Наличие спекулятивного в христианской концепции о духе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В этом параграфе я буду основываться на философию немецкого идеалиста Гегеля Г.В.Ф., так как его диалектика единственно способна помочь наиболее логично и истинно разобраться в данной проблеме. Синтез христианской религии с ее логическим содержанием и гегелевская философская форма - единственно верный способ постичь истину понятия человеческого духа. В Священном писании мы находим описание духа, отличного от души. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Так возникает вопрос, познаваема ли природа бесконечного индивидуального духа? Григорий Нисский говорил: «Ибо сказано: сотворим человека по образу нашему и по подобию…но как не подлежит познанию естество нашего ума, созданного по образу Сотворившего; то имеет он точно сходство с превыше Сущим, непознаваемостью своею отличая непостижимое свое естество». Так возможно предположить, что он считает непознаваемой природу духа (ума). Святитель Ириней Лионский писал: «Иное есть дыхание жизни, делающее человека психическим, и иное есть дух животворящий, делающий человека духовным». То есть дух в человеке - это наиболее развитая, разумная категория по сравнению с душой. Духовными мы называем те сферы человеческой деятельности, которые непосредственно связаны с разумом - искусство, религия, философия. Иначе говоря, это и есть этапы становления духа. Дух развивается, он способен достичь абсолютного, вечного, истинного. Он есть сам это бесконечное, разумное начало в человеке. Дух в понимании христианства - это высшая благодать, данная человеку Богом, ибо она с вами пребывает и в вас будет. Но проблема заключается в том, что не каждый человек живет согласно своему духу, но многие живут, исполняя лишь прихоти своего тела. Согласно содержанию Евангелия, плотские принципы ведут человека к смерти, а духовные - к жизни. Но по духу возможно жить лишь в том случае, если «Дух Божий живет в…» нас. То есть в христианстве мы обнаруживаем тот факт, что далеко не в каждом человеке дух является абсолютным, то есть Божьим Духом, так как «сеется тело душевное, восстает тело духовное». Для этого человек должен принять свою природность как неотъемлемое свое бытие, определиться природно, познать тождественность природе, то есть свою конечность. Христианство и называется религией Откровения именно потому, что в нем признается возможность познания Бога, возможность развития конечного духа до сферы бесконечного, то есть божественного.
Индивидуальный дух человеческого индивида - это еще только конечный дух, или по-другому - душа. «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» Разум уже знает себя разумным, в отличии от природы, которая является бессознательной. Это такой дух, определенность которого всё еще остается природной, так как он противополагает себя природе, природа становится отрицанием духа, что как раз и является причиной его конечности. Ибо «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» А это в свою очередь, означает, что он смертен. Но именно осознание духом наличия в нем природности и есть снятие конечного. Так природа составляет в-себе-бытие конечного духа, так как она определяет его содержание. Полагая себя в форме природного, дух определяет природу, знает её как свой предел, то есть самоопределяется. Немецкий философ Гегель Г.В.Ф. писал, что: «…отличать себя от самого себя, быть своим собственным предметом, но в этом отличении быть идентичным с самим собой» - это и значит быть духом. Таким образом, дух перестает быть конечным и становится бесконечным, бессмертным, то есть становится всеобщим духом благодаря религии Откровения. Христианская религии называется религией Откровения постольку, поскольку Бог в ней знает себя в конечном духе, тем самым он открывает себя. Христианство - это религия, открывшая себя.
Заключение
Изучение понятия индивидуального духа - интересная и достаточно сложная философско-теологическая тема. Спор о природе индивидуального духа, который рассматривался в данной работе, решается с помощью логического осмысления содержания христианского учения. Для этого я использовала в своей работе философский принцип гегелевской философии и само христианское учение. Для христианского мировоззрения остается очевидным факт бесконечности индивидуального духа. Однако, термин «бесконечность» рассматривается в смысле вечного, истинного, доброго. И объяснение бесконечного остается смутной аналогией понятия божественного. Но что же есть это божественное, остается не ясным. Для этого необходимо было включить гегелевскую концепцию, изложенную в «философии религии», «науке логики» и в др. работах немецкого философа. В результате данной работы мы подошли к раскрытию понятия бесконечного индивидуального духа, что являлось целью моей работы. Для раскрытия этой цели, было осуществлено историческое развитие данной темы, были подробно изучены имеющиеся значимые мнения Отцов Церкви, теологов, философов, и некоторых культурных традиций, в частности греческая мифология и оккультное течение орфиков. Далее, в ходе изучения христианской религии, мной были выделены основные моменты, касающиеся данной проблематики. Приведено немалое количество цитат из Священного Писания, в котором говорится о человеческом духе, его бесконечности, вечности. В результате соединения спекулятивного содержания христианской религии и логической формы, коей обладает философия Гегеля, удалось выявить смысл, а главное возможность перехода конечного состояния человеческого духа в бесконечное. Таким образом, результат исследования конечного и бесконечного духа показал нам то невероятное для обыденного сознания понимание взаимоперехода якобы противоположных смыслов, в единое, истинное и бесконечное, то есть в Бога.
Библиографический список
[1] Августин Аврелий. Творения. В 4 т. (том 1) СПб. - Киев, 1998. [2] Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1 М.: Мысль, 1976. [3] Св. Афанасий Великий‚ Творения (том 1) М.‚1994. [4] Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1993 [5] Василий Великий. Творения. Ч. I-V. М.,1991-1994 [6] Гегель Г.В.Ф. Философия религии, Том 1, 2 М.: Мысль, 1975. [7] Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.. [8] Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995 [9] Жильсон Э. философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. М., 2004 [10] Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. Т. 1-2. М., 1993. [11] Ириней Лионский. Творения. М., 1996. [12] Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. Золотой век Свято-Отеческой писменности. М., 1995. [13] Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.. [14] Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. [15] о. Александр Мень. Серия «В поисках Пути, Истины и Жизни». История религии. В 4 т. Т4 Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. Издательство "Слово". 1992 г. [16] Ориген. О началах. Самара, 1993 [17] Позов А. (Авраам Позидис). Основы древнецерковной антропологии: В 2 т. Том 1: Сын человеческий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. [18] Попов И.В. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви. Григорий Богослов. Григорий Нисский. Труды по патрологии. В 2 т. Т.1 святые отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004. [19] Татаркевич Вл История философии: античная и средневековая философия, пер. с польск. / пер. В.Н. Квасков. - Пермь: Издательство Перм. Ун-та, 2000 г. [20] Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс.] http://www.pravenc.ru/text/180712.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|