Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура социальной сферы жизнедеятельности




Общества

Когда характеризуется культура в различных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.

Художественная культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. К функциям художественной культуры относят: эстетическую (она связана со способностью искусства доставлять человеку эстетическое удовольствие); познавательную (выражает специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов); идеологическую (означает, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения); воспитательную (заключается в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека); коммуникативную (означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, является средством духовного общения людей).

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива.

Мораль представлена как сторона, как аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире. Выделяют следующие уровни моральной культуры: низший – здесь наблюдается ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков; средний – происходит реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением; высший – это уровень саморегуляции с опорой на основной нравственный императив – совесть.

Право, правовая культура может быть представлена как совокупность правовых знаний, убеждений, установок, реализуемых в процессах общения, поведения, деятельности, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Среди функций правовой культуры выделяют следующие: определение правовых процессов и их нормативное закрепление; регулирование отношений между людьми в процессе социального взаимодействия; создание оптимальных условий для формирования и развития процессов социально значимых взаимодействий.

Политика представляется совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами социальных групп, партий и государств, а также их практической внутренней и международной деятельностью по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политическая культура рассматривается как разновидность и составная часть общей человеческой культуры; как цели, средства, результаты деятельности общества, класса, социальной группы, индивида, характеризующие уровень социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений.

Экологическая культура предполагает признание единой системы «человек природа» или «общество природа», причем не только в плане воздействия на развитие общества географической среды и народонаселения, но и признание обратного воздействия природы на общество.

Бытовая культура – это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактике здоровья, а также освоении человеком духовных благ, произведений искусства, общении, отдыхе, развлечениях. Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Физическая культура основана на витальных ценностях культуры, на ценностях здорового образа жизни. Для поддержания физической культуры в обществе должны функционировать соответствующие учреждения. Специализированные кадры и популяризация здорового образа жизни необходимые составляющие для поддержания и существования физической культуры в обществе.


Семинар 7. Культура в социальном пространстве

Цели и задачи занятия: выделить основные различия понятий «культура» и «общество»; знать основные духовные формы культуры; понимать основные функции духовной культуры.

Основные понятия и категории темы: миф, искусство, религия, наука; культурный институт; инкультурация, социализация.

План семинара

1. Общество и культура. Духовная культура общества. Соотношение понятий «культура» и «общество». Духовные формы культуры: миф, искусство, религия, наука, идеология.

2. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества. Культурные институты, их структура, роль в культуре.

Вопросы для конспектирования

Группа А

1. Как соотносятся понятия общество и культура? Сравните два определения:

«Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами».

«Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами».

2. Определите понятие «духовная культура», отделив ее от культурных форм, ориентируемых на практическую регуляцию поведения людей. Укажите на особенности духовной культуры общества, отличающую ее от других областей культуры.

3. Что, на ваш взгляд, означает «современное культурное преобразование природы»? Какие критерии такого преобразования существуют?

4. Перечислите те культурные институты, которые в обществе выполняют нормативную функцию.

5. Объясните и сопоставьте понятия «инкультурация» и «социализация».

 

Группа В

6. В чем проявляется связь мифологии и искусства, мифологии и религии?

7. Почему искусство как средство познания нельзя «заменить» наукой?

8. Что дает функциональный анализ культуры для понимания ее сущности?

9. Укажите и объясните сильные и слабые стороны современной системы коммуникации.

 

Группа С

10. Можно ли считать данные Библейского положения за объяснение возникновения человека и его культуры? Если нельзя, то почему?

Вначале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобно Нашему. И сотворил Бог человека по образу своему и по образу божию; мужчину и женщину сотворил их и увидел Бог все, что он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.

Сравните данное положение Корана с Библейским положением. Что в них можно найти общее и в чем их различия? Имеет ли положение Корана культурологический смысл?

Как вы не верите в Аллаха? Вы (изначально) были жизни лишены. Затем Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам умереть, чтобы потом вернуть вас к жизни. И вновь потом к Нему вы возвратитесь.

11. Психология первобытной культуры и религии (по З. Фрейду) «Тотем и табу»).

 

Темы для докладов

1. Миф как явление культуры.

2. Место человека в религиозной картине мира.

3. Наука в системе культуры.

4. Право и мораль как формы регулирования общественных отношений.

5. Искусство и художественная картина мира.

 

Литература

1. Абсалямов, М.Б. Мифы Древней Сибири/М.Б. Абсалямов. Красноярск, 2004.

2. Барт, Р. Мифология/ Р. Барт. М.,2000.

3. Воеводина, Л.Н. Мифология и культура/ Л.Н. Воеводина. М., 2002.

4. Гусейнов, А.А. Великие моралисты/ А.А. Гусейнов. М., 1995. С. 22-157.

5. Митрохин, Л.Н.Религия в России и мире/ Л.Н. Митрохин // Диалог культур в глобализирующемся мире. М., 2005.

6. Религия и общество: в 2 т. М., 1994.

7. Библер, В.С. От научения – к логике культуры. Два философских введения в XIX веке/ В.С. Библер. М.,1991.

8. Гражданское общество, правовое государство и право //Вопр.филос. 2002. № 1.

9. Ерасов, Е.Б. Социальная культурология/ Е.Б. Ерасов. М., 2000.

10. Москальнова, Т.Н. Культура правовой деятельности/ Т.Н. Москальнова. Омск, 2000.

11. Барт, Р. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. М., 2003.

12. Мейлах, Б.С. Философия искусства и художественная картина мира / Б.С. Мейлах // Вопр. филос. – 1983. №7.

13. Фрейд, З. Тотем и табу/ З. Фрейд. – М., 1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...