Глава триннадцатая психологическое каратэ
Надевая шкуру льва, ты должен чувствовать себя львом. Восточная мудрость Приходилось вам входить в кабинет босса уверенным в своей правоте, а покидать его, чувствуя себя полным дураком? А потом, на лестнице, прокручивать всю ситуацию заново, находить нужные слова и наивно полагать, что если бы все начать заново - вы бы сумели проявить настойчивость и добиться своего? Не обольщайтесь. Все повторилось бы один к одному с небольшими вариациями. Не всегда можно общаться мягко и интеллигентно, это может быть воспринято, как ваша слабость, чем может воспользоваться другая сторона по общению. Общаясь с окружающими иногда нам необходимо проявить и жесткость, чтобы “поставить на место” партнера по общению, не прибегая к угрозам,оскорблениям и конфликту. Именно техника психологического каратэ в этом случае поможет вам добиться успеха. Здесь можно провести аналогию с железной рукой в бархатной перчатке Вы достаточно жестко говорите с партнером, но при этом не нарушаете социально принятых норм. Невозможно победить, не зная правил игры. Психологическое каратэ используют лишь при общении с нижестоящими по чину или с равными. Если против вас используют психологическое каратэ - надо знать приемы психологического айкидо. В ситуациях с фигурой крупнее вас лишь это умение обеспечит вам успех. Но об этом чуть позже. А пока разберем механизм психологического каратэ, чтобы знать все рифы и подводные течения, подстерегающие вас при общении с вышестоящими лицами. Какими же приемами пользуются опытные начальники и крутые боссы? 1. Превосходно используют психокомплексы собеседника, в частности вины и страха за будущее. Они умело вызывают у нас сначала растерянность, а потом все сильнее раскручивают нашу неуверенность. На генерализации страха, вины, неуверенности и растерянности и строится железный каркас психлогического каратэ. Например, нажим на растерянность происходит таким образом. После вашего четкого изложения дела начальник вдруг говорит:
- А теперь скажи-ка мне по сути! И вы естественно теряетесь. О чем же, получается вы говорили до сих пор? Чувство вины вызывается еще проще, стоит лишь начальнику произнести магические слова:” А что ж ты… (говорил, обещал и т.д.)” 2. Провоцируют рукопожатие и легко избегают его, оставляя только что вошедшего человека в растерянности и недоумении. 3. Под любым предлогом заставляют посетителя занять самое неудобное место в своем кабинете. 4. Сразу же берут инициативу в разговоре на себя, задают множество вопросов, при этом почти не выслушивая ответов. Вопросы посетителя пропускают мимо ушей или успокаивают, дескать до этого еще дело дойдет, а пока… 5. Демонстрируют беспокойство о здоровье собеседника, акцентировав внимание на его неважном цвете лица, усталом виде и пр. Даже самый здоровый человек начинает сомневаться в своем физическом благополучии. 6. Проявляют отеческую заботу, задавая вопросы о семье, родственниках собеседника и сопровождая их комментариями о повсеместном неблагополучии и проблемах в этой сфере. Интересуются - отчего у него плохое настроение. 7. Задают вопросы о проблемах на работе или в бизнесе, останавливаясь на негативных моментах: задержка зарплаты, сокращения, налоги, бандиты, должники … Сетуют на то, что сейчас никому верить нельзя. 8. Вскользь упоминают об общих знакомых, не расшифровывая сути разговоров с ними. Расчет прост. Разумеется, первое, что приходит в голову собеседнику: вдруг кто-то сказал о нем нечто плохое? 9. Придираются по мелочам к оформлению документов. Советуют поменять абзацы, названия, разборчивей поставить подписи и прочее. Иногда применяют и психологический нажим.
- Ты почему подпись внизу поставил? - Мне так начальник отдела сказал… - У тебя что - своей головы нет? А если он прикажет тебе прыгнуть с шестнадцатого этажа - что ты будешь делать? 10. Создают искусственный цейтнот времени. 11. Заводят разговор по душам. Подчиненные часто ловяьтся на эту удочку. Еще бы - сам босс проявил к ним человеческое участие! Да еще и сказал, что нечто подобное бывало и с ним когда-то. Не стоит обольщаться. Это говорится лишь с единственной целью - расслабить вас, снять воинственность и при этом ничем вам не помочь конкретно, не пойти ни на какие уступки. 12. Апеллируют к прошлому. Часто для усиления вашего чувства вины “каратисты” используют обращения к негативному прошлому. Мол, уже были случаи, когда вы не проявили должной настойчмвости при решении проблемы, когда вы не справились с заданием и тому подобное. 13. Ссылаются на мнение авторитетов. Свою позицию “каратисты” часто подкрепляют мнением авторитетов. Мол, не я один так думаю и поступаю, а значит, это правильно. И нечего вам тут рассуждать или выдвигать свои требования. 14. Используют приемы скрытого гипноза, а также трюизмы для запугивания. Например, вам говорят: - А ты знаешь интересы каких людей я представляю? Ты вообще хоть понимаешь, что тут происходит? Как умный человек, ты должен меня понять… 15. Дают мнимый картбланш. Выглядит это примерно так: - Я тебе сейчас скажу несколько нелицеприятных вещей - прямо, в лицо, по-дружески. Но зато потом мы сможем с тобой осилить проект, который даст нам и славу, и деньги. Такого еще никто не делал! Впрочем, все мы это знаем. Но не всегда придаем значение тем или иным тактическим маневрам собеседника и - проигрываем. Всем известно, как ловко умеют пользоваться цейтнотом времени таксисты. Формула проста: время - деньги! Часто возникают ситуации, когда нам нужно срочно что-то куда-то поехать, а таксист, играя на этом, заламывает баснословную цену. Но вот история, рассказанная одним таксистом, к изумлению которого все вышло с точностью наоборот, когда уже по отношению к нему пассажиры применили прием психологического каратэ, выступив в доминирующей роли эксперта.
