Постмодерн как феномен культуры
Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в. всю сумму культурных настроений, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры. Постмодернизм означает «после модернизма», т.е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х гг., в эпоху культурного кризиса в США. В целом постмодернизм – это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма – лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал. Постмодернизм э то один из этапов развития современной Европейской культуры; сформировался в 70 -80-е гг. ХХ в. В постмодернизме отчетливо проявляется идея «усталости» от прежних ценностей эпох Возрождения и Просвещения. Характерные черты постмодернизма
• Ориентация постмодернизма культуры и на «массу», и на «элиту» общества. • Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох. • Иронизирование над художественной традицией прошлых культур. • Стилевой плюрализм. • Влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, экологию и т.д.). •Использование приема игры при создании произведений культуры. Героика, патриотизм, национальная идея и т.д. интерпретируются как формы идеологической власти, от которой необходимо освободиться. В постмодернистской культуре все приходящее, и нет таких проблем, которые бы объединяли поколения в единый человеческий род. Стираются границы между искусством, религией, наукой, философией. В этом смысле постмодерн есть прежде всего ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, прерывание, рассеивание». Постмодернизм – проект освобождения человечества не только от власти Бога, разума, саморефлексии, но и от власти времени и объективности. Ничто великое, могущее довлеть над человечеством, не впускается в культуру. Новизна – это одновременно и вызов требованиям законопослушания, и утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам. «Новое» рассматривается как главная ценность культуры настоящего, способ оценки прогрессивности настоящего. «Новое», «новизна» – это все то, что дает возможность испытать неведомое ранее наслаждение. Непослушание – вид деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны. Реклама: «Жить без границ», «Делай как хочешь!», «Ваш мир не должен знать границ!» и т.д. Постмодернисты отработали несколько приемов, с помощью которых можно творить новизну Бесконечно. Среди них – постоянная деконструкция форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка и обезображивание как отдельных элементов, так и произведения в целом.
Новизна постмодернистского толка несовместима с такими основополагающими для человеческого существования понятиями как Бог, душа, совесть и т.д. Это дает основание критикам постмодернизма утверждать, что введенный ими культурный смысл «нового», «новизны» развращает людей и общество. Семинар 9. Культура и глобальные проблемы Современности. Постмодернизм как феномен культуры XX века Цели и задачи занятия: определение глобального кризиса, признаки постмодернизма в культуре XX века. Основные понятия и категории темы: глобализация, постмодернизм, дискурс. План семинара 1. Культура и глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы и причины их возникновения. Римский клуб – направления его исследований. 2. Постмодерн как феномен культуры. Характеристика постмодернизма в культуре. Картина мира и система ценностей в культуре постмодернизма. Вопросы для конспектирования Группа А 1. К каким результатам в развитии человечества привели прагматическая направленность мышления и общее развитие мировой культуры? 2. В чем выражается смысл процесса глобализации происходящего в современном мире? 3. Укажите на положительный характер процесса глобализации и его негативную характеристику. 4. В последние годы появились новые концепции модернизации, основанные на множестве ключевых положений. Приведите примеры.
Группа В 5. ХХ век выделил в культуре направления постмодерна. Что такое постмодерн? 6. Постмодерн критикует проекты эпохи Возрождения и Просвещения. В чем смысл такой критики? Группа С 7. «Новое» – одна из главных ценностей постмодернизма. В чем специфика постмодернистского понимания «нового»? 8. Избавится от власти дискурса одна из задач постмодернизма. Как это понимать? 9. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты.
Темы для докладов 1. Аксиологическая реальность в эпоху Постмодерна. 2. Глобальные процессы в развитии современной культуры. 3. Проблема Человека в культуре постмодерна. 4. Футурология наука о будущем. Перспективы развития.
Литература 7. Американское общество на пороге XI века: Итоги, проблемы, перспективы // Мат. конф. – М.,1996. 8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. 9. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление/ В.И. Вернадский. – М., 1991. 10. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Ж.-Ф. Лиотар. – СПб., 1998. 1. Ортега –и- Гассет, Х. Восстание масс/ Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика философия культуры. – М.,1991. 2. Постмодернизм и культура //Вопр. филос. – 1993. – №5. 3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991. 4. Тоффлер, А. Футорошок/ А. Тоффлер. – СПб., 1997. 5. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. – М., 1989. Тест 2. Для самопроверки
(необходимо выбрать один вариант ответа из предложенных) 1. Как по классификации П. Сорокина называется тип культуры, который базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности? О Идеациональный. О Материальный. О Духовный. О Идеалистический.
2. Как называется общество, для которого характерны плюрализм в экономике и политике, культура, развернутые и обогащенные структуры гражданского общества и правового государства? О Постиндустриальное. О Открытое. О Утопическое. О Индустриальное.
3. Как называется природный ландшафт, изменяемый деятельностью человека и насыщенный результатами его деятельности? О Культурный комплекс. О Культурный ландшафт. О Культурный круг. О Культурное поле.
4. Как называются качественные достижения и широта достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи и включающих в себя все виды, формы и уровни общественного сознания? О Мировая культура. О Классическая культура. О Духовная культура. О Материальная культура.
5. Как называется специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями? О Кич.
О Халтура. О Подделка. О Эрзац.
6. Как называется устойчивая этническая общность, возникшая на основе языковой, территориальной, социально-экономической, культурной общности, особенностей психического склада в процессе образования внутреннего рынка? О Народность. О Народ. О Национальность. О Нация.
