Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование на выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии




Нами было проведено исследование, целью которого было выявление роли домашних работ в процессе обучения биологии. Нами было опрошено 30 учителей биологии. Учителям была предложена анкета, состоящая из 6 вопросов.

На вопрос «Как вы относитесь к организации домашних работ по биологии?» ответы учителей распределились так, как показано на рисунке 3.

 

 

Рис. 3. Значение домашней работы как формы обучения биологии.

 

Из рисунка 3 видно, что ответы распределились почти поровну. Это означает, что домашняя работа остается важной формой обучения биологии, которая успешно используется в учебном процессе. Учителям были предложены другие варианты ответа, такие как «Не уделяю должного внимания» и «Часто забываю проверять», но эти варианты ответа никто не выбрал.

Нас также интересовал вопрос: «Какие виды домашних заданий по биологии Вы практикуете?» Ответы учителей представлены на рисунке 4.

Рис.4. Виды домашних работ по биологии

1 – чтение параграфа. 2 – выполнение задания в рабочей тетради. 3 –

подготовка сообщения. 4 – подготовка презентации. 5 – написание конспекта. 6 – проведение наблюдения. 7 – постановка опыта.

Из рисунка 4 видно, что чаще всего учителя задают задание «прочитать параграф» и «подготовить презентацию» (по 19 % соответственно), часто используют выполнение заданий в рабочих тетрадях (16 % ответов) и подготовить сообщение (16 % ответов). Остальные виды работ используются учителями не так часто. Проведение наблюдения и постановку опыта практикуют только 15 % и 9 % учителей биологии соответственно.

Нас интересовало, какие формы организации домашних работ по биологии практикуются. Ответы распределились, как показано на рисунке 5.

Рис.5.Формы организации домашних работ по биологии

 

Мы видим, что чаще всего учителя практикуют индивидуальные домашние работы (63 % опрошенных выбрали это). Это объяснимо, так как школьники выполняют домашнее задание дома, очень редко в школе.

Индивидуальную и групповую формы организации выбрали 37 % учителей. Очевидно, что некоторые учителя практикуют совместные отчеты учащихся или совместную подготовку презентаций. Групповые домашние работы не применяет никто из опрошенных учителей.

Учителям был предложен вопрос: «Организуете ли Вы домашние работы практического характера?» Ответы показаны на рисунке 6.

Рис.6. Организация практических домашних работ

 

Практические домашние работы играют огромную роль в процессе обучения биологии. Из рисунка 6 видно, что практические домашние работы используются многими учителями (93 %).

Мы попросили учителей попросили ответить на вопрос о том, в каком разделе школьной биологии домашние задания практического характера наиболее эффективны. Ответы представлены на рисунке 7.

 

Рис 7. Эффективность биологии в разных разделах биологии

Из рисунка 7 видно, что учителя отдали предпочтение разделам «Растения» и «Человек». Данный выбор объясняется тем, что в этих разделах действительно легко организовать наблюдения (самонаблюдения) или постановку несложных опытов. Объекты для подобных работ доступны, в разделе «Человек» объектом может быть сам организм человека.

Ответы на вопрос: «Какие виды домашних заданий в разделе «Человек» Вы задаете?» представлены на рисунке 8.

Из рисунка 8 видно, что домашние работы практического характера в разделе практикуются нечасто: наблюдения проводят 9% опрошенных учителей, столько же учителей организуют функциональные пробы, 15 % организуют для выполнения дома самонаблюдения и 8 % опрошенных отмечают, что дают для выполнения физиологические тесты. Из видов домашних заданий доминируют: заполнение таблиц и подготовка сообщений (16 и 13 % ответов соответственно).

 

Рис. 8. Виды домашних работ в разделе «Человек»

1. проведение наблюдения. 2 - подготовка презентации. 3. – подготовка сообщения. 4. - проведение самонаблюдения. 5 - написание конспекта параграфа. 6. - проведение функциональной пробы. 7 – проведение физиологических тестов. 8 - проведение анкетирования по какой-либо проблеме. 9 - заполнение таблицы в тетради, выполнение рисунка. 10 - изготовление моделей (например, органов). 11 - выполнение виртуальной лабораторной работы. 12 - не задаю домашних заданий подобного характера.

Таким образом, мы видим, что проблема организации домашних работ по биологии актуальна. Домашние работы практической направленности мотивируют процесс обучения и позволяют вывести знания предмета на новый, более качественный уровень.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Домашняя работа - самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.

Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.

Домашнее задание – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой. Домашняя работа позволяет каждому ученику работать в своем темпе, использовать способы и приемы, наиболее для него удобные, проявить высокую степень самостоятельности. В процессе выполнения домашнего задания у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца.

Домашнее задание должно отвечать ряду требований: 1) быть конкретными и целенаправленными; 2) обеспечивать подход ученика к содержанию материала; 3) вызывать познавательный интерес и активность учащегося; 4) развивать самостоятельность и творчество ученика; 5) способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Рекомендации, вытекающие из ответов на основные вопросы носят характер принципов, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.

1. Необходимо стремится к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Важно заботиться о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.

2. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если используется оно с целью развития личностных качеств обучающихся.

3. Нельзя считать, что все школьники обязательно выполнят поставленное учителем задание.

4. На уроке использовать любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условиях.

5. На уроках учить школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении которых обучающиеся сознательно применяют эти методы.

6. Использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей обучающегося и их применения в интересах всего классного коллектива. Использовать индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

7. С помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Использовать различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:

2. Байбородова, Л. В. Методика обучения биологии / Л. В. Байбородова, Т. В. Лаптева — М.: Владос, 2003

3. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник №4 (5). – Самара: ПГСГА, 2014

4. Богачева, И. В. Настольная книга учителя биологии / И. В. Богачева — Мн.: Сэр- Вит, 2008

5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983

6. Глухова А.С. Деятельностный подход в организации домашних работ по биологии // Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып.1 / отв. ред. А.А. Семенов. – Самара: ПГСГА, 2014

7. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985

8. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса.- №6, 2007

9. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро — Мн.: Книжный дом, 2004

10. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: 1989.

11. Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии / А.И. Никишов. — М.: КОЛОСС, 2007

12. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; Под ред. И. Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

13. Орлова Л.Н. Теоретико-методологические основы преподавания биологии. Омск. 2001

14. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009

15. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: пособие для учителя. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980

16. Трайтак Д.И. Функции дидактического материала в учебном процессе / Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе» под ред. Д.И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1979

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...