Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смутное время в лицах: Исторические портреты Б.Годунова, Лжедмитрия I , В.Шуйского, И.Болотникова, К.Минина и Д.Пожарского




Авторы – составители:

Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Волков А.Э., к.и.н., ст. преподаватель

Рецензенты:

Губанов Н.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ТюмГМА Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ

 

 

                                 

 

 

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 16 апреля  2013 г., протокол № 8.

 

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА 18 апреля 2013 г., протокол № 4.

 

Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА        2013 г., протокол №

 

  

                           СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4

Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь.

Образование и развитие Российского централизованного государства

  в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5                         

Тематический план......………………..…………………………………5

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5

Тема 2. Древнерусское государство в IХ –  начале ХII вв. ………………….6

Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..11

Тема 5. Формирование Российского централизованного государства

        в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 15

Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….17

Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.…………………………… 18

Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………21  

Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..22                                  

Тематический план...……………………………..………………….....22

Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 22

Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 25

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 27

Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 29

Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 30

Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 33

Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 35

Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

          Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 36

Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….39 

Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.

          Россия на современном этапе модернизации ……………….……..40

Тематический план..………………………………………………….....40

Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) …40

Тема 18. Россия в системе межимпериалистических противоречий

         начала XX в. …………………………………………………………. 43

Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 44

Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.46

Тема 21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной

         войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………49

Тема 22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 52

Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 55

Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….58 

                        Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

 

                        Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.

 

В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

· способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

· способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

 

      Модуль 1. Теория и методология исторической науки.

        Древняя Русь. Образование и развитие Российского

             централизованного государства в XIV – XVII вв.                     

                           Тематический план

                                            Лекции

1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки.

2. Древняя Русь в IX-XIII вв.

3. Образование и укрепление Российского централизованного государства в   XIV-XV вв.

4. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв.

 

 

                                            Семинары

1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности.

2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.

3. Русские земли в ХП – ХIV вв.

4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. (для самостоятельного изучения).

5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.

6. Россия в эпоху Ивана Грозного.

7. Внешняя политика Ивана Грозного .(для самостоятельного изучения).

8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.

 

 

                                            

  Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности

1. Предмет и функции истории, источники, основные теории исторического процесса.

2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, верования.

 

                                 Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                   

Литература дополнительная

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

3. Бычков А. Происхождение славян. М., 2007.

4. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

5.  Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987.

6. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

 

                                 Вопросы для обсуждения:

1. Что такое история? Для чего её изучают?

2. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?

3. В чем состоит принцип историзма? Какие существуют методы исторических исследований?

4. В чем отличие эволюционного (формационного) и цивилизационного подходов к познанию исторического процесса?

5. Какие историки внесли выдающийся вклад в изучение истории России?

6. Какие существуют теории генезиса славян? Где расселялись восточные славяне в I тыс. н.э.?

7.  Какими были хозяйственные занятия, быт и общественные отношения восточных славян?

8. В чем состояли язычество восточных славян? Каким богам они поклонялись?

 

Тема 2. Древнерусское государство в IX – начале XII вв.

 

                                     план

1. Проблема происхождения Древнерусского государства.

2. Экономика и социально-политический строй. Первые князья и их деятельность.

3. Принятие христианства, его роль в развитии русского государства.

 

                                            Источники

Повесть временных лет, начало XII в.; Русская правда в краткой редакции; Пространная редакция Русской Правды; // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.45-47.

                              Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                        Литература дополнительная

1. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 2008.

3. Карамзин Н.М. Предания веков / Сказания, легенды, рассказы из истории государства Российского. М., 1988.

4. Ключевский В.О.  Русская история. Полный курс лекций. Кн.1. М., 2008.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2001.

6. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. 2005. № 3.

 

                      Темы рефератов (учебных сообщений):

                                

  Исторические портреты первых русских князей: Олег, Игорь,

           Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый ( по выбору ).                                 

                                         Литература

1. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 3.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Карпов Ю.А. Владимир Святой. М., 1997.

4. Карпов Ю.А. Ярослав Мудрый. М., 2005.

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2007.

6. Кожинов В. Ольга и Святослав // Родина. 1993. № 4.

7. Кожинов В. Цесарь – коган Ярослав Мудрый // Родина. 1994. № 1.

8. Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002.

9. Кузьмин А.Г. Владимир Святой. Ярослав Мудрый // Великие государственные деятели России. М., 1996.

10. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М., 2001.

11. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди СПб., 2001.

12. Энциклопедия Российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии / Под ред. В. Бутромеева. М., 2002.

