Финансовая политика и ее виды: дискреционная и автоматическая. Их взаимосвязь.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финаносвых отношений для выполнения государством своих функций. Основные задачи финансовой политики: -Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов. - Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов. - Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами. -Выработка финансового механизма и его развитие в соответствие с изменяющимися целями и задачами стратегии. -Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Виды: Различают дискреционную и автоматическую финансовую политику. Начнем рассмотрение влияния государства на динамику экономического роста с дискреционной политики. Равновесный объем национального производства, как известно, можно представить в виде Qн.п. = П + И + Рг, где Qн.п. — объем национального производства; П — потребление; И — инвестиции; Рг — государственные расходы. В данном случае мы абстрагируемся от налогов и, следовательно, государственные расходы финансируются за счет не налоговых поступлений, а бюджетного дефицита, т.е. дефицитного финансирования. Для упрощения анализа предположим, что государственные расходы увеличиваются с нуля и, следовательно, они измеряются величиной Рг. Эффект увеличения государственных расходов аналогичен эффекту от инвестиций, так как находит свое проявление мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня национального производства. Это связано с тем, что государственные расходы и инвестиции не зависят от национального производства и влияют на функцию потребления.
Влияние государственных расходов на производство Анализ влияния государственных расходов на национальное производство в рамках модели потоков «утечки — инъекции» указывает на то, что инвестиции и экспорт, как и правительственные закупки, представляют собой возмещение утечки сбережений и импорта. Но в связи с тем, что мы абстрагировались от экспортно-импортных операций, экспорт и импорт не включаются в анализ. Поэтому с учетом Рг уровень равновесного объема национального производства определяется в точке, где величина сбережений (С) домашних хозяйств точно компенсируется величиной, которую предприниматели планируют инвестировать, и закупками государством товаров и услуг (Рг). Графически состояния равновесия с учетом государственных расходов и без них показаны на рис. 32.2. Рис. 32.2. Влияние государственных расходов на равновесное состояние системы в рамках модели «утечки – инвестиции» Налоги и потребление Теперь обратимся к влиянию налогов на национальную экономику. Как мы уже отмечали, для упрощения анализа возьмем налог постоянной величины, т.е. вне зависимости от величины национального продукта. Предположим, что вводится налог (Н). В результате располагаемый доход (после уплаты налога) сократится на величину налога. Но располагаемый доход (Др), как правило, распадается на потребление и сбережения. Исходя из предельной склонности к потреблению (ПСП) и предельной склонности к сбережению (ПСС), введение налога по-разному скажется на этих двух частях располагаемого дохода.
Если предположить, что ПСП = 3/4, а ПСС = 1/4, то при введении стабильного налога доход в целом сократится на эту величину, тогда как потребление — на 3/4, а сбережения — на 1/4. С позиций расходов сокращается только потребление, поэтому введение вышеуказанного налога приведет к сжатию потребления, что вызовет сокращение объема национального производства.При этом в данном случае необходимо иметь в виду, что налоги относятся только к личным доходам. Это и приводит к снижению потребительского компонента.
Влияние на объем национального производства в рамках модели «совокупные расходы – выпуск Следовательно, рост налогов вызывает смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и сокращение величины равновесного продукта. Налоги и сбережения Налоги, как сбережения и импорт, представляют собой утечку из потока внутренних доходов — расходов. Они предполагают такое их использование, которое никак не затрагивает потребление. В результате введенного налога потребление будет меньше национального производства на величину сбережений (после уплаты налогов), импорта и налогов. Если полностью воспроизводить условие равновесия в соответствии с анализом потоков «утечки-инъекции», то можно записать: Сн + В + Н = И + Э + Рг, где Сн — сбережения после уплаты налогов; В — импорт (ввоз); Н — налоги; И — инвестиции; Э — экспорт (вывоз); Рг — государственные расходы. Налоги и национальное производство в модели «утечки – инъекции» Сокращение сбережений в результате уплаты налога привело к смещению линии сбережений С вниз в положение Сн. Но налоги (отрезок MN) представляют собой дополнительные утечки (изъятия) при каждом уровне национального производства, которые должны быть добавлены к сбережениям, сокращенным на объем налогов (Сн), давая в сумме Сн + Н. В этом случае равновесное состояние системы достигается при такой величине объема национального производства, когда общая сумма, которую сберегают потребители и которую правительство намеревается собрать в виде налогов, равна сумме, которую предприниматели намереваются инвестировать и которую правительство планирует израсходовать на закупки. Графически это условие определяется точкой N, которая является точкой пересечения линий (Сн + Н) и (И + Рг), т.е. это равновесное состояние системы.
расходов, налогов.
Встроенный стабилизатор – это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких – либо специальных мер. Известно, что сумма налогов находится в зависимости от величины доходов населения, всех хозяйствующих субъектов. Поэтому в условиях экономического подъема, когда растут доходы, в государственную казну автоматически увеличивается приток денежных поступлений от сбора налогов. Если доходы начнут сокращаться, то постепенно уменьшается и приток в казну поступлений. Взаимосвязь: Два вида финансовой политики не могут не переплетаться. Важное значение имеет информация о состоянии государственного бюджета. Можно выделить 3 ситуации: если фактический дефицит больше автоматического, то дискреционный дефицит больше нуля, и дискреционная политика носит экспансионистский характер; если фактический дефицит равен автоматическому, то дискреционный дефицит равен нулю, и дискреционная политика нейтральна; если фактический дефицит меньше автоматического, то дискреционная политика по своему характеру рестрикционная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|