Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС

В ближайшие годы российской экономике предстоит испытание не только повышенными темпами развития, но и качественными сдвигами. Речь идет о предстоящих масштабных структурных изменениях, направленных на диверсификацию промышленности, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, переориентацию экспорта на товары глубокой степени обработки. Иными словами, об изменениях, нацеленных на создание подлинно многоотраслевого народного хозяйства, как это приличествует такому государству, как Россия.

Новейшая история знает немало примеров постановки и успешного выполнения аналогичных задач. Достаточно вспомнить Японию, которая с 1946 по 1954 гг. увеличила ВВП с 10 до 119 млрд долларов, Республику Корею, чей ВВП с 1961 по 1979 гг. вырос с 10 до 117 млрд долларов, Китай, увеличивший этот показатель за 1978-1997 гг. с 447 до 882 млрд долларов, наконец, такие страны, как Тайвань и Сингапур.

Обычно мерилом развития инвестиционных процессов является динамика инвестиций в основной капитал. Именно по их объему, направлению и структуре можно судить о результатах политики государства в области обеспечения устойчивого развития и проведения структурных изменений в экономическом базисе страны.

Инвестиции в основной капитал, как их определяет Госкомстат России, представляют собой "совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных средств (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение объектов, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструментов, инвентаря и др.)"[30]. С 2002 г. в составе инвестиций в основной капитал начали учитывать и затраты на капитальный ремонт. В прошлом году вложения в сферу производства товаров и в оказание рыночных и нерыночных услуг составили в структуре инвестиций в основной капитал России две примерно равные части - 49 и 51% соответственно.

Современной России необходим приток инвестиций для решения не только текущих, повседневных задач, связанных с экономическим развитием по схеме расширенного воспроизводства в рамках заданной экономической модели, но и задач чрезвычайного характера. Они возникают, например, из-за угрозы острого кризиса, связанного с массовым выходом из строя оборудования, давно отжившего свой срок, но продолжающего работать в аварийном режиме. В среднем износ основных производственных фондов на начало 2002 г. составил 48%, а по машинам и оборудованию в промышленности - 62%, в транспортной сфере - 65%[31]. К числу чрезвычайных задач также относятся поиск инвестиций для повышения темпов развития, реформирования экономики и обеспечения структурной перестройки.

Определяющими условиями возвращения России в ряды богатых, развитых, конкурентоспособных, сильных и уважаемых государств мира являются достижение рубежей, намеченных в послании президента, и реализация основных положений Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, а в области энергетики - Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Но где же взять средства?

Проблема поиска источников инвестиций в России имеет ряд специфических особенностей. Она усугубляется тем, что такой традиционный способ формирования инвестиций, как использование внешних и внутренних государственных заимствований, в современных условиях затруднен, так как страна и так обременена большим государственным долгом. По состоянию на 1 января 2003 г. его объем составлял 144,9 млрд долларов, в том числе внешний долг - 123,5 млрд и внутренний - 21,4 млрд (680 млрд рублей). К тому же к указанным суммам необходимо добавить еще 10,9 трлн рублей (343 млрд долларов), являющихся признанным государственным внутренним долгом, образовавшимся в результате невыплаты населению вкладов, замороженных 20 июня 1991 г. Быстро увеличивается и долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд долларов.

Трудно рассчитывать и на быструю мобилизацию сбережений населения, живущего в массе своей небогато и не испытывающего доверия к отечественным банковским институтам и к различного рода схемам инвестирования.

В 2002 г. инвестиции в основной капитал в РФ (без учета субъектов малого предпринимательства и теневого сектора экономики) составили 1360 млрд рублей, или около 43 млрд долларов по официальному курсу на конец года[32]. Для такой страны, как Россия с ее многоотраслевой экономикой, огромным экономическим потенциалом и амбициозными реформаторскими планами, подобный объем инвестиций является крайне недостаточным.

