Начало развития понятия духа
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра философии КУРСОВАЯ РАБОТА «Проблема бесконечности индивидуального духа в христианской философско-теологической и психологической мысли: историко-философский аспект»
Работу выполнила: Ткаченко Татьяна Владимировна Научный руководитель: д-р филос. наук Бойко П.Е.
Краснодар 2013 Содержание
Введение . Историческое развитие понятия духа Начало развития понятия духа Учения первых средневековых мыслителей о духе Дихотомические и трихотомические взгляды на природу индивидуального духа . Христианское понимание индивидуального духа Позитивное понятие человеческого духа в христианстве Наличие спекулятивного в христианской концепции о духе Заключение Библиографический список
Введение Актуальность темы исследования. Проблема происхождения индивидуального духа и его бесконечность интересовали многих мыслителей дохристианского и христианского периода. Человека всегда интересовал вопрос о его происхождении, о составе его существа. Современный человек так же задается этим вопросом каждый раз, когда видит результаты своей деятельности, а точнее деятельности своего духа. Духовными мы называем те сферы человеческой деятельности, которые непосредственно связаны с человеческим разумом - искусство, религия, философия. Иначе говоря, это и есть этапы становления духа. Дух развивается, он способен достичь абсолютного, вечного, истинного. Он есть сам это бесконечное, разумное начало в человеке.
На данном этапе развития человечество подробнейшим образом изучило тело человека, медицина развивается с каждым годом, но вот дух человеческий остался нетронутым. А это значит, что необходимо начинать переход от телесного изучения человека к духовному. Ведь дух человеческий настолько не изучен, что невозможно даже судить о его существовании. Таким образом, актуальность данной темы стала очевидной, проблема бесконечности индивидуального духа становится центральной проблемой человечества как такового. Степень разработанности темы. Проблематика данной темы заключается в том, что, хотя многие философы, и теологи, такие как - Аврелий Августин, Аристотель, Ириней Лионский, Григорий Нисский, Ориген, и др. подробно занимались этой темой и неоднократно пытались разрешить этот вопрос, но все же, на данном этапе, остается не ясным до конца, в чем же состоит сущность бесконечности индивидуального духа, его логичность и необходимость. Объект и предмет. Объектом данной работы выступает человеческий дух. Предметом же являются учения мыслителей о духе. Методологические основания работы. В данной курсовой работе использован историко-философский метод исследования, который помогает в полной мере проникнуть в глубину данной проблемы, изучив существующие исторические факты, а так же выявить логическую необходимость понятия об индивидуальном духе в результате разумного осмысления истории. Цели и задачи исследования. Цель моей работы заключается в раскрытии понятия индивидуального духа. Содержание моей работы предполагает решение следующих задач: 1) Провести анализ значимых исследований прошлого о человеческом духе. 2) Изучить христианское понимание индивидуального духа. ) Выявить общие моменты в понимании данной проблемы. ) Исследовать понятие конечного и бесконечного духа.
психологический человеческий дух философский Историческое развитие понятия духа
Историческое рассмотрение вопроса необходимо для понимания значения любого понятия. Ибо известно, что целостное понятие формируется длительное время, впитывая в себя лучшие результаты человеческой мысли. Так как мыслительный процесс - это тяжкий период исканий, ошибок и противоречий. Никакое понятие не могло бы стать тем, что оно есть в себе, то есть стать для себя без истории, без его внешнего проявления в мире, а именно в человеческом разуме. Так и понятие об индивидуальном духе проходило свои этапы становления в истории, дабы осуществилось логическое его назначение. Человеческий дух и его природа многие века и даже тысячелетия интересовал различных мыслителей. Вначале обратимся к историко-философскому аспекту данной темы и проследим, каким образом на протяжении многих веков развивалась мысль об индивидуальном духе.
Начало развития понятия духа
Бесконечное стремление духа к вечному и бесконечному определяет божественную сущность человека. Идея о божественном происхождении человеческой души жила в умах людей еще задолго до возникновения христианства. В первую очередь, подобные мысли возникают у мыслителей Древней Греции. Так, Сократ, Платон, Аристотель верили в божественность и бессмертность души человека. Знаменитые доказательства бессмертия души, написанные Платоном в диалоге «Федон» ярко доказывают верность предыдущего высказывания. Однако, необходимо заметить, что еще до возникновения философии, в Древней Греции развивается мысль о божественном происхождении человека в греческой мифологии. Так, например, Эрот, Тесей, Персей, Геракл, были наполовину богами, а это значит, что они в себе разделялись на божественную и человеческую сущности. Но, стоит заметить, что у полубогов были также склонности к божественному в большей мере, либо же - к человеческому. Так, полубог любви Эрот, все же в большей мере обладает божественными свойствами, он не совершает подвигов человеческих, но сам может влиять на людей и даже богов. А герои-полубоги - Геракл, Тесей, Персей являются божественно одаренными людьми. Так, можно предположить, что человеческое естество, которое имеет две природы - божественную и духовную, способно преодолеть человеческое и приблизится к Богу.
Можно предположить, что дух и есть именно та «божественная искра» в человеке, о которой писали пифагорейцы. Это понимание связано прежде всего с орфическим культом Диониса, согласно которому Зевс создал человека из пепла, оставшегося после уничтожения титанов, которые растерзали и поглотили Диониса. Таким образом, в человеке находятся как божественное начало, так и титаническое, конечное начало. Поэтому уже изначально в человеке существует борьба между конечным и бесконечным, добрым и злым. Первым психологическим произведением, несомненно, является трактат Аристотеля «О душе»[2], в котором величайший философ размышляет о проблеме происхождения человеческой души, её сущности и свойствах. Он подчеркивает, что лишь душе может быть присуще мышление. Однако же Аристотель впервые в истории философии обнаруживает такое понятие как «мыслящая часть» души («ум») и именно ее он считает отделимой от тела после смерти, а значит бессмертной, вечной и истинной. Но не всякая душа содержит разумную свою часть, так как Аристотель уверен, что ум не присущ «одинаково всем живым существам, даже не всем людям». Он называет ум божественным и ничему не подверженным, вечно существующим, отдельно от преходящего, дабы всё познавать. Такой ум можно назвать «светом», который окрашивает все вещи в цвета, в суть. Аристотель называет ум формой форм, таким образом, подчеркивая его свойство - познание всего. Однако он замечает, что «только существуя отдельно, он есть то, что он есть, и только это бессмертно и вечно», тем самым он отделяет ум от чувственности, ощущения, которые являются конечными посредством своей связи с телом. Таким образом, мы видим начало развития понятия о духе уже в древности. Человечество развивалось, разум его стал проникать сквозь весь окружающий мир. А в первую очередь, человек обратился к себе. «Познай самого себя!» - говорили мудрецы. И это помогло им встать на путь разумного и логического понятия. Ибо истина в нас самих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|