Оценка инвестиционной ситуации в РФ
Основными показателями, характеризующими состояние инвестиционной деятельности, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа». В российской экономике тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП фиксировалось с 2002 г. В 2008 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2008 г. составил 5,6% против 8,1% в 2007 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1% Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2008 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста инвестиций с 123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% - в 3 квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный период 2007 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2008 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре – на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2007 г. В результате в 4 квартале впервые с 2000 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года. Характерным для 2008 г. явился опережающий рост строительства производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов. За январь-сентябрь 2008 г. при общем росте строительных работ на 14,5% прирост вводов жилой площади составил 4,0% против соответственно 18,1% и 30,9% в аналогичный период предыдущего года. Замедление в 4 квартале 2008 г. темпов работ в строительстве до 103,8% против 118,2% в 4 квартале 2007 г. было обусловлено стабилизацией объёмов ввода жилой площади в ноябре 2008 г. и объёмов производственного строительства в декабре 2008 г. на уровне аналогичных периодов 2007 г.
В структуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2008 г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2008 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года. Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видам основных фондов пришлись на 4 квартал 2008 г. (табл.2.1.).
Таблица 2.1[9]. Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2007-2008 гг., % к итогу Показатели |
2007 |
2008 |
В том числе | ||||||||
Январь-сентябрь | Октябрь-ноябрь | ||||||||||
Инвестиции в основной капитал - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | |||||||
В том числе по видам основных фондов жилища | 7,5 | 7,5 | 7,6 | 7,3 | |||||||
Здания и сооружения | 50,1 | 52,4 | 51,3 | 54,2 | |||||||
Машины и оборудования, транспортные средства | 34,8 | 33,0 | 33,6 | 32,0 | |||||||
Прочие | 7,6 | 7,1 | 7,5 | 6,5 |
Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2008 г. составили 414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2007 г.
С замедлением темпов роста экономики наблюдается изменение роли бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).
В январе-сентябре 2008 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета – 10,0%. В октябре-декабре 2008 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В 4 квартале 2008 г. за счёт средств федерального бюджета профинансировано 295,5 млрд.руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд.руб за первые 9 месяцев того же года.
|
|
Таблица 2.2[10]
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Показатели |
2007 |
2008 |
В том числе | |
Январь-сентябрь | Октябрь-ноябрь | |||
Инвестиции в основной капитал - всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по источникам инвестирования | ||||
Собственные средства из них | 40,4 | 40,0 | 42,8 | 35,8 |
Прибыль | 19,4 | 18,6 | 20,1 | 16,1 |
Привлечённые средства из них | 59,6 | 60,0 | 57,2 | 64,7 |
Кредиты банков | 10,4 | 11,1 | 11,0 | 11,0 |
В том числе иностранных банков | 1,7 | 2,4 | 1,7 | 3,7 |
Заёмные средства других организаций | 7,1 | 6,5 | 6,8 | 6,1 |
Бюджетные средства | 21,5 | 21,0 | 16,8 | 28,1 |
Федерального бюджета | 8,3 | 8,1 | 5,5 | 12,6 |
Бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов | 11,7 | 10,4 | 10,0 | 13,7 |
Прочие | 20,1 | 21,1 | 22,3 | 19,1 |
Из них средства, полученные на долевое участие в строительстве | 3,7 | 3,3 | 3,5 | 2,9 |
В том числе средства населения | 1,5 | 1,5 | 1,7 | 1,0 |
Из общего объёма инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа | 4,3 | 4,6 | 5,2 | 3,7 |
В 2008 г. Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта.
По итогам 2008 г. введён 371 объект, при этом 301 стройка на полную мощность, и на 70 объектах осуществлён частичный ввод мощностей.
|
|
В течение 2008 г. в Перечень строек и объектов были внесены изменения, в результате которых общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 г., составил 533,1 млрд.руб. против первоначально предусмотренных средств федерального бюджета в размере 517,7 млрд.руб. Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 85,2 млрд.руб., или на 19,0%. Указанное увеличение бюджетных ассигнований практически полностью приходилось на программную часть ФАИП.
Заметим, что в 2008 г. капитальные вложения за счёт средств федерального бюджета направлялись только в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также открытых акционерных обществ. Объекты собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в Перечень строек и объектов на 2008 г. не были включены.
В рамках федеральных целевых программ ФАИП предусмотрено 289,5 млрд.руб., по объектам внепрограммной части – 130,7 млрд.руб. Объём средств, предусмотренных на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 112,9 млрд.руб.
В 2008 г. финансирование ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, составило 286,4 млрд.руб, или 73,1% годового лимита.
Это выше показателей предыдущего года (70,1%), что во многом связано с утверждением Перечня строек и объектов на полтора месяца раньше, чем в 2007 г.
Согласно отчётным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных вложений составило 286,4 млрд.руб., в том числе за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования – 49,7 млрд.руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд.руб государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2008 г. было использовано 85,1% общего объёма профинансированных средств за счёт всех источников финансирования.
|
|
Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и специального комплексов (75,7%), а ниже среднего – социального комплекса (57,1%) (табл.2.3). Уровень освоения средств по различным комплексам существенно дифференцирован. Отметим, что уровень освоения средств в специальном комплексе значительно ниже среднего, что связано с финансированием ряда новых объектов, включенных в 4 квартале 2008 г. в Перечень строек и объектов.
Таблица 2.3.
Объекты, предусмотренные адресной инвестиционной программой на 2008 г.
Показатели | Количество объектов | Введено в действие в январе-июле 2009 г. | Лимит государственных капитальных вложений, млрд.руб. | Профинансировано из федерального бюджета, млрд.руб. | Использовано инвестиций за счёт всех источников финансирования |
Всего | 2801 | 371 | 448,9 | 286,4 | 285,9 |
В том числе | |||||
Транспортный комплекс | 418 | 36 | 152,9 | 131,4 | 123,7 |
Агропромышленный | 462 | 75 | 13,3 | 8,1 | 8,7 |
Специальный комплекс | 210 | 12 | 92,7 | 50,0 | 38,4 |
Социальный комплекс | 1611 | 236 | 179,9 | 89,5 | 107,0 |
Другие объекты | 100 | 12 | 10,1 | 7,4 | 8,0 |
В территориальном разрезе в 2008 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего (табл.2.4.).
Таблица 2.4.
Лимит государственных инвестиций и их фактическое использование за счёт всех источников финансирования по федеральным округам
Федеральный округ |
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|