В России доля инвестиций в ВВП в 2000 г. составляла, по данным ЮНКТАД, 17%, в США и Норвегии - 22%, в Таиланде, Индии, Индонезии, Турции, Египте, Австрии, Германии, Нидерландах, Австралии - 23-24%, в Польше, Испании, Японии, Южной Корее - 26-29%, в Китае - 37%[33]. При этом следует иметь в виду, что объем ВВП в России в 2000 г. был меньше, чем в КНР в 4,9 раза, чем в Южной Корее - в 1,8 раза, чем в Испании - в 2,2 раза, чем в Германии - в 7,4 раза, чем в США - в 39 раз.

О низком уровне инвестиций в основной капитал свидетельствует также и индекс объема валового накопления основного капитала. Величина этого индекса (1990 г. = 100) для России в 2000 г. оценивалась всего лишь в 26. Это означает, что объем инвестиций в основной капитал в 2000 г. был почти в четыре раза ниже, чем в 1990 г. Для сравнения, на рубеже нового века этот показатель для Польши составлял 228, Ирландии - 198, США - 130, Венгрии - 135, Великобритании – 128[34].

И, наконец, что является самым главным, современный уровень инвестиций в основной капитал абсолютно не соответствует потребностям в инвестиционном обеспечении экономического развития. К сожалению, наша экономическая наука и практика мало внимания уделяют оценке инвестиционных потребностей страны на перспективу. Имеющиеся оценки немногочисленны и грешат значительными неточностями и недоговорками. Так, министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что России только для поддержания простого воспроизводства необходимо 70 млрд долларов в год[35]. Министерство экономического развития и торговли подсчитало, что для обновления в предстоящие 20-25 лет всего парка оборудования России потребуется 1,5-1,8 трлн долларов инвестиций, то есть 60-90 млрд в год[36]. По другой оценке того же министерства, потребности российской экономики в инвестициях в ближайшие 15 лет будут находиться на уровне 100 млрд долларов в год. Известный нефтяной топ-менеджер Михаил Ходорковский предполагает, что России, для того чтобы догнать Запад по промышленному развитию, потребуется изыскать инвестиции на сумму 3 трлн долларов, что в пересчете на 20-летний срок составит 150 млрд долларов в год. По моему же мнению, достижение намеченных в послании президента целей с учетом проведения структурной перестройки экономики, диверсификации экспортной базы, переоснащения армии и флота и радикального улучшения социальной сферы потребует в течение ближайших двадцати лет, как минимум, 4 трлн долларов. А это значит, что в экономику понадобится привлекать 200 млрд долларов в год.

Впрочем, какую оценку не брать - налицо огромный разрыв между желаемым и действительностью. Учитывая, что в 2002 г., как уже отмечалось, инвестиции в основной капитал составляли лишь 43 млрд долларов - от одной пятой до одной второй потребностей, в зависимости от экспертной оценки, - возникает чрезвычайно сложная проблема: где взять недостающие инвестиции?

Большой разрыв между потребностями и возможностями наблюдается и в отдельных отраслях экономики. Так, проект "Энергетической стратегии России на период до 2020 г." прогнозирует потребность в инвестициях в российский ТЭК в ближайшие 20 лет на уровне от 660 до 770-810 млрд долларов, или от 33 до 38-40 млрд долларов в год. В 2002 г. инвестиции в основной капитал ТЭК России оценивались в 11 млрд долларов, что составляет 30-35% от потребностей7. И это - в наиболее благополучной с точки зрения инвестиционных возможностей отрасли экономики России!

В соответствии с проектом Энергетической стратегии России на период до 2020 г. прогнозируемые уровни инвестиционных потребностей ТЭК составляют:

· в газовой промышленности - от 170 до 200 млрд долларов, в том числе 35 млрд - на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд - на осуществляемые программы освоения месторождений полуострова Ямал;

· в нефтяном комплексе - около 230-240 млрд долларов;

· в электроэнергетике - 120-170 млрд долларов, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей - 100-140 млрд, из которых 25-35 млрд - на АЭС и 20-30 - на развитие электрической сети;

· в угольной промышленности - около 20 млрд долларов;

· в теплоснабжении - около 70 млрд долларов;

· в энергосбережении - 50-70 млрд долларов.

Общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие ТЭК может составить от 260 до 300 млрд долларов в 2001-2010 гг. и от 400 до 510 млрд - в следующее десятилетие.

Таким образом, проанализировав положение с инвестированием в России, можно сделать первый и, наверное, главный вывод: если ситуация радикально не изменится, страна будет обречена на десятилетия вялотекущего существования, не позволяющего даже приблизиться к западным стандартам экономического развития и материального благополучия населения. Для того чтобы двигаться вперед и обеспечить экономическое процветание, необходимо использовать любые источники инвестиционных средств как внутри страны, так и вне ее. На российском инвестиционном поле хватит места всем участникам инвестиционного процесса - и частным отечественным инвесторам, и иностранным предпринимателям, и государственным организациям.

Другим важным выводом, следующим из анализа статистических данных, является то, что в структуре инвестиций в основной капитал решающую роль из года в год играют инвестиции в топливно-энергетический комплекс. Так, в 2002 г., по данным Госкомстата России, на долю ТЭК пришлось 25,5% всех инвестиций в основной капитал (по данным Минэнерго России, этот показатель был в 2002 г. еще выше - 29%), или 60% всех инвестиций, направленных в промышленность России. На долю машиностроения и металлообработки в 2002 г. пришлось всего лишь 3,2% всех инвестиций в экономику, или 7,6% инвестиций в промышленность страны. Таким образом, сложившаяся межотраслевая структура инвестиций в основной капитал показывает, сколь сложен и капиталоемок декларированный правительством России курс на структурную перестройку экономики, предусматривающий переток капиталов из сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли, опережающий рост высокотехнологичных производств и кардинальное увеличение несырьевого экспорта.

Перечисленные факторы оправдывают необходимость принятия срочных мер по изменению инвестиционного климата в стране с тем, чтобы максимально оптимизировать использование всех источников финансирования. Так, надо оперативно разработать Концепцию инвестиционной политики России и соответствующую программу действий на 10-20-летний срок. Эти документы должны содержать различные сценарии развития инвестиционных процессов и оценки инвестиционных потребностей.

Конечно, главным условием для разработки подобной инвестиционной концепции должно быть наличие государственной, утвержденной законодательно, долгосрочной программы социально-экономического развития с четко поставленными задачами и сроками их выполнения. Отсутствие такого основополагающего документа отрицательно сказывается и на эффективности отраслевых программ. Которые, в свою очередь, служат ориентирами для инвесторов. Наглядным примером может служить ситуация с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. Текст этого документа, одобренный в мае 2003 г. правительством РФ, очевидно, потребует новой переработки, поскольку основывается на более низких темпах роста российской экономики, чем это предусмотрено в послании президента РФ и в проекте Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Напомню, что, согласно посланию президента, удвоение ВВП в России ожидается уже в 2010 г., а умеренный вариант Энергетической стратегии построен исходя из того, что ВВП возрастет в 2,3 раза лишь к 2020 г. Согласно же благоприятному варианту, увеличение ВВП в 2020 г. может составить 260% к уровню 2000 г.

Анализ структуры инвестиций показывает, что собственные и привлеченные средства играют практически равную роль в их формировании. В 2002 г. на долю собственных средств приходилось 48% инвестиций в основной капитал, а на долю привлеченных - 52%.

Практика различных отраслей в отношении инвестиций сильно различается. Так, в электроэнергетике, нефтедобывающей промышленности и связи преобладает финансирование за счет собственных средств. В газовой промышленности, трубопроводном и железнодорожном транспорте предпочтение отдается привлеченным средствам.

