернизма. Как это понимать?

9. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты.

 

Темы для докладов

1. Аксиологическая реальность в эпоху Постмодерна.

2. Глобальные процессы в развитии современной культуры.

3. Проблема Человека в культуре постмодерна.

4. Футурология наука о будущем. Перспективы развития.

 

Литература

7. Американское общество на пороге XI века: Итоги, проблемы, перспективы // Мат. конф. – М.,1996.

8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

9. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление/ В.И. Вернадский. – М., 1991.

10. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Ж.-Ф. Лиотар. – СПб., 1998.

1. Ортега –и- Гассет, Х. Восстание масс/ Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика философия культуры. – М.,1991.

2. Постмодернизм и культура //Вопр. филос. – 1993. – №5.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Тоффлер, А. Футорошок/ А. Тоффлер. – СПб., 1997.

5. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. – М., 1989.


Тест 2. Для самопроверки

 

(необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных)

1. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности?

О Идеациональный.

О Материальный.

О Духовный.

О Идеалистический.

 

2. Как называется общество, для которого характерны плюрализм в экономике и политике, культура, развернутые и обогащенные структуры гражданского общества и правового государства?

О Постиндустриальное.

О Открытое.

О Утопическое.

О Индустриальное.

 

3. Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности?

О Культурный комплекс.

О Культурный ландшафт.

О Культурный круг.

О Культурное поле.

 

4. Как называются качественные достижения и широта достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи и включающих в себя все виды, формы и уровни общественного сознания?

О Мировая культура.

О Классическая культура.

О Духовная культура.

О Материальная культура.

 

5. Как называется специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями?

О Кич.

О Халтура.

О Подделка.

О Эрзац.

 

6. Как называется устойчивая этническая общность, возникшая на основе языковой, территориальной, социально-экономической, культурной общности, особенностей психического склада в процессе образования внутреннего рынка?

О Народность.

О Народ.

О Национальность.

О Нация.

 

7. Как называют одну из разновидностей элитарной культуры, основу которой составляют системы учений и практик, предназначенных для узкого круга посвященных?

О Бытовая культура.

О Эзотерическая культура.

О Контркультура.

О Нетрадиционная культура.

 

8. Как называется идейное течение и общественное групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун получившее наибольшее развитие в 60—70-х гг. ХХ в., совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентаций, противопоставляющих современной культуре?

О Конформизм.

О Контркультура.

О Бытовая культура.

О Субкультура.

 

9. Какой термин предлагают ученые для обозначения предполагаемого в ближайшем будущем состояния западного общества и его культуры?

О Технологическое общество

О Индустриальное общество.

О Информационное общество.

О Открытое общество.

 

10. Что понимается в культурологии под термином «идентификация»?

О Опознание личности человека, совершившего правонарушение.

О Отнесение себя к той или другой социальной страте.

О Отождествление себя с той или другой исторической личностью.

О Ощущение своей принадлежности к той или иной социальной группе, общности, являющейся носителем культурных ценностей.

 

11. Что такое субкультура?

О Автономное целостное образование внутри господствующей культуры.

О Самостоятельная культура города.

О Автономное образование внутри официальной культуры.

О Культура одной социальной группы.

 

12. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь?

О Психологический.

О Этнографический.

О Социологический.

О Исторический.

 

13. Когда начали использовать в литературе понятие «контркультура» обозначения молодежного движения на Западе?

О В 5О—60-е годы.

О В 70—80-е годы.

О В 60—70-е годы.

О В 80—90-е годы.

 

14. Какая из приведенных черт адекватно отражает восточный тип культуры?

О Гедонизм.

О Бесстрастность.

О Рационализм.

О Сенсуализм.

 

15. Какой характер носят глобальные проблемы современности?

О Метафизический.

О Объективный.

О Субъективный.

О Механистический.

 

16. Кто из философов критиковал западную культуру как «культуру декаданса»

О Ф. Ницше.

О А. Камю.

О Ж.-П. Сартр.

О М. Фут.

 

17. Чем можно объяснить появление массовой культуры?

О Активизацией нигилистического отношения к классическому наследству.

О Кризисом элитарной культуры в начале ХХ в..

О Переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества.

О Удешевлением предметов культуры.

 

18. Как называются уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения?

О Гражданская культура.

О Национальная культура.

О Государственная культура.

О Политическая культура.

 

19. Кому из известных отечественных философов принадлежат слова: «В культуре есть начало аристократическое и начало демократическое. Без начала демократического, без подбора качеств высота и совершенство никогда не были бы достигнуты. Но вместе с тем культура распространяется вширь, к ней приобщаются все новые социальные слои. Этот процесс неизбежный и справедливый»?

О С. Булгакову.

О Н. Бердяеву.

О П. Флоренскому.

О Г. Флоровскому.

 

20. Один из виднейших отечественных интеллигентов ввел в оборот понятие «экология культуры», которое сразу же было принято научным и культурным сообществом. Назовите его:

О Д. Лихачев.

О Г. Гачев.

О С. Аверинцев.

О Э. Ильенков.

 

Контрольные вопросы к курсу Культурология

1. Особенности культурологического знания.

2. Проблема предмета культурологических исследований.

3. Проблема метода в культурологических исследованиях.

4. Идеи культурологии в античной натурфилософии, европейской этнографии и культурфилософии.

5. Зарождение и развитие культурологического знания в отечественной этнографии и философии.

6. Генезис и сущность понятия культуры.

7. Понятие цивилизации: история вопроса и развитие различных точки зрения на проблему «культура-цивилизация»

8. Менталитет и ментальность. Их взаимосвязь и развитие.

9. Соотношение европейской и восточной ментальности. Специфика российской ментальности.

10. Сущность культурной картины мира и ее выражение в языке, мифологии и художественном творчестве.

11. Различные точки зрения на строение культуры.

12. Природа и культура.

13.Человек и культура.

14. Общество и культура.

15. Руссоисткая и фрейдисткая интерпритация соотношения природного и культурного начал в человеке.

16. Проблема взаимосвязи социогенеза и культурогенеза.

17.Специфика мифологии, религии, искусства и науки как элементов познавательной сферы культуры.

18. Преобразовательная сфера культуры.

19. Нормативный институт культуры.

20. Коммуникация и общение как культурный феномен.

21. Семиотическая сфера культуры.

22.Типология культуры. Основание типологической классификации культур.

23. Культурно - историческая типология в учении Джамбиста Вико и Освальда Шпенглера.

24. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского.

25. Закономерности развития культуры в учении марксизма.

26. История культуры в концепции А.Д. Тойнби и К. Ясперса.

27. Культура как символическая система в учении Э. Кассирера.

28. Культура как игра в учении Спенсера и Й. Хейзинга.

29. Учение П.А. Сорокина о социодинамике культуры.

30.Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева.

31. Формы проявления кризиса европейской культуры. Причины и сущность кризиса.

32. Идея господства «массового» человека как причина кризиса в концепции Х. Ортеги - и - Гассета.

33.Интерпретация идеи европейского культурного кризиса в учении Л. Мемфорда и Э. Тоффлера.

34.Массовая культура.

35. Особенности российского культурного кризиса.

36. Современные представления о направленности культурного развития человечества.

37. Национальное и общечеловеческое в культуре.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...