Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выдающиеся полководцы и флотоводцы Екатерининской эпохи:




              П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков (по выбору).

                                               Литература:

1. Алексеев С.П. Александр Суворов. М., 1995.

2. Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. М., 1992.

3. Петелин В.В. Фельдмаршал Румянцев. М., 1989.

4. Петрушевский А.Ф. Фельдмаршал князь Суворов. М., 2005.

5. Сацкий А.Г. Федор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3.

6. Сизенко А.Г. История Черноморского флота. 1778-1999. СПб., 2001.

7. Шишов А. Суворов. Генералиссимус Великой империи. Новое прочтение биографии. М., 2005.

 

                             Объясните значение терминов и названий:

«просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, «Наказ» Екатерины II, фаворитизм, секуляризация, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, «Путешествие из Петербурга в Москву», разделы Речи Посполитой.

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Петр III, Екатерина II, Г.Г. и А.Г. Орловы, Г.А.Потёмкин, П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, И.И.Бецкой, Павел I.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1761-1762 гг. – царствование Петра III; 1762 г. – Манифест о вольности дворянству; 1762-1796 гг. – царствование Екатерины II; 1764 г. – секуляризация церковных земель; 1767-1768 гг. – работа Уложенной комиссии; 1768-1774 гг. – русско-турецкая война; 1775 г. – губернская реформа; 1785 г. – издание Жалованных грамот дворянству и городам; 1789-1791 гг. – русско-турецкая война; 1772, 1793, 1794 гг. – разделы Речи Посполитой; 1796-1801 гг. – царствование Павла I.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличалось правление Петра III? Почему он удержался у власти лишь шесть месяцев?

2. В чем сущность и противоречия политики «просвещенного абсолютизма»? Совместимы ли абсолютная власть и идеи Просвещения?

3. С какой целью созывалась Уложенная комиссии? Чем закончилась её работа?

4. Каковы административные и сословные реформы второй половины XVIII в?

5. Кто из многочисленных фаворитов Екатерины II проявили себя на административном или военном поприще?

6. Каковы основные направления (и результаты) внешней политики Екатерины II?

7. В чём было своеобразие политического режима Павла I? Почему его постигла трагическая судьба Петра III?

8. Определите основные тенденции культурного развития России второй половины XVIII в. Назовите выдающихся писателей, архитекторов, художников, ученых этого периода.

 

   Тема 12. Социальные движения и общественная мысль

                                        в XVIII веке

                                               план

1. Крепостническая политика самодержавия. Восстание К.Булавина, «Пугачевщина» и другие народные движения.

2. Охранительное, либеральное и революционное направления общественной мысли второй половины столетия.

 

                                   Источники

Указ «О бытии помещичьим людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков и о неподавании челобитеи в собственные ея величества руки», 22 августа 1767 г.; Манифесты Е.И.Пугачева // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С. 200-202, 207-208.

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

                                  Литература дополнительная

1. Буганов В.И. Пугачев. М., 1984.

2. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е.И.Пугачева // Вопросы истории. 2006. № 12.

3. Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.). М., 1980.

4.  Соловьев В.М. Анатомия русского бунта: мифы и реальность. М., 1994.

 

                                  Объясните значение терминов:

  «прелестные письма», Просвещение, консерватизм, либерализм; радикализм

 

                     Оцените деятельность следующих личностей:

 Е.И.Пугачев, Салават Юлаев, Н.И.Новиков, М.М.Щербатов, А.Н.Радищев

 

                               

 

Обратите внимание на даты событий:

1705-1506 гг. – восстание в Астрахани; 1707-1708 гг. – восстание на Дону К.А.Булавина; 1736, 1755 гг. – указы о прикреплении работников к заводам; 1760 г. – указ Елизаветы I о разрешении помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь; 1765 г. – указ Екатерины II о разрешении помещикам направлять крестьян на каторгу; 1767 г. – указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков; 1769 г. – издание журнала «Всякая всячина» Екатериной II; 1770-1774 гг. – издание Н.И.Новиковым сатирических журналов; 1771 г. – «Чумной бунт» в Москве; 1773-1775 гг. – восстание Е.И.Пугачева.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Чем объясняется усиление крепостничества в России в XVIII в? В чём это проявлялось?