В собственных средствах ведущую роль играет такой источник, как амортизация (49% от всех использованных в 2002 г. собственных средств). На долю прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, приходится 43%. В электроэнергетике доля амортизации значительно выше - до 75%. В нефтяной промышленности главенствующую роль играет прибыль, остающаяся в распоряжении компании - так называемый фонд накопления. На него приходится более половины собственных инвестиций, тогда как на амортизацию - лишь третья часть.

В структуре привлеченных средств до сих пор главную роль играют бюджетные деньги (38% от привлеченных средств и 20% всех инвестиций в 2002 г.), в том числе из бюджетов субъектов федерации - почти две трети, из федерального - одна треть.

В ТЭК структура привлеченных средств имеет свои особенности: роль бюджетного финансирования практически ничтожна в газовой промышленности (0,7% привлеченных средств) и трубопроводном транспорте (0,1%). Более высока его доля в нефтедобывающей промышленности (42% привлеченных средств, или 8,2% инвестиций в основной капитал) и в электроэнергетике (20 и 4,9% соответственно).

Низким остается удельный вес в привлеченных средствах банковских кредитов (9%), а в банковских кредитах - кредитов иностранных банков (11%). В газовой промышленности этот показатель составляет 0,7%, но состоит на 100% из кредитов иностранных банков. Доля банковских кредитов в нефтедобывающей отрасли несколько выше (2,8% привлеченных средств, или 0,6% всех инвестиций, в том числе кредитов иностранных банков - 1,4 и 0,3% соответственно). Электроэнергетика использует кредиты банков для покрытия 1,5% своих потребностей в инвестициях в основной капитал (1,4% - за счет иностранных банковских кредитов). Это равняется 6,4% всех привлеченных средств (6,1% - за счет кредитов иностранных банков).

Перевод сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по банковской линии в России чрезвычайно малы. Использование фондового рынка пока еще недостаточно. Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составляют лишь 4,1%.

Словом, практически на каждом участке финансирования существуют возможности для увеличения объемов инвестиций. В области использования собственных средств широкие возможности могут быть открыты за счет либерализации налогового и амортизационного режима. А в сфере привлеченных средств значительный эффект возможен благодаря изменению кредитной политики банков, использованию средств населения на выгодных для него условиях. Помогут в этом плане и широкое привлечение иностранных банков к кредитованию, и увеличение бюджетных средств в инвестициях в основной капитал, особенно в развитие инфраструктуры. Но главный вывод из всего вышесказанного состоит в том, что такой важный источник финансирования экономического развития, каким является иностранный капитал, остается в России практически невостребованным.

В последние годы в мировой экономике практически произошла революция, связанная с потоками трансграничных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За четверть века объем ПИИ вырос более чем в 90 раз: с 14 млрд долларов в год в середине 70-х годов до 1271 млрд - в 2000 г., тогда как за последние 50 лет мировое промышленное производство увеличилось только в шесть раз, а объем международной торговли - в 25 раз. Если в 1980 г. сумма накопленных ПИИ составила в среднем по миру 6% ВВП, в том числе по группе развитых стран - 4,8%, а по группе развивающихся государств - 10,2%, то в 2000 г. этот показатель достиг 20%, 17,1 и 30,9% соответственно[37].

Страны буквально вступают в острую конкурентную борьбу за привлечение иностранных инвестиций, рассматривая их как дополнительное средство для ускорения экономического развития, привлечения современных технологий и обеспечения более эффективных способов управления. Это обусловливает проведение ими широкой и всесторонней либерализации инвестиционной политики, направленной не только на существенную модернизацию, но и на унификацию инвестиционного режима, на расширение круга предоставляемых иностранным инвесторам гарантий, облегчение их доступа на национальные рынки, действенную защиту от произвола чиновников, обеспечение стабильности условий инвестирования. Только за 1991-2001 гг. число стран, вносивших изменения в свои инвестиционные режимы, возросло до 71, то есть в два раза, а количество внесенных ими поправок - до 208. Характерно, что 93% всех изменений было направлено на либерализацию или содействие привлечению ПИИ.

