Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9 – А, 10 – А, 11 – Б, 12 – А, 13 – Д, 14 – Б, 15 – Г.




9 – А, 10 – А, 11 – Б, 12 – А, 13 – Д, 14 – Б, 15 – Г.

Ситуационные задачи

1. Внутреннюю оболочку кровеносных сосудов импрегнировали солями серебра. Были выявлены клетки с неровными краями. Назовите эти клетки и источник их развития.

2. Представлены два гистологических препарата, на одном хорошо видна капиллярная сеть, расположенная между двумя артериолами, на втором - между двумя венами.

Дайте название капиллярной сети в обоих препаратах, в каких органах они находятся?

3. На препарате представлены сосуды микроциркулярного русла.

По какому признаку можно определить артериолы?

4. При изучении препарата видна артерия мышечного типа и вена одноимённого типа; оба сосуда окрашены орсеином. Какие тканевые элементы в стенке сосудов будут окрашены этим красителем? Какие отличительные признаки артерии вы можете указать?

5. При изучении ультраструктуры кардиомиоцитов в одних из них обнаружили много миофибрилл и митохондрий, но мало саркоплазмы, в других – много саркоплазмы и небольшое количество беспорядочно расположенных миофибрилл.

Какой вид сердечной мышечной ткани образуют первые и вторые кардиомиоциты?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

Составьте реферативный доклад на одну из следующих тем:

1. Эмбриогенез и возрастная морфология сердечно-сосудистой системы.

2. Морфология и функция сосудов микроциркуляторного русла.

3. Особенности микроскопического и ультрамикроскопического строения сосудов лимфатической системы.

 

 

Практическое занятие.

Тема: «Органы кроветворения и иммуногенеза».

1. Актуальность темы. Систему органов кроветворения и иммуногенеза составляют красный костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, селезенка, а также лимфоидные образования в стенке пищеварительного тракта и в других органах. Эти органы вместе с кровью и лимфой образуют единую в функциональном отношении систему, обеспечивающую поддержание процессов кроветворения и иммунной защиты на определенном уровне.

Органы кроветворения и иммунологической защиты обеспечивают поддержание морфологического состава крови и иммунологического гомеостаза в организме. Координация и регуляция деятельности органов кроветворения осуществляется посредством гуморальных и нервных факторов организма, а также внутриорганных влияний, обусловленных микроокружением. В этих органах происходит размножение кроветворных клеток, временное депонирование крови и лимфы, выполняют они и защитную функцию. Строение органов кроветворения необходимо для изучения на теоретических и клинических кафедрах.

2. Цель занятия. Изучить развитие, строение и функции органов кроветворения и иммунной защиты.

Знать источники развития, микроскопическое строение, гистофизиологию селезенки, лимфатического узла и небной миндалины.

Студент должен уметь:

- различать с помощью микроскопа гистологический препарат красного костного мозга, тимуса;

- определять в препарате селезенки капсулу, трабекулы, белую и красную пульпу, центральные артерии;

- определять в препарате лимфатического узла капсулу, трабекуля, корковое и мозговое вещество, лимфатические узелки, мозговые тяжи, синусы.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- микроскопическое строение и функции красного костного мозга, тимуса;

- особенности лимфо - и кровообращения;

- развитие и микроскопическое строение селезенки и лимфатического узла;

- особенности кровообращения и лимфообращения селезенки и лимфатического узла.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинеты самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, учебные пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Источники развития кроветворных органов и этапы эмбрионального кроветворения.

2. Функция кроветворных органов.

3. Понятие о стволовой клетке и современные представления о кроветворении.

4. Миелоидное кроветворение.

5. Красный костный мозг, строение и функция.

6. Строение вилочковой железы и ее роль в регуляции лимфоцитопоэза.

7. Строение лимфатического узла, селезенки (Т - и В - зоны) и миндалины. Особенности их лимфо - и кровообращение.

Учебные микропрепараты.

1. Красный костный мозг (мазок). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении отметить большое количество клеток, отличающихся величиной, формой и окрашиваемостью.

При большом увеличении микроскопа изучить клетки, находящиеся на различных стадиях развития миелоцитарного и лимфоцитарного радов. По характеру зернистости, строению ядра, окраски цитоплазмы определить различные стадии развития зернистых лейкоцитов и эритроцитов в мазке костного мозга. Обратить внимание на наличие стромальных элементов: ретикулярная ткань, жировые клетки и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: зрелые эритроциты и гранулоциты, нормоциты, оксифильные, полихроматофильные и базофильные эритробласты, юныеэозинофилы, базофилы и нейтрофилы и другие клеточные элементы.

2. Тимус (зобная, или вилочковая железа). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении отметить дольчатость железы, наличие капсулы и соединительнотканных прослоек, неоднородность в окраске коркового и мозгового вещества в дольках.

При большом увеличении рассмотреть в корковом веществе долек большое количество малых лимфоцитов, в мозговом веществе в основном средние и большие лимфоциты. В мозговом веществе видны округлые слоистые эпителиальные тельца (Гассаля), образованные плоскими, вытянутыми эпителиальными клетками.

Зарисовать и обозначить: капсула тимуса, междольковые соединительные прослойки, дольки железы, корковое вещество, мозговое вещество, слоистые эпителиальные тельца, тимоциты, кровеносные сосуды.

3. Селезенка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти капсулу с трабекулами, красную пульпу и вкрапленные в нее округлые фиолетового цвета лимфатические узелки, составляющие белую пульпу паренхимы железы.

При большом увеличении изучить соединительнотканную капсулу, в лимфатических узелках найти светлый (реактивный) центр, в котором располагаются преимущественно большие лимфоциты и периферическую темную зону с множеством мелких лимфоцитов. Найти центральную артерию, расположенную в лимфатическом узелке эксцентрично. В ретикулярной строме красной пульпы рассмотреть клетки крови (преимущественно эритроциты) и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: капсула, трабекулы, лимфатические узелки с центральной артерией, красная пульпа.

4. Лимфатический узел. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении определить строму, представленную капсулой и трабекулами и паренхиму, состоящую из темного коркового и светлого мозгового вещества. В корковом веществе определить лимфатические узелки, краевые и промежуточные синусы, а в мозговом веществе – мозговые тяжи и мозговые синусы.

5. Небные миндалины. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти лимфатические узелки в собственном слое слизистой оболочки носоглотки. Обратить внимание на крипты, образованные за счет углубления многослойного плоского неороговевающего эпителия в собственный слой слизистой оболочки.

При большом увеличении рассмотреть строение многослойного плоского неороговевающего эпителия, подлежащего собственного слоя, образованного рыхлой соединительной тканью, инфильтрированной большим количеством лимфоцитов со светлыми реактивными центрами и темными периферическими зонами.

Зарисовать и обозначить: многослойный плоский неороговевающий эпителий, крипты, рыхлая соединительная ткань собственного слоя, лимфатические узелки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...