2. Какие районы страны охватило восстание Е.Пугачева? Какие социальные слои в нём участвовали?

3. Какой была военно-политическая организация и идеология движения Е.Пугачева? Под каким именем выступал Е.Пугачев?

4. Почему народные восстания заканчивались поражением? В чём их историческое значение?

5. Какие идеи содержались в европейском Просвещении?

6. Чем различались официально-охратительное, дворянско-либеральное и радикальное направления Русского просвещения вт. половины XVIII в?

 

 

           Тема 13. Россия в первой половине XIX века

                                             план

1. Внутренняя политика Александра I: от проектов либеральных реформ к «аракчеевщине».

2. Идейно-политическая программа движения декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его историческое значение.

3. Николай I и его время: особенности внутриполитического курса.

 

                                    Источники

Из проекта Конституции Н.М.Муравьева. Из Конституционного проекта «Русская правда» П.И.Пестеля. Порядок законодательный. Из записок С.М.Соловьева о цензурной политике Николая I // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.242, 246-248.

 

                                         Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                                     Литература дополнительная

1. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. М., 1989.

2. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

4. Пынин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001.

5. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М., 1999.

6. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

7. Эйдельман Н. Удивительное поколение. Декабристы: лица и судьбы. СПб., 2001.

 

                            Рефераты (учебные сообщения):

 

         «Актёр на троне»: Исторический портрет Александра I.

                                          Литература:

1. Архангельский А. Александр I. М., 2006.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

4. Сахаров А. Александр I. К истории жизни и смерти // Наука и жизнь. 1993. № 2-4.

5. Соловьев С.М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995.

6. Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты. М., 1991.

 

                               Декабристы в сибирской ссылке.

                                          Литература:

1. Болоцкий В.Н. Декабристы в Ялуторовске: мировоззрение и деятельность. Новосибирск, 1989.

2. Зубарев Н. Ялуторовск. М., 1978.

3. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994. Гл.IV.

4. Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П. Тобольск. Свердловск, 1975.

5. Ретунский В.Ф. Государственные преступники: страницы истории политической ссылки в Зауралье. Сургут, 1992.

6. Эристов Б.О. Декабристы в Тобольске. Тобольск, 1995.

7. Ялуторовск: след в истории. Тюмень, 2003.

 

                             Объясните значение терминов и названий:

Негласный комитет, министерства, Государственный совет, «вольные хлебопашцы», «аракчеевщина», военные поселения, Северное и Южное общества декабристов, «Русская правда», «Конституция», славянофилы, западники, теория «официальной народности», Собственная канцелярия императора.

 

                    Оцените деятельность следующих личностей:

Александр I, Н.Н.Новосильцев, М.М.Сперанский, А.А.Аракчеев, Н.М.Муравьев, П.И.Пестель, Николай I, П.Д.Киселев, А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1801 г. – царствование Александра I; 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»; 1810 г. – учреждение Государственного совета; 1816 г. – создание Союза спасения; 1818 г. – образование Союза благоденствия; 1821 г. – образование Северного и Южного обществ; 1825 г. 14 декабря – восстание декабристов в Петербурге; 1825-1855 гг. – царствование Николая I; 1826 г. – создание Собственной канцелярии императора; 1837-1841 гг. – реформа управления государственными крестьянами.

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. После каких событий Александр I взошел на престол? Как это отразилось на его правлении?

2. Кто входил в состав Негласного комитета? Какие реформы связаны с его деятельностью? Почему он был распущен?

3. Чем создававшиеся с 1802 г. министерства отличались от упразднённых коллегий?

