Методологические основы кенйнсианского подхода. Компоненты совокупного спроса.
Методологические основы и принципы кейнсианства Джон Мейнард Кейнс фактически заложил основы макроэкономи-ческого анализа. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как отрицание постулатов неоклассической парадигмы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классикам как некоторая абстрактная “идеальная” экономика, не отражающая реальных процессов. К основным принципам кейнсианства относятся следующие: · экономика не является экономикой совершенной конкуренции, так как, несовершенство рынков является не результатом воздействия внешних факторов, а свойством, внутренне присущим реальной экономике; · цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты по трудоустройству) и особенностей поведения экономических субъектов (денежных иллюзий); · экономические субъекты действуют не рационально, а руководствуясь субъективными факторами (традициями, требованиями среды, психологическими привычками и т. п.); · деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики; · все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках; · ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость минимальной заработной платы); · ведущая роль в модели “совокупный спрос – совокупное предложение” принадлежит совокупному спросу; · экономика не является саморегулируемой, циклические отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.
Кейнсианство, так же как и классическое направление, имеет совре-менных последователей, среди которых есть представители посткейнсианства (Р. Клауэр, Р. Барроу, Ф. Кидленд, Э., Дж. Лонг, Ч. Плоссер и др.). Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели Методологический подход к формированию совокупного спроса Одной из важнейших категорий анализа в кейнсианских моделях является понятие совокупного спроса. Он показывает планы расходов в экономике основных агрегированных субъектов, т. е. тот объем покупок товаров и услуг, который эти субъекты готовы приобрести при каждом уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: · домашние хозяйства, на долю которых приходится более половины конечного совокупного спроса и которые формируют потребительский спрос (С); · предприниматели, формирующие спрос на инвестиции (I), самую изменчивую часть совокупного спроса; · государство, которое покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и образования государственных инвестиций за счет государственных расходов (спрос государства (G)); · спрос заграницы, который зависит от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и от обменного курса национальных валют. Сектор заграницы создает спрос на чистый экспорт(NX), равный разнице экспорта и импорта. Таким образом, макроэкономические субъекты формируют совокупный спрос и его структуру, которые выражаются формулой AD = C + I + G + NX, (3.1)
где AD – совокупный спрос; С – государственный спрос; I – спрос на инвестиции; NX – спрос на чистый экспорт.
Формула (3.1) совокупного спроса является одной из форм проявления основного макроэкономического тождества. Так как предполагается, что система находится в равновесии, то спрос равен предложению и равен величине совокупного дохода (Y):
AS = AD = Y = C + I + G + NX. (3.2)
Рассмотрим более подробно все составные компоненты совокупного спроса. Потребительский спрос Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На его долю приходится больше половины конечного совокупного спроса. К числу факторов, определяющих спрос домашних хозяйств на рынке благ, относятся следующие: · доход от участия в производстве; · налоги и трансфертные платежи; · размер имущества; · доход с имущества. Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два: · степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; · численность и возрастная структура населения. Два первых фактора объединяются в понятие располагаемый доход. Два последних в краткосрочном периоде являются экзогенными параметрами. Инвестиционный спрос инвестиционный спрос – это спрос предпринимателей на блага для восстановления изношенного капитала и увеличения реального капитала. Соответственно, общий объем инвестиций (брутто-инвестиции) делится на реновационные, равные амортизации и чистые (нетто) инвестиции. Если в некотором периоде брутто-инвестиции меньше величины обесценивания капитала (амортизации), то нетто-инвести-ции оказываются отрицательной величиной. Разновидностью реальных инвестиций являются расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования или строительство собственного жилья. Спрос государства Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ. Поскольку экономическая активность государства, в отличие от хозяйственной деятельности частных секторов, не имеет четко выраженного критерия оптимальности, то трудно выделить главные факторы, однозначно определяющие объем государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическом моделировании G рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперед, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функция спроса государства на рынке благ имеет следующий вид: G = const.
Кроме прямого воздействия на рынок благ через их покупку, государство косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуск облигаций). Спрос заграницы Спрос заграницы на рынке благ какой-либо страны определяет объем ее экспорта и зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе реальные условия обмена (R), который показывает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле (3.3) где P, Pz – уровни цен, внутри страны и за границей, соответственно; RER – обменный курс отечественной валюты, показывающий, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты.
Когда R растет, реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных благ. Заграница не только покупает, но и продает блага на рынке данной страны. Объем спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторам, что и объем спроса на отечественные блага. Кейнсианская функция импорта Z (Y)имеет следующий вид: Z (Y) = ADZ + MPI × Y, (3.4)
где MPI – предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, на сколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении дохода на 1; ADZ – независимый от дохода спрос на импорт. Обычно MPI < Cy. Совокупный спрос Кейнсианская версия обоснования совокупного спроса выражается следующим образом: AD = C [ Y (+)] + I [ pr (+), i (–)] + G + NX [ R (–), Y (–)], (3.5) где “+” обозначает прямо пропорциональную зависимость между параметрами; “–” – обратно пропорциональная зависимость; pr – норма прибыльности инвестиционного проекта. Принципиальная особенность кейнсианской модели формирования совокупного спроса состоит в том, что в ней присутствует обратная связь: с одной стороны, величина совокупного спроса определяется объемом потребления домашних хозяйств и чистым экспортом, с другой – обе эти составляющие совокупного спроса зависят от объема произведенного национального дохода, который, в свою очередь, зависит от совокупного спроса. Эта особенность порождает так называемый мультипликативный эффект, суть которого состоит в том, что в случае увеличения автономной (независимой от дохода) составляющей совокупного спроса вслед за ростом национального дохода увеличивается и зависящая от дохода составляющая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|