Студента и основные требования к нему
Реферат – первая и наиболее частая для студентов с первых курсов обучения форма самостоятельной письменной научной работы, которая наилучшим образом, приобщая их к системной работе в библиотеках с литературными источниками, обогащает знания молодёжи и развивает аналитические его способности, ораторское умение, а в воспитательном плане – формирует ответственность и сочетание личного интереса с общественной необходимостью, то есть качества, необходимые для будущего инженера, руководителя государственного, муниципального или хозяйствующего субъекта. Реферат – это форма контроля самостоятельной научной работы студента как письменныйдоклад-отчёт автора по исследуемой им проблеме конкретной учебной дисциплины гуманитарных наук. Описательный реферат – перечисление фактов, событий, явлений без их анализа, структурирования и синтеза, в лучшем случае – на основе обзора литературных и иных источников по выбранной теме. Это – низший, первичный вид приобщения учащихся к самостоятельной исследовательской работе на основе обучения их умению делать систематическую подборку литературы, источников по определённой теме. Аналитический реферат – системно-структурированное изложение автором содержания научной проблемы, исследуемой или исследованной в его реферативной работе как на основе научного (анализа и синтеза) изучения литературных и иных источников по проблеме (в форме историографического анализа), так и на основе самостоятельно проведённых исследовательских работ, например, социологических, социально-психологических и иных. Анализ (гр. analysis – разложение, расчленение) – метод комплексного, системного, структурного, проверяемого экспериментом или конкретно указанными источниками, упорядоченного научного познания (исследования), который состоит в разложении целого на составные части и изучении их количественно-качественных параметров по отдельности для последующего синтеза полученных частных выводов.
Синтез(гр. syntesis – соединение, сочетание, составление) – метод научного исследования какого-либо предмета, явления, процесса, факта, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимообусловленности всех его частей, то есть обобщение всех частных выводов, полученных методом анализа, в единое целое. Из вышесказанного следует, что каждая структура и подструктура аналитического реферата, как отражение определённой новой информации, обязаны завершаться обобщением: промежуточным – в тексте главы, её подразделов (например, в конце абзаца или после нескольких абзацев); в форме вывода в конце главы и его параграфов, подразделов; в виде заключения, как итоговое обобщение содержания и выводов глав в завершении реферативного исследования автора. Этап представления студентом преподавателю своего реферата без последующей им публичной его устной защиты будет неполным в системе комплексной дидактики педагогического процесса и, следовательно, требует к себе повышенного внимания со стороны всех заинтересованных сторон: студента, преподавателя, деканата, руководства высшего учебного заведения. Реферат как итоговый отчёт о научном исследовании студента, свидетельствует об овладении студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры путем выражения его в письменной форме, а затем в процессе публичной устной защиты своего реферата на практическом (семинарском) занятии. Написание аналитического реферата и аналогичной студенческой рецензии на него способствует углублению знаний по избранной проблеме и активно формирует самостоятельный подход в проведении любых иных научных исследований, а также вырабатывает у студентов собственные методы и формы творческого авторского аналитического исследования.
Вместе с тем реферат является показателем уровня гуманитарной и интеллектуальной подготовки студента, отражает состояние его убежденности в результатах своего труда, а для преподавателя реферат является критерием оценки роста научных знаний и умений студента, в том числе как аналитических и методических, так и ораторских в процессе самостоятельного углублённого освоения им отдельных научных проблем учебного курса. - Реферат есть самостоятельное письменное научное изложение студентом исследуемой им проблемы по изучаемому учебному курсу. Он пишется на основе сбора, систематизации, структуризации и научного анализа и синтеза (обобщения) фактов, явлений, процессов и выводов ряда источников – документов, монографий, учебников, сборников, журнальных и газетных публикаций, Интернета и т.д. - Научность студенческого реферата по гуманитарным дисциплинам определяется полнотой, аргументированностью, системной структурированностью методологии излагаемого исторического, философско-культурологического, политологического или иного анализа и синтеза изучения проблем темы студенческого исследования. Все теоретические положения реферата, сравнения, сопоставления, обобщения и выводы должны вытекать из аргументированного (цифрами, фактами, цитатами, статистикой, ссылками на источник и т.п.) анализа. - Студент в реферате обязан показать своё умение исследовать исторические, социокультурные, философские и иные события, факты, явления и процессы на основе комплексного теоретического подхода, в том числе на основе использования научных знаний и теоретических выводов и законов и смежных (гуманитарных, естественных и т.д.) наук. - В реферате исторический, философско-культурологический, социологический, политологический, правовой, политологический или иной профессиональный анализ темы гуманитарного исследования и его выводы должны соответствовать результатам практики, накопленного опыта, а в итоговой части реферата – заключении, данное обобщение желательно вывести на уровень связи с современностью, например в форме рекомендаций для воплощения в практике воспитательных, экономических, информационных, управленческих или иных процессов повышения качества результативности в области организационно-институциональной культуры должностных лиц государственных, муниципальных, коммерческих или общественных структур, организаций, учреждений.
- Реферат описательного характера как сумма перечисления фактов без их авторского анализа и синтеза (сопоставления, сравнения, обобщения и т.д.), а также оформленный вопреки требованиям ГОСТ 7.1–2003, в том числе без ссылок на источник чужой интеллектуальной собственности и без библиографии, преподавателем не должен засчитываться и к устной защите автор с таким рефератом не должен допускаться. Игнорирование автором реферата ссылкок на источники, приводимых в тексте чужих цифр, цитат, обобщений называется плагиатом (лат. яз. –plagium – похищение: присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения, чужой интеллектуальной собственности за свои). Во всем цивилизованном мире плагиат считается аморальным поступком, преступлением, подлежащим общественному осуждению и судебному преследованию. - Преподаватель как научный руководитель оказывает консультативную методологическую помощь студентам в их самостоятельном научном исследовании проблемы, правильном оформлении письменной работы и подготовке реферата к устной защите на семинарском занятии, а также по его рецензированию и оппонированию сокурсниками автора при публичной защите реферата на семинарском занятии. Рукописный текст реферата (при невозможности представить его в печатном виде) желательно писать по специальному трафарету разборчивым почерком. Обязательным элементом реферата является его четкая структура, которая формируется в виде плана исследования (прил. 2). Четко составленный план реферата – показатель знаний, научной и организационной культуры студента, степени осознания им цели и задач своего исследования.
Научно аргументированный самостоятельный анализ каждой исследуемой проблемы студенческого реферата можно сделать не менее чем на 7 – 9 листах текста, то есть не более чем в 2 – 3 главах при общем объеме текста, соответственно в 22 – 27 листов. Главы реферата в тексте располагаются в логической последовательности и представляют единую систему исследуемой проблемы, согласно цели реферата и его задач, которые обозначены студентом ранее в разделе «Введение». Все главы и подпункты глав завершаются кратким выводом (выводами). Заключение реферата – это обобщение содержания глав и подпунктов (если есть последние) вместе с их выводами таким образом, чтобы итоговое обобщение реферата (заключение) соответствовало содержанию и выводам глав, а также цели и задачам, поставленным во «Введении». Высшим эталоном раздела реферата «Заключение» является наличие в нём практических рекомендаций (и кому они предназначены) воплощения в практике современного общества РФ уроков, выводов, полученных автором реферата. Таким образом, процесс самостоятельной научной работы студентов и написание по ней отчёта в форме аналитически-синтезированного реферата требует чёткого представления не только о его смысловой сущности, но и о его комплексной структуре с включением всех этих этапов в систему семинарских занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|