4. Какие новшества предусматривались проектом реформы государственного управления М.М.Сперанского? Почему он не был осуществлён?

5. С какой целью создавались военные поселения?

6. Каковы идейные истоки и социальный состав движения декабристов?  Когда возникли первые тайные политические общества? Кем они возглавлялись?

7. Почему выступление декабристов в Петербурге произошло 14 декабря 1825 г? Почему оно потерпело неудачу? В чём его историческое значение?

8. Кто из декабристов отбывали ссылку в Тобольской губернии? Какую память они о себе оставили?

9. Почему при Николае I восторжествовал консерватизм во внутренней политике? Охарактеризуйте основные итоги его царствования?

 

                  Тема 14. Эпоха великих реформ XIX века

                                    план

1. Отмена крепостного права: предпосылки, подготовка, основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 г., последствия.

2. Земская, судебная, военная и другие либеральные реформы 1860-1870-х годов.

 

                                              Источники

Из Манифеста от 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.; Реформа системы местного управления 1 января 1864 г.; Реформа судебной системы; Военная реформа // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.293-296, 297-299.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                        Литература дополнительная

1. Буренков В.А. История реформ в России XVIII-начала XX в. СПб., 2004.

2. Великие реформы в России: 1856-1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой, Б.Эклофа, Дж.Бушнелла. М., 1992.

3. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? //Отечественная история. 2005. № 4.

4.  Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

5. Литвак Б.Г. Поворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

6. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн.1-2.

 

                                Реферат (учебное сообщение):

«Царь-освободитель»: Жизнь, деятельность и судьба Александра II.                                                              

                                             Литература:

1. Брюханов В. Трагедия России: Цареубийство 1 марта 1881 года. М., 2007.

2. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. № 6-7.

3. Зимин И.В. Император Александр II 1 марта 1881 г. // Отечественная история. 2001. № 5.

4. Ерошин Н.П. Выстрел у Летнего сада // Вопросы истории. 1993. № 7.

5. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

6. Ляшенко А.М. Александр II // Великие государственные деятели России. М., 1996.

7. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

 

                             Объясните значение терминов и названий:

«отрезки», временнообязанные крестьяне, суд присяжных, мировой суд, земские учреждения, городская дума, всеобщая воинская повинность, классические гимназии, реальные гимназии (училища), народничество, «Земля и воля», «Народная воля».

 

                   Оцените деятельность следующих личностей:

Александр II, Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, Д.А.Милютин, М.Т.Лорис-Меликов, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв, С.Г.Нечаев.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1855-1881 гг. – царствование Александра II; 1861 г. 19 февраля – издание Манифеста об отмене крепостного права; 1864 г. – земская, судебная и школьная реформы; 1870 г. – городская реформа; 1874 г. – введение всеобщей воинской повинности; 1876-1879 гг. – деятельность народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. – создание «Народной воли»; 1881 г. 1 марта – убийство Александра I.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки отмены крепостного права в России?

2. На каких условиях освобождались крестьяне? В чём проявилась противоречивость крестьянской реформы 1861 г?

3. В чём заключается основное содержание земской, городской, военной, судебной реформ 1860-70-х гг.?

4. Какие изменения произошли в 1860-70-е гг. в сфере образования и просвещения?

5. Каково значение либеральных реформ 1860-70-х гг.? Стала ли Россия в результате их осуществления буржуазной страной? Реформы отсрочили или ускорили падение самодержавия?

6. Каковы особенности социально-экономического развития страны в пореформенный период?

7. Какие направления оформились в общественном движении России во второй половине XIX в.

 

 

        Тема 15. Внешняя политика России в XIX веке

                                     план

1. Россия в международных отношениях начала XIX в. Отечественная война 1812 г.

2. Крымская война 1853-1856 гг.

