Общее положения приватизации жилых помещений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оглавление
Введение Глава 1.Порядок приватизации жилых помещений Общее положения приватизации жилых помещений Оформление документов на приватизацию жилого помещения Глава 2. Правовые особенности и проблемы в приватизации жилья Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья Правовые проблемы приватизации жилых помещений (анализ судебной практики) Заключение Библиографический список
Введение
В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как одним из действенных преобразований в жилищной сфере, способствующим созданию широких слоев собственников жилья, является приватизация. Осуществляемые в России экономические преобразования поставили перед юридической наукой задачу решения проблем, ранее неизвестных законодателю. В ряду таких проблема отношений, возникающих при приватизации жилых помещений, явившихся в облике нового социального, экономического и правового явления для современной России, ставшего начиная с 1991 г. Всеохватывающей действительностью и реальной возможностью для большинства российских граждан жить в иных цивилизованных условиях. Целью таких преобразований является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье через приватизацию дает гражданам возможность получать от государства практически бесплатно реальную недвижимость, столь высоко оцениваемую на рынке жилья Создание четкого механизма правового регулирования общественных отношений в этой области является необходимым элементом дальнейшего проведения экономических реформ. Разрешаемые судами споры, которые возникают в сфере реализации прав граждан на приватизацию жилых помещений, свидетельствуют о необходимости совершенствования как законодательства, обеспечивающего право на приватизацию жилых помещений, так и практики его применения. Накопленный более чем десятилетний опыт требует глубокого научного анализа и теоретического осмысления со стороны гражданско-правовой науки. А необходимость применения системного, скоординированного межотраслевого подхода к правовому регулированию отношений в сфере приватизации с учетом природы отношений осознана и доктриной, и практикой. Это актуализирует проблему и порождает необходимость ее теоретического исследования.
Между тем, объективная «временность» приватизационного законодательства, воспринимаемого на первых порах как воплощение механизмов, с помощью которых предполагалось «преодолеть» глубокую «историческую травму» в сфере жилищной собственности за счет развития института частной собственности и существенного сокращения государственного и муниципального жилищных фондов, не столько привела к масштабным теоретическим исследованиям проблемы, сколько к сосредоточению исследовательских усилий на формально-логических аспектах приватизационного законодательства либо справочно-консультативных. Такой подход имеет свою ценность, однако не свидетельствует о достаточном уровне развития доктрины в области отношений по приватизации жилых помещений. Объектом данного исследования являются правоотношения в сфере приватизации жилья. Предметом - права граждан при приватизации и реализации этих прав. Цель работы: анализ основных положений приватизации жилья. Задачи данной работы .Выявить сущность и своеобразие правовой формы отношений в сфере приватизации жилых помещений;
. Исследовать юридическую конструкцию приватизации жилья; . Выявить характерные особенности приватизации жилых помещений.
Глава 1.Порядок приватизации жилых помещений Общее положения приватизации жилых помещений
Продуманные и хорошо разработанные законы - богатство любого государства. В свое время Председатель Государственной Думы РФ Г. Селезнев произнес «вследствие неоправданной спешки был допущен законодательный брак при принятии ряда важных и при этом особенно сложных законопроектов В результате несколько уже принятых законов, пришлось потом исправлять». Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст.2 Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым гражданам РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений(ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной безвозмездной приватизации. Ранее законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» были предусмотрены достаточно жесткие условия прекращения бесплатной приватизации жилого фонда: во-первых, не подлежали приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года; Во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могли быть приватизированы лишь до 1 января 2007г. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006г. № 6-П положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции РФ. После чего Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ были продлены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда до 1 марта 2010г.
Действие Закона о приватизации не распространяется на жилые помещения, находящиеся в частной собственности коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст.4 Закона о приватизации не допускается приватизация жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе: принять участие в приватизации и стать участником общей долевой собственности; отказаться от участия в приватизации, дав при этом согласие другим совместно проживающим лицам на приватизацию(отказ от приватизации); отказать в даче согласия на приватизацию. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым с органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилье в собственность в порядке установленном законодательством. Право собственности на приобретаемое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином Государственном реестре прав.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным помещением и проживающие совместно с лицами которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетним собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Жилые помещения. в которых исключительно проживают несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей(усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения. в которых исключительно проживают несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей(усыновителей), опекунов и органов опеки и попечительства ли(ч.2 ст.2 Закона о приватизации). Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным(ч.3 ст.2 Закона о приватизации). Использовать право на безвозмездную приватизацию занимаемого помещения по договору социального найма жилого помещения граждане вправе лишь однократно. Исключение сделано только для лиц, ставших собственниками жилых помещений в порядке приватизации до достижения совершеннолетия. Став взрослыми, такие лица могут воспользоваться правом на однократную безвозмездную приватизацию (ст.11 Закона о приватизации). Порядок передачи жилья в собственность в порядке приватизации установлен в ст. Закона о приватизации жилищного фонда. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается с гражданином от имени собственника органами государственной власти или органами местного самоуправления. Договор передачи жилого помещения (сделка) не подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье. В соответствии с п.1 ст.16 Закона о государственной регистрации заявления в органы, осуществляющие регистрацию, подают обе стороны договора. При этом граждане подают заявление на государственную регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация - о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам. В ходе государственной регистрации прав регистрирующий орган обязан провести проверку условий законности сделки приватизации: принадлежность жилого помещения государственному или муниципальному жилому фонду; факт пользования приватизируемым жильем на основании договора социального найма; полномочия передающих жилье органа или организации, а также должностного лица, подписавшего договор; наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства РФ; соблюдение прав несовершеннолетних, недееспособных и других лиц, имеющих по закону право пользования жилым помещением; соблюдение принципа однократности приватизации; соответствие формы и содержания договора требованиям действующего законодательств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|