Состав технологического процесса монтажа буровых вышек
Буровые вышки имеют высоту до 60 м. Как правило, их приходится возводить в труднодоступных районах при отсутствии кранового оборудования. Поэтому эти сооружения чаще всего монтируют в целом виде после предварительной сборки на земле в горизонтальном положении. Наиболее распространен способ их монтажа поворотом вокруг шарнира в нижней опоре вышки с использованием монтажной («падающей») стрелы, а в качестве грузоподъемных средств — тракторных лебедок или вертолетов (рис. 11.7). Рис. 11.7. Монтаж буровых вышек: а, б — поворотом «падающей» стрелой; в — поворотом двумя вертолетами; г — наращиванием; 1 — поворотный шарнир; 2 — тяговый канат; 3 — «падающая» стрела; 4 — полиспаст; 5 — якорь; 6 — направляющие уголки-ловители; 7 —блок
При таком способе установки необходимо учитывать следующие особенности: · требуется устройство якорей на большие усилия; · «падающая» стрела должна быть размером около 1/3 высоты вышки, · строповку конструкции необходимо осуществлять несколько выше ее центра тяжести; · для торможения конструкции в период ее подхода к положению неустойчивого равновесия и предотвращения опрокидывания вышка обязательно должна удерживаться страховочными канатами. При использовании в качестве грузоподъемных средств вертолетов поворот конструкции может быть осуществлен без установки «падающей» стрелы. Этот способ требует меньшей подготовки при производстве работ, но более высокой квалификации пилотов, особенно если подъем осуществляется двумя вертолетами. Если отсутствуют условия для подъема вышки поворотом, то ее можно возводить методом блочного вертикального наращивания (см. рис. 11.7, г). Однако этот метод, как правило, является экономически менее выгодным и применяется только в исключительных случаях.
Более сложные технические задачи возникают при установке буровых вышек на морских платформах, так как, во-первых, их монтаж осуществляется в открытом море на большой глубине, а во-вторых, они имеют большие размеры и массу в несколько сотен тысяч тонн. Конструктивно морская платформа состоит из трех основных частей: фундамента, несущей опоры и надводного сооружения в виде одной или нескольких палуб с буровым и эксплуатационным оборудованием. В качестве фундаментов используются сваи с донной плитой, выполняющей роль ростверка, и сваи-анкеры, к которым присоединяются плавучие или полупогружные платформы. Сваи могут забиваться в донное основание или устраиваться набивным способом. Несущие опоры представляют собой решетчатые башни, трубчатые стальные или железобетонные столбы. Надводные сооружения служат для размещения оборудования и обслуживающего персонала. Они составляются из стальных или железобетонных блоков (модулей), число которых в зависимости от размеров платформы может быть 14 и более. По конструкции платформы могут быть каркасно-свайного, полупогружного, плавучего (гравитационного) и башенного типа. Опоры каркасно-свайных платформ при изготовлении оснащаются встроенными камерами плавучести. Сухой док, где изготавливается несущая конструкция платформы, заполняется водой. Конструкция всплывает и буксируется к месту установки. В местах установки опоры постепенно заполняются водным балластом, принимают вертикальное положение, а при увеличении балластировки погружаются и устанавливаются на донную опорную плиту. После выверки положения опор по углам забивают трубчатые стальные сваи, затем с помощью плавучего крана монтируют модули надводного строения.
Платформы полупогружного типа опираются на вертикальные стальные колонны с затопленными понтонами в основании и удерживаются на месте тяжелыми анкерами или струнными канатами, закрепленными на дне моря. Изменяя объем воды в затопленных понтонах, можно приподнимать или опускать установку. Чем ниже понтоны погружены в воду, тем менее установка подвержена воздействию волн. Плавучий корпус платформы собирают в сухом доке, выводят в глубокие воды, пригружают водной балластировкой и монтируют надстройки. Затем сооружение буксируют к месторасположению, присоединяют опоры к предварительно заложенным якорным сваям и, освобождая понтоны от балласта, натягивают опоры. Платформы плавучего (гравитационного типа) имея большую массу, сохраняют свою устойчивость без специального прикрепления к морскому дну. Сотовидное железобетонное основание платформы изготавливают в сухом доке и транспортируют по воде в защищенную глубоководную бухту, где четыре ячейки доращивают с помощью скользящей опалубим до получения железобетонных опорных колонн. Для удобства ведения работ ячейки закрывают и пригружают водным балластом с таким расчетом, чтобы место выполнения бетонных работ все время было на одном уровне. Параллельно с бетонированием собирают стальное надводное строение, устанавливают на понтоны и подводят к опорам. За счет увеличения водной балластировки понтонов строение устанавливается на колонны. Затем всю конструкцию в вертикальном положении буксируют и устанавливают на требуемом месте. После откачки воды закрытый сотовидный фундамент служит в качестве резервуаров для хранения нефти и дизельного топлива. Платформы башенного типа) представляют собой стальные решетчатые башни, опирающиеся на дно и прикрепленные к нему сваями, анкерами и якорными канатами с пригру- зами. В условиях относительно спокойного моря пригрузы будут лежать на дне, натягивая канаты, а во время шторма они будут медленно подниматься, позволяя башне наклоняться в пределах 2 % от вертикального положения. Башенные опоры собирают из плоских блоков на стапеле, перемещают по нему на понтон и транспортируют по воде к месту установки. Там их с помощью плавучих кранов устанавливают на основание и закрепляют анкерами и растяжками. В настоящее время около 1/3 мировой добычи нефти и газа приходится на скважины, обслуживаемые морскими платформами, поэтому строительству этих сооружений в настоящее время уделяется большое внимание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|