3. Присоединение Кавказа, Средней Азии, русско-турецкая война 1877-1878 гг.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                              Литература дополнительная

1. Гордин В.Я. Кавказ: земля и кровь Россия в Кавказской войне XIX века. СПб., 2000.

2. История внешней политики России. Первая половина XIX в. М., 1999.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

4. Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877-1878 гг. – апофеоз Восточного кризиса. М., 1997.

5. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. Наполеон. Крымская война (любые издания).

6. Троицкий Н.А. 1812: Великий год России. М., 2007.

7. Яковлев А. Крымская война 1853-1856. М., 2007.

 

                                     Объясните значение терминов:

антинаполеоновские коалиции, Континентальная блокада, Отечественная война, Священный союз, мюридизм, имамат, Союз трех императоров.

 

                   Оцените деятельность следующих личностей:

М.Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, М.И.Кутузов, А.П.Ермолов, Шамиль, А.И.Барятинский, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1805 г. – сражение при Аустерлице; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808-1809 гг. – русско-шведская война, присоединение Финляндии; 1812 г. июнь-декабрь – Отечественная война; 1812 г. 26 августа – Бородинская битва; 1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге; 1815 г. – создание Священного союза; 1829-1864 гг. – Кавказская война: присоединение Северного Кавказа; 1853-1856 гг. – Крымская война; 1853 г. ноябрь – победа русского флота в Синопской бухте; 1856 г. – Парижский мирный конгресс; 1864-1885 гг. – завоевание Средней Азии; 1873 г. – создание Союза трех императоров; 1877-1878 гг. – русско-турецкая война; 1878 г. – Берлинский конгресс.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. В чем причины участия России в антинаполеоновских коалициях и войнах?

2. После каких событий был заключен Тильзитский мирный договор 1807 г. Чем он не устраивал Россию?

3. Почему война 1812 г. против Наполеона получила название «Отечественной»? Назовите её важнейшие события и причины победы.

4. Чем были обусловлены присоединение к Российской империи Северного Кавказа и Средней Азии? Какой путь развития народов Кавказа отстаивал Шамиль?

5. Каковы причины, главные сражения и итоги Крымской войны? Чем объясняется поражение России?

6. В чём причины очередной русско-турецкой войны 1877-1878 гг? Назовите её главные сражения и итоги.

 

       Тема 16. Россия на рубеже XIX - XX вв.: особенности

                 социально-экономической модернизации

                                                       план

1. Контрреформы Александра III.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX – начале XX вв. Предпосылки революции 1905-1907 гг.

 

                                   Источники:

Из Манифеста Александра III о незыблемости самодержавия 29 апреля 1881 г.; Из указа о выкупе наделов, оставшихся еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами 28 декабря 1881 г.; Из записки К.П.Победоносцева Александру III // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2009. С.306-308.

                                         Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                                   Литература дополнительная

1. Ананьич Б.Н., Беляев С.Г. История предпринимательства в России. Кн.2. Вторая половина XIX-начала XX в. М., 2001.

2. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX – начале XX в. // Отечественная история. 2006. № 1.

3. Боханов Ю.П. Крупная буржуазия России. Конец XIX в. – 1914 г. М., 1992.

4. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

  

                         

Рефераты (учебные сообщения):

       «Царь-миротворец»: Исторический портрет Александра III.

                                              Литература:

1. Боханов А. Император Александр III. М., 2004.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Еремина М.В. Царствование Александра III. М., 2007.

4. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

5. Семанов С.Н. Александр III // Великие государственные деятели России. М., 1996.

6. Чернуха В.Г. Александр III: исторический портрет // Вопросы истории. 1992. № 11-12.

 

         Идеолог реакции: К.П.Победоносцев и его деятельность.

                                              Литература:

1. Ананьич Б., Чернуха В. Партия контррефором. Третье поколение реформаторов. 1890-1900 // Родина. 1992. № 2.

2. Гусев В.А. К.П.Победоносцев – русский консерватор-государственник // Социально-политический журнал. 1992. № 11-12.