7. Как называют одну из разновидностей элитарной культуры, основу которой составляют системы учений и практик, предназначенных для узкого круга посвященных? О Бытовая культура. О Эзотерическая культура. О Контркультура. О Нетрадиционная культура.
8. Как называется идейное течение и общественное групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун получившее наибольшее развитие в 60—70-х гг. ХХ в., совокупность социально-культурных установок, ценностей и ориентаций, противопоставляющих современной культуре? О Конформизм. О Контркультура. О Бытовая культура. О Субкультура.
9. Какой термин предлагают ученые для обозначения предполагаемого в ближайшем будущем состояния западного общества и его культуры? О Технологическое общество О Индустриальное общество. О Информационное общество. О Открытое общество.
10. Что понимается в культурологии под термином «идентификация»? О Опознание личности человека, совершившего правонарушение. О Отнесение себя к той или другой социальной страте. О Отождествление себя с той или другой исторической личностью. О Ощущение своей принадлежности к той или иной социальной группе, общности, являющейся носителем культурных ценностей.
11. Что такое субкультура? О Автономное целостное образование внутри господствующей культуры. О Самостоятельная культура города. О Автономное образование внутри официальной культуры. О Культура одной социальной группы.
12. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь? О Психологический. О Этнографический. О Социологический. О Исторический.
13. Когда начали использовать в литературе понятие «контркультура» обозначения молодежного движения на Западе? О В 5О—60-е годы. О В 70—80-е годы. О В 60—70-е годы. О В 80—90-е годы.
14. Какая из приведенных черт адекватно отражает восточный тип культуры? О Гедонизм. О Бесстрастность. О Рационализм. О Сенсуализм.
15. Какой характер носят глобальные проблемы современности? О Метафизический. О Объективный. О Субъективный. О Механистический.
16. Кто из философов критиковал западную культуру как «культуру декаданса»
О Ф. Ницше. О А. Камю. О Ж.-П. Сартр. О М. Фут.
17. Чем можно объяснить появление массовой культуры? О Активизацией нигилистического отношения к классическому наследству. О Кризисом элитарной культуры в начале ХХ в.. О Переориентацией производства на массового покупателя и демократизацией общества. О Удешевлением предметов культуры.
18. Как называются уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения? О Гражданская культура. О Национальная культура. О Государственная культура. О Политическая культура.
19. Кому из известных отечественных философов принадлежат слова: «В культуре есть начало аристократическое и начало демократическое. Без начала демократического, без подбора качеств высота и совершенство никогда не были бы достигнуты. Но вместе с тем культура распространяется вширь, к ней приобщаются все новые социальные слои. Этот процесс неизбежный и справедливый»? О С. Булгакову. О Н. Бердяеву. О П. Флоренскому. О Г. Флоровскому.
20. Один из виднейших отечественных интеллигентов ввел в оборот понятие «экология культуры», которое сразу же было принято научным и культурным сообществом. Назовите его: О Д. Лихачев. О Г. Гачев. О С. Аверинцев. О Э. Ильенков.
Контрольные вопросы к курсу Культурология 1. Особенности культурологического знания. 2. Проблема предмета культурологических исследований. 3. Проблема метода в культурологических исследованиях. 4. Идеи культурологии в античной натурфилософии, европейской этнографии и культурфилософии. 5. Зарождение и развитие культурологического знания в отечественной этнографии и философии. 6. Генезис и сущность понятия культуры. 7. Понятие цивилизации: история вопроса и развитие различных точки зрения на проблему «культура-цивилизация» 8. Менталитет и ментальность. Их взаимосвязь и развитие. 9. Соотношение европейской и восточной ментальности. Специфика российской ментальности. 10. Сущность культурной картины мира и ее выражение в языке, мифологии и художественном творчестве. 11. Различные точки зрения на строение культуры. 12. Природа и культура. 13.Человек и культура. 14. Общество и культура. 15. Руссоисткая и фрейдисткая интерпритация соотношения природного и культурного начал в человеке. 16. Проблема взаимосвязи социогенеза и культурогенеза. 17.Специфика мифологии, религии, искусства и науки как элементов познавательной сферы культуры. 18. Преобразовательная сфера культуры. 19. Нормативный институт культуры. 20. Коммуникация и общение как культурный феномен. 21. Семиотическая сфера культуры. 22.Типология культуры. Основание типологической классификации культур. 23. Культурно - историческая типология в учении Джамбиста Вико и Освальда Шпенглера. 24. Вопросы динамики и типологии культуры в культурологических концепциях О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского. 25. Закономерности развития культуры в учении марксизма. 26. История культуры в концепции А.Д. Тойнби и К. Ясперса. 27. Культура как символическая система в учении Э. Кассирера. 28. Культура как игра в учении Спенсера и Й. Хейзинга. 29. Учение П.А. Сорокина о социодинамике культуры. 30.Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева. 31. Формы проявления кризиса европейской культуры. Причины и сущность кризиса. 32. Идея господства «массового» человека как причина кризиса в концепции Х. Ортеги - и - Гассета. 33.Интерпретация идеи европейского культурного кризиса в учении Л. Мемфорда и Э. Тоффлера. 34.Массовая культура. 35. Особенности российского культурного кризиса. 36. Современные представления о направленности культурного развития человечества. 37. Национальное и общечеловеческое в культуре. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|