             Международное положение Киевской Руси.

                                            Литература:

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2002.

2. Егоров В.А. Русь и ее южные соседи в X – XIII вв. // Отечественная история. 1995. № 1.

3. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000.

4. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001.

5. Сухарев Ю.В. Киевская Русь и кочевники // Военно-исторический журнал. 1994. № 3.

6. Скрынников Р.Т. Войны Древней Руси // Вопросы истории. 1995. № 11 – 12.

7. Широкорад А.Б. Дипломатия и войны русских князей: От Рюрика до Ивана Грозного. М., 2006.

 

                          Объясните значение терминов:

варяги, поляне, князь, боярин, полюдье, отроки и гриди, погосты и уроки, дружина, вече, Боярская дума, люди, смерды, закупы, рядовичи, холопы, челядь, изгои, православие, «Русская правда», путь «из варяг в греки», печенеги, половцы.

 

            Оцените деятельность следующих личностей:

Рюрик, Олег Вещий, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Креститель, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый.

 

                       Обратите внимание на даты событий:

862 г. – призвание Рюрика; 882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью Олега; 907 г., 911 г. – походы Олега на Царьград (Константинополь), подписание договора Руси с Византией; 945 г. – восстание в земле древлян, введение Ольгой уроков и погостов; 988 г. – крещение Руси; 1097 г. – съезд русских князей в Любече; 1113 г. – восстание в Киеве, призвание Владимира Мономаха.

 

                            Вопросы для самоконтроля:

1. В чём сущность норманнской и антинорманнской теории? Как их сторонники аргументируют свою позицию?

2. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в его становлении сыграли внутренний (славянский) и внешний (варяжский) факторы?

3. Назовите первых русских князей. Чем они вошли в историю? Какой вклад внесли в становление и развитие древнерусского государства?

4. Какой была социальная структура Киевской Руси? Существовало ли рабство на Руси?

5. Как управлялась Киевская Русь? Как изменялся её административный аппарат? Кто и как судил на Руси, кто собирал налоги?

6. Почему в качестве государственной религии было принято православие? Как образом крещение повлияло на русскую историю?

7. В чём заключалось своеобразие древнерусской культуры. Как в ней отразилось византийское влияние?

 

       Тема 3. Русские земли в XII – XIV вв.

                                       план

1. Причины и начало раздробленности на Руси.

2. Образование новых политических центров: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля.

3. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений.

                                                 Источники

1. Русские земли и княжества в начале XII – первой половине XIII в. Политическая раздробленность // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.56-63.

2. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Повесть о разорении Рязани Батыем // Там же, С.66-74.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2.  История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

 

                         Литература дополнительная

1. А было ли иго? Материалы «круглого стола»; Вернадский Г. Что дали России монголы // Родина. 1997. № 3/4.

2. Горский А.А. Русь от славянского расселения до Московского царствования М., 2004.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь М., 2002.

4. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XVI вв.): курс лекций. М., 2001.

5. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991.

6. Янин В. Расцвет и падение русской Венеции. Великий Новгород в XIII-XV веках // Родина. 2003. № 12.

 

             Темы рефератов (учебных сообщений):

        Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями в XIII в.

                                              Литература:

1. Берсенев А. Монголы и русские: первая кровь. Битва на Калке // Родина. 1993. № 7.

2. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. № 3.

3. Ивакин Г. Южная Русь и Батыево нашествие // Родина. 2002. № 11-12.

4. Кощеев В.Б. Еще раз о численности монгольского войска в 1237 г. // Родина. 1993. № 10.

5. Кривошеев Д.В. Русь и монголы: исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СПб., 1999.

 

   Золотая Орда (улус Джучи): территория, население, культура.

                                               Литература:

1. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М., 1998.

2. Кульпин Э.С. Золотая Орда. М., 1998.

3. Кульпин Э.С. Цивилизационный феномен Золотой Орды // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

4. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. М., 2005.

5. Полубояринова М. Русские в Золотой Орде // Родина. 1997. № 3-4.

6. Федосеев Ю. Русь и Золотая Орда. М., 2006.

 

                                     Объясните значение терминов:

удел, посадник, тысяцкий, улус, курултай, тумен, хан, нойон, нукер, Сарай-Бату, Золотая Орда, ярлык, баскак, «ордынский выход».

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, Бату-хан (Батый), Александр Невский.