3. Новиков А.В. Российские консерваторы и самодержавие (середина XIX – начало XX века). М., 2002.

4. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и власть в эпоху Александра III. М., 1996.

5. Сергеев С.М. Константин Петрович Победоносцев // Великие государственные деятели России. М., 1996.

 

 «Русский Бисмарк»: С.Ю.Витте – государственный деятель и дипломат.

                                              Литература:

1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999.

2. Боханов А. «Русский Бисмарк» // Родина. 1996. № 2.

3. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

4. Карелин А., Степанов С. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998.

5. Карелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовая реформа конца XIX – начала XX вв. // Отечественная история. 1999. № 3.

6. Шишов А.В. Витте. Финансовый гений последних Романовых. М., 2004.

 

                                     Объясните значение терминов:

земские участковые начальники, империализм, монополия, картель, синдикат, трест, социал-демократы, большевики, меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры).

 

                       

 

Оцените деятельность следующих личностей:

Александр III, К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, В.М.Чернов.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1881-1894 гг. – царствование Александра III; 1881 г. – перевод крестьян на обязательный выкуп; 1883 г. – образование марксистской группы «Освобождение труда»; 1887 г. – циркуляр о «кухаркиных детях»; 1889 г. – учреждение должности земских начальников; 1897 г. – введение золотого эквивалента рубля; 1898 г. – I (учредительный) съезд РСДРП; 1902 г. – создание ПСР; 1903 г. – создание РСДРП.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Почему с воцарением Александра III произошло усиление консерватизма? В чём состояла политика контрреформ?

2. Какие государственные и общественные деятели оказывали влияние на Александра III, стали идеологами контрреформ?

3. Какие меры использовал С.Ю.Витте для улучшения финансов, ускоренной индустриализации?

4. В чём состояли особенности России как страны «второго эшелона» мирового капитализма («догоняющей модели»)? Какие признаки империализма проявились в России в наибольшей мере? Как проявлялась зависимость российской экономики от иностранного капитала?

5. Какие феодальные пережитки сохранялись в России? Как обстояли дела с национальным вопросом?

6. Почему в России на рубеже XIX-XX вв. наблюдалось нарастание оппозиционных настроений, рост рабочего движения и распространение марксизма?

 

              

Вопросы к коллоквиуму № 2

1. Преобразования Петра I: предпосылки, содержание, историческое значение.

2. Внешняя политика Петра I. Северная война и её последствия.

3. Эпоха дворцовых переворотов: причины, признаки, последствия.

4. Борьба за власть после смерти Петра I. Царствование Екатерины Iи Петра П.

5. Особенности царствования Анны Ивановны, Елизаветы Петровны, Петра III.

6. Правление Екатерины II: Сущность и противоречия политики «просвещенного абсолютизма». Золотой век дворянства.

7. Крепостническая политика самодержавия в ХVШ в. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.

8. Внешняя политика России в правление Екатерины II.

9. Павел I и политический режим в России на исходе ХVIIIв.

10. Внутренняя политика Александра I: проекты либеральных реформ, «аракчеевщина».

11. Международное положение России в началеXIX в. Отечественная война 1812 г.

12. Идейно-политическая программа движения декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его историческое значение.

13. Николай I и его время: особенности внутренней и внешней политики. Крымская война 1853 – 1856 гг.

14. Крестьянская реформа 1861 г.: предпосылки, основные положения, ход реализации, последствия.

15. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг., их историческое значение.

16. Контрреформы Александра III.

17. Россия на рубеже XIX – XX вв.: особенности социально-экономического и политического развития.