Однако Россия с ее неустойчивым инвестиционным климатом остается за бортом проходящих в мире изменений. В результате в 2000 г. на ее долю пришлось 0,2% мирового объема ПИИ, тогда как, к примеру, Бразилия получила 2,2%, Мексика - 1,7%, Китай - 2,7%, а вместе с Гонконгом - почти 7%. Иными словами, от китайских показателей Россия отстает почти в 40 раз. Доля накопленных Россией ПИИ составила лишь 0,3% от общемировых объемов, а доля Китая (с Гонконгом) - 12%.

В 2002 г., по данным Госкомстата, в Россию поступили иностранные инвестиции на сумму 19,8 млрд долларов, но доля ПИИ составила в них лишь 20% (4,0 млрд)[38].

Портфельные инвестиции в общем объеме иностранных инвестиций, поступающих в Россию, пока еще не играют заметной роли (2,4% в 2002 г.). На практике это означает, что наша страна вновь упустила возможность привлечения капиталов через российский фондовый рынок, а значит, и средств на развитие экономики без подчинения зарубежному капиталу.

Основной объем иностранных инвестиций (77%) приходится на "прочие" источники финансирования, состоящие в основном из торговых кредитов, кредитов, полученных от международных организаций, и других видов ссуд, которые по методике Госкомстата относятся к инвестиционным капиталам, но зачастую не имеют никакого отношения к процессу инвестирования.

ПИИ направляются в основном в торговлю и общественное питание (почти 25% в 2002 г.), в нефтедобывающую промышленность (17%), пищевую промышленность (11%), в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (7,5%).

Правительственные планы экономического развития ставят вопросы о привлечении ПИИ недостаточно решительно. Так, проект Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу прогнозирует рост ПИИ с 4 млрд долларов в 2002 г. до 8-8,8 млрд в 2006 г.[39] По моему же мнению, российская экономика имеет все возможности привлечь в самое ближайшее время не менее 10 млрд долларов в год, а после проведения мер по либерализации инвестиционного климата - и неизмеримо большие по объему инвестиции из-за рубежа. Радикальное улучшение инвестиционного климата в стране создаст условия и для интенсификации отечественного инвестирования, в том числе и за счет возврата "беглых" капиталов.

Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все. Весьма противоречивым оказалось отношение к привлечению иностранного капитала в российский ТЭК авторов Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Несмотря на отдельные реверансы в сторону сотрудничества с иностранным капиталом они, анализируя источники уже упомянутых 660-810 млрд долларов инвестиций, необходимых для реализации стратегии, в соответствующем разделе этого документа буквально через строчку оговаривают, что основой инвестиций станут капвложения самих компаний, тарифные источники, средства бюджета всех уровней и средства инвесторов без упоминания их национальной принадлежности.

Подобный подход лишает Россию возможностей заполнить брешь в получении столь необходимых средств для осуществления экономических реформ. И делает неотложной проблему либерализации инвестиционного режима и унификации его с международными стандартами с тем, чтобы максимально привлечь зарубежные инвестиции на приемлемых для иностранцев и России условиях. Прежде всего, здесь важно законодательство, регулирующее деятельность иностранных инвесторов.


 

Заключение

 

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.

Одновременно, природно-ресурсный потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и внешнеэкономической деятельности ТЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.

В стратегии развития нефтегазового комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к 2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн. Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.

Добыча нефти с газовым конденсатом в РФ за 2004 г. увеличилась на 8,9% по сравнению с 2003 г. - до 458 млн 808,4 тыс. тонн. Экспорт нефти в России в 2005 г. составил около 285,5 млн тонн. Экспорт российской нефти в 2004 г. вырос на 17,3% по сравнению с 2003 г. - до 182 млн 164,4 тыс. тонн. В целом за 2004 г. добыча природного газа в РФ составила 591 млрд куб. м, что на 1,6% больше, чем в 2003 г. Основной объем добычи газа в России приходится на ОАО "Газпром", которое в 2004 г. добыло 545,1 млрд куб. м..[40]

Естественно, в перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической стратегии Российской Федерации.

