Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее положения приватизации жилых помещений




Оглавление

 

Введение

Глава 1.Порядок приватизации жилых помещений

Общее положения приватизации жилых помещений

Оформление документов на приватизацию жилого помещения

Глава 2. Правовые особенности и проблемы в приватизации жилья

Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья

Правовые проблемы приватизации жилых помещений (анализ судебной практики)

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как одним из действенных преобразований в жилищной сфере, способствующим созданию широких слоев собственников жилья, является приватизация.

Осуществляемые в России экономические преобразования поставили перед юридической наукой задачу решения проблем, ранее неизвестных законодателю. В ряду таких проблема отношений, возникающих при приватизации жилых помещений, явившихся в облике нового социального, экономического и правового явления для современной России, ставшего начиная с 1991 г. Всеохватывающей действительностью и реальной возможностью для большинства российских граждан жить в иных цивилизованных условиях.

Целью таких преобразований является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилье через приватизацию дает гражданам возможность получать от государства практически бесплатно реальную недвижимость, столь высоко оцениваемую на рынке жилья

Создание четкого механизма правового регулирования общественных отношений в этой области является необходимым элементом дальнейшего проведения экономических реформ. Разрешаемые судами споры, которые возникают в сфере реализации прав граждан на приватизацию жилых помещений, свидетельствуют о необходимости совершенствования как законодательства, обеспечивающего право на приватизацию жилых помещений, так и практики его применения. Накопленный более чем десятилетний опыт требует глубокого научного анализа и теоретического осмысления со стороны гражданско-правовой науки. А необходимость применения системного, скоординированного межотраслевого подхода к правовому регулированию отношений в сфере приватизации с учетом природы отношений осознана и доктриной, и практикой. Это актуализирует проблему и порождает необходимость ее теоретического исследования.

Между тем, объективная «временность» приватизационного законодательства, воспринимаемого на первых порах как воплощение механизмов, с помощью которых предполагалось «преодолеть» глубокую «историческую травму» в сфере жилищной собственности за счет развития института частной собственности и существенного сокращения государственного и муниципального жилищных фондов, не столько привела к масштабным теоретическим исследованиям проблемы, сколько к сосредоточению исследовательских усилий на формально-логических аспектах приватизационного законодательства либо справочно-консультативных. Такой подход имеет свою ценность, однако не свидетельствует о достаточном уровне развития доктрины в области отношений по приватизации жилых помещений.

Объектом данного исследования являются правоотношения в сфере приватизации жилья.

Предметом - права граждан при приватизации и реализации этих прав.

Цель работы: анализ основных положений приватизации жилья.

Задачи данной работы

.Выявить сущность и своеобразие правовой формы отношений в сфере приватизации жилых помещений;

. Исследовать юридическую конструкцию приватизации жилья;

. Выявить характерные особенности приватизации жилых помещений.

 


Глава 1.Порядок приватизации жилых помещений

Общее положения приватизации жилых помещений

 

Продуманные и хорошо разработанные законы - богатство любого государства. В свое время Председатель Государственной Думы РФ Г. Селезнев произнес «вследствие неоправданной спешки был допущен законодательный брак при принятии ряда важных и при этом особенно сложных законопроектов В результате несколько уже принятых законов, пришлось потом исправлять».

Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст.2 Закона РФ от 4 июля 1991г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым гражданам РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений(ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной безвозмездной приватизации.

Ранее законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» были предусмотрены достаточно жесткие условия прекращения бесплатной приватизации жилого фонда: во-первых, не подлежали приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года;

Во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могли быть приватизированы лишь до 1 января 2007г. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006г. № 6-П положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции РФ. После чего Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ были продлены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда до 1 марта 2010г.

Действие Закона о приватизации не распространяется на жилые помещения, находящиеся в частной собственности коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.4 Закона о приватизации не допускается приватизация жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе:

принять участие в приватизации и стать участником общей долевой собственности;

отказаться от участия в приватизации, дав при этом согласие другим совместно проживающим лицам на приватизацию(отказ от приватизации);

отказать в даче согласия на приватизацию.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым с органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилье в собственность в порядке установленном законодательством. Право собственности на приобретаемое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином Государственном реестре прав.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным помещением и проживающие совместно с лицами которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетним собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Жилые помещения. в которых исключительно проживают несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей(усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения. в которых исключительно проживают несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей(усыновителей), опекунов и органов опеки и попечительства ли(ч.2 ст.2 Закона о приватизации). Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным(ч.3 ст.2 Закона о приватизации). Использовать право на безвозмездную приватизацию занимаемого помещения по договору социального найма жилого помещения граждане вправе лишь однократно. Исключение сделано только для лиц, ставших собственниками жилых помещений в порядке приватизации до достижения совершеннолетия. Став взрослыми, такие лица могут воспользоваться правом на однократную безвозмездную приватизацию (ст.11 Закона о приватизации).

Порядок передачи жилья в собственность в порядке приватизации установлен в ст. Закона о приватизации жилищного фонда. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается с гражданином от имени собственника органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Договор передачи жилого помещения (сделка) не подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона о государственной регистрации заявления в органы, осуществляющие регистрацию, подают обе стороны договора. При этом граждане подают заявление на государственную регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация - о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

В ходе государственной регистрации прав регистрирующий орган обязан провести проверку условий законности сделки приватизации:

принадлежность жилого помещения государственному или муниципальному жилому фонду;

факт пользования приватизируемым жильем на основании договора социального найма;

полномочия передающих жилье органа или организации, а также должностного лица, подписавшего договор;

наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства РФ;

соблюдение прав несовершеннолетних, недееспособных и других лиц, имеющих по закону право пользования жилым помещением;

соблюдение принципа однократности приватизации;

соответствие формы и содержания договора требованиям действующего законодательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...