 

                          Обратите внимание на даты событий:

1113 г. – восстание в Киеве, призвание Владимира Мономаха, дополнение «Русской правды»; 1132 г. – смерть Мстислава Великого, окончательный распад Киевского государства; 1147 г. – первое упоминание о Москве в летописи; 1223 г. – битва на Калке (первое столкновение с монголами); 1237-1241 гг. – завоевание Руси монголами (нашествие Батыя); 1312 г. – принятие Золотой Ордой мусульманства как государственной религии

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и почему распалась Киевская Русь? Каковы экономические, социальные, политические и внешнеполитические причины феодальной раздробленности?

2. Как раздробленность отразилась на развитии русских земель? Каковы её положительные и отрицательные последствия?

3. Какие крупнейшие земли и княжества выделялись на территории Киевской Руси? Почему центр политической жизни был перенесён из Киева во Владимир?

4. В чём особенности политического устройства Новгородской земли?

5. Когда и где состоялось первое столкновение русских князей с монгольскими завоевателями? Чем оно закончилось?

6. В чём конкретно заключалась ордынская зависимость? Можно ли считать «игом» систему господства Золотой Орды над Русью?

7. Каковы непосредственные и долговременные последствия монголо-татарского нашествия 1237-1241 гг. для Руси? Насколько существенным оказалось монгольское влияние на развитие российской государственности?

8. Каковы основные черты культурного развития русских земель удельного периода? Какие литературные памятники отразили события Батыева нашествия, борьбу русского народа за независимость?

 

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII - XIV вв.

                                                  план

1. Александр Невский: отражение шведско-немецкой агрессии, взаимоотношения с Ордой.

2. Куликовская битва и её историческое значение.

 

                                             Источники

Житие Александра Невского, XIII в.; Житие Сергия Радонежского; Задонщина // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.75-79, 85-95.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

 

                                   Литература дополнительная

1. Артемьев А.Д. Ледовое побоище и битвы XII – начала XV века на Северо-Западе Руси // Вопросы истории. 1999. № 2.

2. Бегунов Ю. Александр Невский: жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.

3. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XV вв. М., 1993.

4. Колосов Д. Парадоксальная победа. 625 лет со дня битвы на Куликовом поле // Наука и жизнь. 2005. № 12.

5. Кучкин А.Г. Александр Невский: государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. 1996. № 5.

6. Кучкин В.А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. 1995. № 5-6.

7. Наумов А. Великое сражение Руси. Петров А. Мамаево Побоище // Родина. 2005. № 9.

                                Объясните значение терминов:

   католическая экспансия, крестоносцы, Ливонский орден; ополчение

 

                Оцените деятельность следующих личностей:

Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский; Д.М.Боброк-Волынский, Мамай, Тохтамыш.

 

                          Обратите внимание на даты событий:

1240 г. 15 июля – разгром Александром Ярославичем шведов на Неве (Невская битва); 1242 г. 5 апреля – разгром Александром Невским крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище); 1278 г. – разгром ордынцев на Воже; 1380 г. 8 сентября – Куликовская битва; 1382 г. – разорение Москвы Тохтамышем.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Чем объяснить усиление западной агрессии в XIII в? Какие цели преследовали крестоносцы?

2. В чём значение Невской битвы и Ледового побоища? За счёт чего Александр Ярославич одержал победы?

3. Какую позицию занимал Александр Невский по отношению к Орде? Почему?

4. Какие события предшествовали Куликовской битве? Почему Дмитрий Иванович решился на борьбу с Ордой?

5. В чём причины Куликовской победы? Каково её историческое значение?

6. Каковы последствия похода Тохтамыша на Москву?

 

 

Тема 5. Формирование Российского централизованного

                    государства в XIV – начале XVI вв.

                                              план

1. Предпосылки объединения Северо-Восточной Руси. Политическое соперничество Москвы и Твери в XIV в.

2. Василий II и борьба с удельной раздробленностью в XV в.

3. Иван III – первый государь всея Руси. Социально-политические перемены второй половины XV в. Судебник 1497 г.

                                                      

                                               Источники

Феодальная война второй четверти XV века на Руси. Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах. Повесть о стоянии на Угре // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.83-89, 95-99, 101-104.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                           Литература дополнительная

1. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992.

2. Борисов Н.С. Иван III. М., 2006.

3. Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1389 годах // Вопросы истории. 1995. № 4.

4. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

5. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991.

6. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI в.). М., 1985.