Глобализация энергетики, расширение международной деятельности, появление новых игроков на мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них являются:

· Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом;

· Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК;

· Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей российского ТЭК;

· Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий ТЭК.

В то же время, немалое влияние на экспортный потенциал российского ТЭК оказывает внутренняя энергоэффективность. По энергорасточительности Россия сегодня занимает 10-е место в мире. Без осуществления политики повышения эффективности использования энергии выправить эту ситуацию невозможно. Между тем, сегодня в России на федеральном уровне нет:

- Политики повышения энергоэффективности;

- Программы повышения энергоэффективности;

- Органов власти, отвечающих за реализацию политики повышения энергоэффективности. Даже те слабые структуры, которые мы имели ранее, пали жертвой административной реформы;

- Практики выделения средств из федерального бюджета на повышение энергоэффективности, хотя бы на объектах федеральной собственности, на финансирование энергоснабжения которых уходит не менее 4 млрд. долл. в год.

Важной сферой развития ВЭС ТЭК России является проблема привлечения иностранных инвестиций. Для проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.

В целом, перспективы внешнеэкономических связей ТЭК РФ будут зависеть от рациональности и эффективности государственной политики в данной сфере, повышения уровня воспроизводства ресурсной базы, улучшения показателей внутренней энергоэффективности, привлечения инвестиций в отрасль и общей стабильности мировых энергетических рынков.


Библиография:

 

Нормативные акты

 

1. Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.

2. Федеральный закон от 30.12.95 № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы».

3. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).

 

Литература

4. Астанович А. Иностранные инвестиции в России. Отдельные факты и тенденции, М., 1996.

5. Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005

6. Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. http://www.rbc.ru.

7. Гордеев О.Г. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Нефтяное хозяйство, №1, 2003

8. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях, М., 2002

9. Данилина М.В. О формировании и управлении стабилизационным фондом федерального бюджета России // Сб. науч. трудов ИНПРАН. М., 2004.

10. Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) //Проблемы прогнозирования. 2004. № 4

11. Жиляев К.В. Анализ структуры и динамики российского экспорта в 1994-2000 гг. // Сб. науч. трудов ИНП РАН. М., 2003

12. Морозова Т. Г., Экономическая география России, М., 2004

13. Нефть России, журнал, 2002-2004 гг.

14. Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.

15. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. Научный доклад. М.: Журнал «Эксперт», Топливно-энергетический независимый институт, 2005

16. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года. М.: ГУ ИЭС.2004

17. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2002 г. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 1

18. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 г. и на период до 2006 г. - М., 2003.

19. Погорелецкий А. И., Экономика зарубежных стран, М., 2002

20. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/article2002/sadov4-02.html

21. Салыгин В., Воронцов Б. Международное энергетическое сотруд­ничество в АТР // Мировая энергетическая политика. — 2003. — № 3.

22.. Социально-экономическое положение России за январь 1993 — январь 2004. М., 2004

23. Социально-экономическое положение России: 2002 год. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 12.

24. Рыночная экономика, Словарь, М., 2005

25. ТНК в современной экономике // МэиМО, №3, 2001

26. Цена нефтяной «корзины» ОПЕК впервые опустилась ниже 30 долл./барр. // РосБизнесКонсалтинг, 06.04.2004. http://www.rbc.ru.

27. Экономика России: XXI век. - 2004. - Май

28. Экономическая география отдельных зарубежных стран, М., 2001

29. Экономическая география промышленности Российской Федерации, М., 2005

30. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. М., 2003

31. Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 5.

