Кейнсианская функция потребления. График функции потребления. Факторы, определяющие динамику потребления.
Функция потребления Важность исследования поведения домашних хозяйств на потребительском рынке объясняется следующими обстоятельствами: · в современной экономике расходы на потребление достигают трех четвертей всех совокупных расходов; · расходы на потребление составляют преобладающую долю трансакций в экономике, следовательно, характер поведения домашних хозяйств на потребительском рынке в значительной степени определяет величину и характер спроса на деньги; · так как одну часть располагаемого дохода домашние хозяйства тратят на потребление, а другую – на сбережения, то очевидно, что определенному характеру функции потребления соответствует строго определенный вид функции сбережения. Дж. М. Кейнс создал простую модель потребления, линейной зависимостью связывающую текущий доход и текущее потребление: C = a + cY, (3.6) где Y – текущий доход; коэффициенты а и с – константы, соответствующие психологическому закону Кейнса, который предполагал, что с < 1. Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода (ЛРД): C = C (Y). (3.7) Функция потребления обладает следующими свойствами: · в пределах учетного периода она показывает прямую зависимость абсолютной величины расходов на личное потребление от абсолютного уровня располагаемого денежного дохода; · в пределах учетного периода функция потребления показывает, что с увеличением (уменьшением) абсолютного уровня располагаемого денежного дохода доля расходов в нем на личное потребление понижается (повышается). Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает долю дохода (Y), идущую на потребление (С), и определяется по формуле
АРС= . (3.8) Предельная склонность к потреблению (МРС) – это доля прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление (рис. 3.1), выраженная формулой
Рис. 3.1. Кейнсианская функция совокупного потребления
Действительно, если из рис. 3.1. выделить отдельно прямоугольный треугольник C 1 KN, образованный углом наклона функции потребления к горизонтальной оси доходов, то увидим, что МРС представляет собой отношение противолежащего катета Δ С к прилегающему катету Δ Y (Δ D). В этом случае функция потребления принимает следующий вид: (3.10) В данной функции имеются две переменные (С как зависимая переменная и Y как независимая переменная) и два параметра (а и МРС). Параметр a – это так называемое автономное потребление, когда доход слишком мал, чтобы соответствовать необходимому минимуму потребления (так называемая жизнь взаймы). В отличие от а, означающего независимое от доходов потребление, выражение МРС × Y представляет собой зависимое от располагаемого дохода потребление. Итак, функция потребления состоит из двух частей: автономной, независимой от уровня располагаемого дохода и представленной параметром а, и производной, зависимой от уровня располагаемого дохода и представленной выражением МРС × Y. В кейнсианской концепции величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра, объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода, распределение дохода на потребление и сбережения зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей ставки процента), а от предпочтений потребителя, т. е. от субъективного фактора. Дж. М. Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяйство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка.
Предельная склонность к потреблению: теоретические условности Предельная склонность к потреблению (МРС) – это параметр, выражающий субъективные (психологические) предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережения. В коротком периоде этот параметр есть константа. средняя склонность к потреблению (АРС) – это доля дохода, идущая на потребление, в соответствии с основным психологическим законом. с ростом дохода средняя склонность к потреблению должна снижаться. Кейнсианская трактовка взаимозависимости между потреблением и доходомсодержит четыре гипотезы: 1. Реальные потребительские расходы являются стабильной функцией от реального дохода. Говоря о стабильности потребления, 2. Предельная склонность к потреблению – величина положительная, меньшая единицы. 3. MPC < APC (АРС снижается с увеличением дохода). 4. МРС снижается с ростом дохода. По мнению Дж. М. Кейнса, при росте доходов в основе снижения МРС лежат две причины: · при конъюнктурном подъеме экономической активности доходы предпринимателей растут быстрее, чем доходы домашних хозяйств, однако МРС предпринимателей в целом ниже, чем МРС домашних хозяйств. Поэтому суммарная МРС имеет тенденцию к снижению. · при конъюнктурном спаде экономической активности (падении дохода) увеличивается доля безработных, живущих за счет пособий по безработице (безработные имеют наиболее высокий уровень МРС).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|