 

 

Исторические портреты: Б.П.Шереметев;  А.Д.Меншиков;  К.А.Булавин;     Анна Ивановна;   Э.И. Бирон;   Елизавета I;   Г.А.Потемкин;  Е.И.Пугачев; Н.И.Новиков; А.И.Радищев;   А.В. Суворов; Ф.Ф.Ушаков; Павел I; М.М.Сперанский; А.А.Аракчеев; П.И.Багратион; М.И.Кутузов; Н.М.Муравьев;   П.И.Пестель; Николай I; С.С.Уваров;    Н.А.Милютин; Александр III;  К.П.Победоносцев; П.С.Нахимов; С.Ю.Витте

 

 

            Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.

            Россия на современном этапе модернизации

 

 

                       Тематический план

 

                                Лекции

8. Россия в 1917-1921 гг.: революция и гражданская война.

9. Советская страна в 1920-1930-е гг. Формирование тоталитаризма. СССР во Второй мировой войне.

10.  СССР во второй половине ХХ в. Кризис советской системы.

11.  «Перестройка» в СССР. Современная Россия.

 

                                        Семинары

17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.).

18. Россия в системе межимпериалистических противоречий начала XX в. (для самостоятельного изучения).

19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.).

20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.

21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

22.  СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма.

23.  История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. (для самостоятельного изучения).

 

    Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России

                                         (1905-1917 гг.)

                                                 план

1. Революция 1905-1907 гг. и её последствия.

2. Столыпинская аграрная реформа.

3. Первая мировая война и нарастание общенационального кризиса в стране.

 

                                     Источники

Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николая II в день 9 января 1905 г. Из Манифеста об учреждении Государственной думы. Из Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. Манифест об отречении государя императора Николая II и о сложении с себя верховной власти // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.351-354, 366-368, 390-391.

 

                                          Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                          Литература дополнительная

1. Бабенко П.М. История реформ в России (1894-1917). М., 2000.

2. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. М., 1991.

3. Искандеров А.А. Закат империи. М., 2002.

4. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

5. Первая революция в России: взгляд через столетие / Отв. ред. А.П.Карелин, С.В.Тютюкин М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

 

                             Рефераты (учебные сообщения):

      Последний император: Исторический портрет Николая II.

                                                 Литература:

1. Ананьич Б., Ганелин Р. Николай II // Вопросы истории. 1993. № 2.

2. Боханов А. Николай II. М., 2004.

3. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

4. Солоневич И.Л. Миф о Николае Втором // Слово. 1993. № 12.

5. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

6. Черкасов П. Последний император // Новый мир. 1993. № 1.

«Нам нужна великая Россия!» П.А.Столыпин: человек и политик.

                                                 Литература:

1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

2. Анфимов А.М. П.А.Столыпин и российское крестьянство. М., 2002.

3. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М., 2002.

4. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

5. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

6. Федоров Б.Г. Петр Аркадьевич Столыпин. М., 2002.

7. Федоров Б.Г. Петр Столыпин; «Я верю в Россию»: Биография П.А.Столыпина. В 2-х т. СПб., 2002.

 

                                        

 

 

Объясните значение терминов:

«Кровавое воскресенье», Всероссийская политическая стачка, Декабрьское вооруженное восстание, Государственная дума, черносотенцы, октябристы, кадеты, трудовики, Столыпинская аграрная реформа, отруб, хутор.

                      Оцените деятельность следующих личностей:

Николай II, Г.А.Гапон, А.И.Гучков, П.Н.Милюков; А.И.Дубровин; В.М.Пуришкевич, П.А.Столыпин, Г.Е.Распутин, М.В.Родзянко.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1905-1907 гг. – Первая русская революция; 1905 г. 9 января – «Кровавое воскресенье»; 1905 г. октябрь – всеобщая политическая стачка, создание Конституционно-демократической партии; 1905 г. 17 октября – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»; 1905 г. ноябрь – создание «Союза 17 октября» и «Союза русского народа»; 1905 г. декабрь – вооруженное восстание в Москве; 1906 г. апрель-июль – деятельность I Государственной думы; 1907 г. февраль-июнь – деятельность II Государственной думы; 1907 г. 3 июня – разгон II Государственной думы и принятие нового избирательного закона; 1910 г. – указ об обязательном выходе крестьян из общины; 1912 г. – Ленский расстрел; 1915 г. – создание Прогрессивного блока в Думе; 1917 г. 23 февраля-2 марта – Февральская революция, падение самодержавия.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные этапы революции 1905-1907 гг.?