32. Gray D. Evaluation of Taxes and Revenues from the Energy Sector in the Baltics, Russia and Other Former Soviet Union Countries. IMF Working Paper, 1998

33. Energy Prices & Taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, 2001. - IEA Publications, France.

34. OPEC bulletin №12, 2000; № 1, 2004. - Uberreuter Print and Digimedia, Austria.

35. Tne State in a Changing World. Tne World Bank. Oxford University Preess, 1997. 6 Josef E. Stiglits. Globalization and Discontents / W.W. Norton & Company. N. Y, 2004

36. World Development Report 1991. Washington. 1991. p. 139; OECD. Economic Outlook. 1998. June. p. 31; Экономист. - 2000. -№ 9

Интернет

37. World Oil Market and Oil Price Chronologies: 1970-2003, March 2004 // Energy Information Administration (EIA). http://www.eia.doe.gov.

38. www.ivr.ru

39. www.gks.ru

40. www.budgetrf.ru

41. www.minprom.gov.ru

42. www.opec.ru

43. www.oilcapital.ru


[1] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 51.

[2] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 58.

[3] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 149.

[4] Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.

[5] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/article2002/sadov4-02.html

 

[6] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/article2002/sadov4-02.html

 

[7] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/article2002/sadov4-02.html

 

[8] См. Садовник П. В., О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/article2002/sadov4-02.html

 

[9] Данные Госкомстата РФ // www.gks.ru

[10] Нефть России, № 3 2004 г.

[11] Экономическая география промышленности Российской Федерации, М., 2005, с. 103

[12] Из данный энергетической стратегии России на период до 2020 года. М., 2003

 

[13] Нефтегазовая вертикаль. 2005. № 3.

[14] Там же

[15] Данилина М.В. Функционирование государственного нефтяного стабилизационного фонда (опыт Норвегии) //Проблемы прогнозирования. 2004. № 4.

[16] Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 28 ноября 2003 г. //Российская газета, 27 декабря 2003 г.; Новые законы и нормативные акты, Приложение к Российской газете № 4. 2004.

[17] «Русский курьер»: Банк России может получить в управление от Минфина стабилизационный фонд, РосБизнесКонсалтинг, 08.04.2004. http://www.rbc.ru.

[18] Energy Prices & Taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, 2001. - IEA Publications, France.

6. Социально-экономическое положение России за январь 1993 — январь 2004. М.: Госкомстат России

[19] Корзина формируется на основе цен нефтей главных месторождений шести стран ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия) и Мексики.

[20] Госкомстат РФ // www.gks.ru

[21] Там же

[22]Составлено по данным российского Информационного Агентства Топливно-Энергетического Комплекса // www.riatec.ru

[23] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 3

[24] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5

[25] Башмаков И., Энергетическая эффективность в России и перспективы экспорта Российского газа, М., 2005, с. 5

[26] Министерство промышленности и энергетики//www.minprom.gov.ru

[27] Министерство промышленности и энергетики//www.minprom.gov.ru

[28] мировая экономика и международные экономические отношения, М., 2006, с. 167

[29] Салыгин В., Воронцов Б. Международное энергетическое сотруд­ничество в АТР // Мировая энергетическая политика. — 2003. — № 3.

 

[30] Госкомстат РФ // www.gks.ru

[31]Российский статистический ежегодник 2002. - М.: Госкомстат России, 2002. - С. 304.

[32] Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в РФ в 2002 г. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 1. - С. 5.

[33] UNCTAD Handbook of statistics 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 330.

[34] Инвестиции в России. - М.: Госкомстат России, 2001. - С. 188.

[35] Экономика России: XXI век. - 2002. - Май. - С. 10.

[36] Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С. 11

[37] World investment Report 2002. UNCTAD. - N.Y., 2002. - Р. 328.

[38] Социально-экономическое положение России: 2002 год. - М.: Госкомстат России. - 2003. - № 12. - С. 145.

[39] Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2004 г. и на период до 2006 г. - М., 2003. - Май.

[40] Нефть и капитал // www.oilcapital.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...