Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития методики преподавания естественных наук




Тема: Домашнее задание как форма организации обучения биологии

 

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание и структура школьного биологического образования

1.1.История развития методики преподавания естественных наук

1.2.Организация обучения биологии. Формы и приемы при обучении биологии

Глава 2. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями

2.1. Домашняя работа как обязательная форма обучения биологии

2.2. Практическая направленность домашних работ в образовательном процессе по биологии

2.3.Исследование на выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность обозначенной темы обусловлена значимостью такой формы обучения как домашняя работа. В федеральном государственном стандарте основного общего образования механизмом реализации программы заявлен деятельностный подход. В основе этого подхода к процессу обучения лежит непосредственное мотивированное включение школьника в учебно - познавательную деятельность. Деятельностный подход к процессу обучения биологии предполагает развитие не только всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, приемов контроля), но и основных качеств ее участников: активности, самостоятельности, самоорганизации.

Активность и самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности возможны только при организации тесного сотрудничества учителя и ученика. Механизмом таких отношений в процессе обучения биологии могут являться различные виды деятельности, участвуя в которых школьники реализуют свои склонности и интересы. [3, 28]. К таким видам деятельности мы относим одну из обязательных форм обучения биологии – домашние работы.

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета, накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости. Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника, каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий. Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома.

Целью работы является исследование обязательной формы обучения биологии – домашней работы теоретического и практического характера.

Объект исследования – домашняя работа как эффективная форма обучения биологии.

Цель, объект, предмет исследования определила следующие задачи:

- проанализировать содержание и структуру школьного биологического образования,

- изучить принципы построения курса биологии, методы и методические приемы при обучении биологии,

- рассмотреть сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,

- выявить практическую направленность домашних работ в образовательном процессе по биологии,

- провести исследование, целью которого является выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии и сделать выводы.

В качестве методического инструментария, адекватного целям и задачам исследования, были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение, классификация.


Глава 1.Содержание и структура школьного биологического образования

История развития методики преподавания естественных наук

Содержание биологии изменяется в соответствии с развитием науки и запросов общества. Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. В школах древней Руси преподавания каких-либо предметов о природе не было. Обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви. Преподавание естествознания в русских школах было введено в конце XVIII века. История развития методики преподавания есте­ствознания подразделяется на два основных периода: дореволю­ционный, а затем коммунистический.

В XVIII веке для использования естественных богатств и развития экономики страна нуждалась в грамотных людях, и правительство Екатерины II было вынуждено открыть народные училища и учи­тельскую семинарию. Для составления учебника по естествознанию был привлечен В.Ф. Зуев. В 1786 г., им был напечатан учебник в двух книгах «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». В учебнике устанавливается последовательность изучения естествознания: ископаемое царство (неживая природа); прозябаемое царство (ботаника); животное царство (зоология). Зуев издает атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части учебника.[16,32]

В XIX веке учреждается министерст­во народного просвещения и губернские народные учи­лища преобразуются в гимназии. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преемником идей В. Ф. Зуева стал его ученик А. М. Теряев, который способствовал распространению на­глядных пособий в школе.[7,95] В биологической науке процветает систематика, широкую известность получает «Система природы» К. Линнея. В гимназиях по естествознанию была довольно обшир­ная программа: общие сведения о природе; зоология; ботаника; минералогия; анатомия и физиология человека. Хорошо была принята книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». [9,189]

Первая методика естествознания была написана в 40-х. гг. в Германии учителем Августом Любеном. Он считал, что изучение естествознания долж­но идти от простого к сложно­му, от известного к неизвест­ному. В своей методике он рекомендует обращать особое внимание на следующее: познание разнообразия растительных форм; познание единства, лежащего в основе этого разнообразия; познание жизни растений; познание веществ и сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Работами Герда было положено начало научной методике преподавания естествознания. Он считал, что содержание обуче­ния должно соответствовать современному научному уровню и воспитывать научное мировоззрение. [11,61]

На начало XX века в России бурно развивался капитализм. Испытывалась большая потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому в начале века открываются частные гимназии, реальные, коммерческие и торговые училища. А в методике преподавания этого времени разрабатываются две формы преподавания: экскурсионная и практическая. Естествознание тогда имело одну цель - большое воспитывающее значение. От Октябрьской революции до 1931 г. главной задачей советской школы стало воспитание мате­риалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание в труде и в связи с производительным трудом, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. С 1931 г. в школе начали преподавать учебные курсы, излагающие в системе основы наук: ботанику, зоологию, анатомию и физиоло­гию человека, эволюционное учение, минералогию и геологию. Таким образом, была установлена логическая последователь­ность изучения курсов и структура каждого из них. [7,31]

Подводя итог сказанному, отметим, история развития методики преподавания естественных наук берет свое начало ещес XVIII века. Главным в методике преподавания биологии становится про­блема научности содержания учебного предмета. Были созданы учебники для учащихся и первые частные методики по отдельным курсам для учителей. Модернизация системы биологического образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, накопленного опыта в методике преподавания. Школьная биология на современном этапе не только структурно ориентированный предмет, но и смысло- и позиционо-ориентированный.

1.2. Организация обучения биологии. Формы и приемы при обучении биологии

Современная биология находится на этапе теоретического развития, поэтому логическая структура науки включает законы, основные понятия, идеи и принципы. Законы служат исходными положениями для построения теории, а с другой стороны являются принципами, когда осуществляется систематизация знаний. Современный урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс обучения, необходимо его организовать. Такими частями или звеньями учебно-воспитательного процесса выступают различные формы организации обучения. Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. [11,45]

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской, форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям её проведения (в классе, экскурсия в природу, и т.п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения.

В обучении биологии установились такие формы: [12,51]

1) уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы;

2) необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые).

Урок – основная форма обучения, решает определенные задачи: постановку цели; усвоение учебного содержания; подведение итогов обучения и пр.

Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие – это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические – те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса.

Рис. 1. Система форм организации обучения биологии (по Н.М. Верзилину, В.М. Корсунской)

Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга.

Рис.2. Формы организации обучения биологии

 

На выбор форм оказывает влияние: производственное и природное окружение; оснащенность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения; типовых авторских программ; выбор формы организации обучения определяется спецификой контингента учащихся конкретного класса. Решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе. [10,11-15]

Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала изучается на уроках. Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Прежде всего, они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой, подготавливая доклады и выступления.[15,38]

Подводя итог сказанному, отметим, выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся. Домашняя работа, как форма обучения, является важным продолжением урока.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...