 

                       Темы рефератов (учебных сообщений):

       

                  Иван III, Софья Палеолог и наследие Византии

                                              Литература:

1. Алексеев Ю.Г. Иван III // Великие государственные деятели России. М., 1996.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. 2001. № 3.

3. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2007.

5. Кучкин А. Палеологи или Габсбурги? Мельников Л., Кучеренко Э. Русский орел с русским профилем // Родина. 2002. № 7.

6. Энциклопедия Российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии / Под ред. В. Бутромеева. М., 2002.

                               Русская культура XIV - XVI вв.

                                               Литература:

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.Г. История русской культуры Ч.1. М., 2002.

2. История русской культуры. IX-XX вв. / Под ред. Л.В.Кошмана. М., 2002.

3. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: Обычаи. Обряды. Занятия. Фольклор. СПб., 2005.

4. Рябцев Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М., 1997.

5. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Уч. пособие для вузов. М., 1999.

 

                               Объясните значение терминов:

феодальная война, вотчина, поместье, дворяне, черносошные крестьяне, барщина, оброк, Судебник, Юрьев день, пожилое, «Стояние на Угре», уезды и волости, кормления, местничество.

 

                   Оцените деятельность следующих личностей:

Даниил Александрович; Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий II Тёмный, Дмитрий Шемяка, Иван III, Василий III, Андрея Рублёв, А.Фиораванти.

 

                          Обратите внимание на даты событий:

1425-1453 гг. – феодальная война на Руси; 1478 г. – присоединение Новгорода Великого к Московскому государству; 1480 г. – «Стояние на Угре», освобождение от ордынского ига; 1485 г. – присоединение Твери к Москве; 1497 г. – принятие Судебника Ивана III; 1510 г. – присоединение Пскова к Москве; 1521 г. – присоединение Рязани к Москве

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы внутренние и внешние причины объединения русских земель?

2. Почему главными соперниками в борьбе за политическое лидерство в XIV в. были Москва и Тверь? Почему победила Москва?

3. Кто был первым московским князем? Какой вклад в возвышение Москвы внесли Иван Калита и Дмитрий Донской?

4. В чём причины феодальной войны в середине XV в? Почему победил Василий II Тёмный?

5. Как расширялась в XV – начале XVI в. территория Московского княжества? Присоединение какого города потребовало наибольших усилий?

6. Когда и как была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?

7. Как изменилось территориальное деление и административный (центральный и местный) аппарат в XV – начале XVI в? Что означал принятый Иваном III титул «государя всея Руси»?

8. Какую роль сыграл Судебник 1497 г. в формировании крепостного права?

9. Какие изменения произошли в культуре России с её централизацией? Какие архитектурные памятники были построены в Москве в конце XV – начале XVI в?

               Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного

                                             план                                    

1. Начало правления Ивана IV. Избранная рада и её реформы.

2. Опричнина: цели проведения, сущность, последствия.

 

                                   Источники:

Восстание 1547 г. в Москве. Ограничение местничества. Учреждение стрелецкого войска. Судебник 1550 г. Учреждение стрелецкого войска; Уложение о службе 1556 г.; Учреждение опричнины // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.110-118, 125-130.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.                            

                       Литература дополнительная

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.

2. Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.

3. Кобрин В.Б. Опричнина. М., 2008.

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Кн.1. М., 2008.

5. Скрынников Р.Г. Царство террора. М-СПб.,1992.

6. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Родина. 1997. № 3.

 

                            Рефераты (учебные сообщения):

     Два лика Грозного царя. Исторический портрет Ивана IV.

                                            Литература:

1. Валишевский К. Иван Грозный. М., 2004.

2. Веселовский С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. М., 1999.

3. Ельянов Е.М. Иван Грозный – создатель или разрушитель? М., 2004.

4. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2007.

6. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 2003.

7. Янов А.Л. Тень Грозного царя. Загадки русской истории. М., 1997.

        Московское государство XVI в. глазами иностранцев.

                                       Литература:

1. Герберштейн С. Записки из Московии. М., 2000.

2. Горсей Дж. Записки о России XVI – начала XVIII в. М., 1990.

3. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве М., 1991.

4. Пассивино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1980.

5. Проезжая по Московии // Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов. М., 1991.

6. Флетчер Д. О государстве Русском // Cб. документов по истории России с древнейших времен до второй четверти XIX в. М., 2002.

7. Штаден Г. Записки опричника. М., 2002.

 

                                  Объясните значение терминов:

царь, Земский собор, стрельцы, приказы, губная реформа, Избранная рада, отмена кормлений, опричнина, земщина, думные дворяне, заповедные лета, служилые люди «по отечеству», служилые люди «по прибору».

