Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема 1. Типовые стратегии

каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родст­венных отраслях конкурировать.

Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкурен­ции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка.

На Схеме. 1. представлены основные типовые стратегии, приме­няемые при определении позиции фирмы в отрасли[2]. Концепция типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базиру­ется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупате­лей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходи­мую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преиму­щества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов, но производить его с мень­шими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно полу­чить большую цену (стратегия дифференциации).

Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.

Их можно условно подразделить на две категории:

первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслу­живание товара);

вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т. д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т. е. поддер­живающая деятельность).

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.

Цепочка ценностей фирмы — это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осущест­вления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эф­фективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.

Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.

Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими до­стичь конкурентного преимущества, являются:

• новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);

• новые или изменившиеся запросы покупателей (американские

компании быстрого питания);

• появление нового сегмента отрасли (производство малогаба­ритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии);

• изменение стоимости или компонентов производства (изме­нение соотношения стоимости рабочей силы в странах);

• регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана ок­ружающей среды, торговые ограничения и др.).

Фирмы, которые первыми отреагировали на изменение структу­ры отрасли, получают преимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки, создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когда жесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодные источники сырья и др.

Само нововведение конкуренты могут скопировать, но преиму­щества, полученные благодаря быстрой реакции на изменение струк­туры отрасли, часто остаются за фирмой-новатором.

В процессе обновления большую роль играет информация, кото­рая конкурентов не интересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработана по-новому.

Продолжительность удержания конкурентного преимущества за­висит:

• от источников конкурентного преимущества. Преимущества низкого уровня, такие, как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты (производ­ство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровня преимущество основано на использовании эффекта масштаба от применения технологий или оборудования и т. д. При появлении но­вой технологии такой эффект масштаба быстро исчезает.

Преимущества более высокого уровня (патентованная техноло­гия, уникальные товары или услуги, репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительное время. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и ин­тенсивных капиталовложений;

• от количества имеющихся у фирм явных источников конку­рентного преимущества;

• от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.

Для удержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихся преимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологий корейскими судостроителями позво­лило снизить затраты на рабочую силу, хотя у Кореи еще было пре­имущество в этом отношении.

2. Особенности международной конкуренции

Все, что говорилось выше о конкуренции и конкурентной страте­гии, в одинаковой степени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же время международная конкуренция имеет некоторые особенности.

М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен­ностей конкуренции:

• множественно-национальные (multidomestic) отрасли, для ко­торых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международном масштабе такая отрасль пред­ставляет собой совокупность национальных отраслей. Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отрасли могут служить сберегательные банки; • глобальные отрасли, которые имеют единое поле конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного пре­имущества приобретает особо важное значение в связи с возмож­ностью его всемирного использования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не просто конкурентную стратегию, а глобальную, т. е. вырабатывать и внедрять единый подход к про­даже продукции во многих странах. Сам факт функционирования многонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии, поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно. М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон­курентного преимущества при глобальной стратегии.

1. Конфигурация деятельности, т. е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их осо­бенности.

При сосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в одной стране, а выход на внешний рынок — путем экспорта товаров, при их рассредоточении производство осущест­вляется в разных странах, а выход на внешний рынок — посредством прямых зарубежных инвестиций.

При размещении видов деятельности страна выбирается по сле­дующим критериям:

минимальная стоимость факторов;

наличие необходимых условий для проведения НИОКР;

возможность получения доступа к специализированным навыкам;

степень развития отношений с клиентами и др.

2. Координация деятельности филиалов, которая включает: обмен информацией;

распределение ответственности;

согласование усилий.

Координация сама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.

3. Детерминанты конкурентного преимущества

Под конкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоян­ные перемены. Каждая отрасль постоянно совершенствуется и об­новляется. Причем важную роль в стимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования — это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где имеется рабочая сила с необходимыми навыками.

М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре­ду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж­дународный успех (Схема 2.)[3].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...