2. В чём значение царского Манифеста 17 октября 1905 г? Каковы итоги и последствия Первой русской революции?

3. Какие политические партии образовались и активно проявили себя в ходе Первой русской революции?

4. В чём состояли цели и основные направления Столыпинской аграрной реформы? Насколько она была успешной?

5. Каким был состав I-IV Государственной думы? В чём исторический опыт первого российского парламентаризма?

6. Как изменялась в ходе Первой мировой войны внутриполитическая ситуация в России?

7. В чём проявился кризис «верхов» накануне Февраля 1917 г? Как в России было свергнуто самодержавие?

 

Тема 18. Россия в системе межимпериалистических

                         противоречий начала XX века

                                                      план

1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

2. Россия в Первой мировой войне и её последствия.

 

                                        Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2.  История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

 

                          Литература дополнительная

1. Левицкий О.Р., Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 2003.

2. Мартин К. Русско-японская война 1904-1905. М., 2003.

3. Первая мировая… // Родина. 2004. № 9. Спец. выпуск.

4. Русско-японская война 1904-1905: Взгляд через столетия / Под. ред. О.Р.Айрапетова. М., 2004.

5. Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000.

6. Шацило В., Шацило Л. Русско-японская война 1904-1905: факты, документы М., 2004.

 

                                     Объясните значение терминов:

   колонии, империалистическая война, Антанта, Тройственный союз

 

                  Оцените деятельность следующих личностей:

            А.Н.Куропаткин, С.О.Макаров, С.Ю.Витте, А.А.Брусилов.

 

                           Обратите внимание на даты событий:

1904-1905 гг. – русско-японская война; 1904 г. – сражения под Леояном, при Шахэ, оборона Порт-Артура; присоединение России к Антанте; 1905 г. май – гибель русской армии в Цусимском сражении; 1905 г. август – Портмутский мир; 1914 г. 19 июля – 1918 г. 3 марта – участие России в Первой мировой войне; 1914 г. – Восточно-Прусская и Галицийская операции; 1915 г. – отступление русской армии; 1916 г. – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте.

 

                                  Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины, главные сражения и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг. Как она отразилась на внутриполитической ситуации в России?

2. Каковы причины Первой мировой войны? В какой военно-политический блок (и почему) входила Россия?

3. Назовите главные военные операции русской армии в Первой мировой войне. Насколько они были успешными?

4. Когда и каким образом Россия вышла из Первой мировой войны?

 

      Тема 19. Революция и гражданская война в России

                                         (1917-1921 гг.)

                                                 план

1. Россия в 1917 г.: двоевластие, кризисы Временного правительства, корниловщина.

2. Октябрьское вооруженное восстание, II съезд Советов и становление большевистской власти.

3. Гражданская война: причины, основные периоды, результаты.

 

                                    Источники

Из декларации Временного правительства о программе его деятельности 3 марта 1917 г. Из статьи В.И.Ленина «О задачах пролетариата в данной революции» («Апрельские тезисы»). Из радиограммы А.Ф.Керенского к населению России о попытке генерала Л.Г.Корнилова захватить государственную власть; Из декрета о мире 26 октября 1917 г.; Из декрета о земле 26 октября 1917 г.; Декрет Совета народных комиссаров о красном терроре 5 сентября 1918 г.; Из речи генерала А.И.Деникина памяти генерала С.Л.Маркова о причинах победы большевиков в гражданской войне // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.393-395, 398-399, 410-413, 431, 446.

 

                                          Литература основная

1. История России: Учебни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...