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Иван IV Грозный, Макарий, А.Адашев, Сильвестр, А.Курбский, М.Скуратов, И.Пересветов, И.Федоров, А.Чохов.

                          Обратите внимание на даты событий:

1547 г. – венчание на царство Ивана IV, восстание в Москве;                           1549 г. – созыв первого Земского собора; 1550 г. – принятие новогоСудебника, создание стрелецкого войска; 1551 г. – проведение церковного собора и принятие«Стоглава»; 1556 г. – отмена кормлений, принятие Уложения о службе; 1565-1572 гг. – опричнина; 1581 г. – введение заповедных лет.

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. В каких условиях проходило детство Ивана IV? Как это отразилось на его характере?

2. Какое значение имело провозглашение Ивана IV царём?

3. Кто входил в состав Избранной рады? Какой характер носили её реформы?

4. Как изменилось административное управление при Ивана IV? Чем занимались губные старосты? Кто и как ими становился? Можно ли считать Земский собор первым российским парламентом?

5. Какие изменения произошли в военном деле при Ивана IV? В чём особенность стрелецкого войска?

6. Что такое опричнина? С какой целью Иван Грозный ввёл её, почему через 7 лет отменил? Кто входил в состав опричного войска? Какой была символика опричников?

7. Против кого направлялся опричный террор? Какой город зимой 1569-1570 гг. подвергся особенно жестокому разорению опричниками?

8. Каковы непосредственные и долговременные последствия опричной политики?

 

 

         Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного

                                              план

1. Присоединение Поволжья к Московскому государству.

2. Ливонская война: причины, основные периоды, результаты.

3. Поход Ермака и начало присоединения Сибири.

                                      

                                     Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.                            

3. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994. Гл.II – III.

                                 

                                  Литература дополнительная

1. Копылов Д. Ермак. Свердловск, 1974.

2. Миненко Н. Хождение за «камень». Начало Азиатской России: новая версия // Родина. 2000. № 5.

3. Сафонов С. Кто ты, Ермак Аленин? // Родина. 1994. № 8.

4. Скрынников Р.Г. Ермак. М., 1992.

5. Ципотуха М.И. Покорение Сибири. От Ермака до Беринга. М., 2004.

 

                                  Объясните значение терминов:

            Речь Посполитая, остяки, вогулы, самоеды, ясак.

 

                   Оцените деятельность следующих личностей:

          А.Курбский; М.Воротынский; И.Выродков; Ермак, Кучум

                          Обратите внимание на даты событий:

1552 г. – взятие Казани; 1556 г. – падение Астраханского ханства; 1558-1583 гг. – Ливонская война; 1563 г. – взятие Полоцка; 1581 г. – героическаяоборона Пскова; 1581(1582) г. – начало похода Ермака в Сибирь; 1586 г. – освоение Тюмени; 1587 г. – основание Тобольска.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. В чём причины активизации восточного направления внешней политики Ивана Грозного? Какое значение имело присоединение Поволжья?

2. Каковы причины, основные события и итоги Ливонской войны? В чём причины поражения России?

3. Кто такой Ермак Тимофеевич? Каковы причины его военной экспедиции в Сибирь? Чем она закончилась?

4. Какие первые русские города были основаны за Уралом?

 

      Тема 8. Россия в XVII веке: на пути к абсолютизму

                                               план

1. Смутное время: предпосылки, периодизация, социально-политический характер и последствия.

2. Россия при первых Романовых: утверждение самодержавно-крепостнической системы, социальные конфликты.

3. Реформа патриарха Никона и церковный раскол.

 

                                   Источники:

Грамота царя Федора Ивановича с упоминанием закона 1592 или 1593 г. о запрещении крестьянского выхода. 8 июля 1595 г. Соборное уложение 1649 г. Московское восстание 1648 г.; «Прелестные письма» С.Т.Разина; // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.134-135, 147-150.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2.  История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

                           Литература дополнительная

1. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

2. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

3. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.2. М., 1993.

4. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выбора // Отечественная история. 2008. № 5.

5. Морозова Л.Е. Смута на Руси: Выбор пути. М., 2007.

6. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2000.

7. Попов Г. Уроки Смутного времени // Наука и жизнь. 2003. № 8.

8. Сахаров А.Н. Степан Разин. М., 1987.

9. Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М., 1994.

 

                           Рефераты (учебные сообщения):

Смутное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...