Останавливают меня двое ребят, просят подбросить из центра до Алтуфьево. Время позднее, расстояние дальнее. Спокойно назначаю им восемьдесят тысяч. Они садятся в машину, спрашивают: - А ты дорогу-то знаешь? - Знаю. - А короткую дорогу знаешь? Я, как остолоп, начинаю описывать короткий маршрут, но они тут же перебивают самодовольно: - Нет, короткой дороги ты не знаешь! Я тут буркнул со зла, что работаю в такси пятнадцать лет и не им меня учить. А они смеются: - Вот и удивительно, что до сих пор не знаешь короткой дороги. Ну, да ладно. Слушай, а бензина у тебя хватит? А то по дороге заправляться будет некогда. - Хватит,- отвечаю. Да, у нас купюра крупная.У тебя сдача-то найдется? А то мы знаем, вы довозите до места, а потом у вас сдачи не находится… - Найдется. И тут они заявляют как с мороза: - Нормально. Значит едем за сорок. Я чуть не поперхнулся ласковым словом. А они смотрят прямо в глаза и говорят по-доброму так: “ Мы видим - ты парень хороший, мы бы тебе и сто дали, но у нас только сорок тысяч есть.” И я - поехал… Черт знает что со мной случилось! А ничего не случилось особенного. Пассажиры заставили водителя оправдываться, проехались по нему, как каток - и он неожиданно для себя легко согласился на их условия. Все началось с завышенной цены… Разумеется, жестский стиль поведения свойственен не каждому из нас. Но овладеть им стоит,чтобы почувствовать, что на самом деле вы ничуть не слабее вашего оппонента. Закройте глаза и представьте, что вы гуляете по зоопарку.Вы подходите к слону, тигру, носорогу, зубру, льву, волку, медведю… Кто из них представляется вам самым сильным, уверенным и спокойным? Определили? Представьте, как вы сливаетесь с этим зверем, становитесь им и обретаете его мощь и уверенность. А теперь представьте себе человека, с которым вам очень трудно общаться. Какого зверя вам напоминает этот человек? Представьте, что вы вновь встречаетесь с этим человеком. Но теперь вы и ваш зверь-двойник - одно целое. С каждым вдохом и выдохом вы чувствуете, что ваше тело увеличивается в размерах. Теперь вы - огромный мощный напористый зверь. Вы сидите напротив оппонента и видите, что он значительно уменьшился в размерах.И теперь уже вы спокойно и уверенно задаете ему вопросы и не ждете его ответов. У вас спокойный и уверенный голос. Сломайте психологический барьер, мешающий вам определить его болевые точки и нажать на них.Он это использовал против вас раньше. Теперь вы подавляете его своим напором,а он что-то пытается объяснить, оправдаться… А это значит - он побежден!
КРИМИНАЛЬНЫЙ НАЕЗД Бизнес - это комбинация войны и спорта. Андре Моруа. Лучшие умы, участвующие в игре под названием “бизнес”, концентрируют свои усилия на решении главной задачи: овладеть долларами клиента раньше, чем это сделает кто-то другой. Джеймс Чейз Вслед за понятием “бизнес” у нас в стране возникло и такое широко распространенное понятие как “криминальный наезд”. Обычно он осуществляется в модели психологического каратэ с использованием речевых стратегий скрытого гипноза. Воздействие осуществляется посредством специально подобранных к случаю голосовых режимов, подавляющих волю жестов, пристального взгляда, смещения смысловых акцентов. Итак, по порядку. Голосовые режимы. Как првило, работа идет в двух моделях: у одного и з бандитов голос у обычно бывает давящий, командный, у другого - спокойный, проникновенный, он с вами заводит разговор якобы “по душам”. Речевые стратегии. С помощью словесных ловушек, выстроенных по шаблонам скрытого гипноза, идет воздействие на психокомплексы жертвы: страх, вину, мужественность, неуверенность, растерянность. Поведенческие стратегии. Демонстрация силы и уверенности. Гости выступают в роли босса, благодетеля, а хозяину навязывают роль жертвы. Как правило, эти незваные гости не здороваются. Во время разговора один принимает “стойку”, нависая над жертвой, кричит прямо в ухо. Другой - сидит спокойно, хладнокровно сглаживает ситуацию. Просят прикурить, но когда видят протянутую зажигалку - еще долго держат незажженную сигарету в руке. Долго не стряхивают пепел, дожидаясь момента, когда “клиент” услужливо пододвинет пепельницу. И таких мелочей, оказывающих психологическое давление на жертву, - множество. Вот характерная сценка: - Ты знаешь зачем мы пришли? - Кто вы? - Кто мы? Мы не те, кто бегает с плеткой по улице. На вопросы будешь отвечать ты. - --- Так зачем мы пришли? - Вам нужны деньги. - С этим мы всегда успеем разобраться. Проблема - в другом. Ты посмотри, что творится! Люди потеряли уважение друг к другу, и главное, самое главное - перестали уважать себя. Жадность превращает людей в скотов. Вот разве не омерзительно, что ты вляпался в такую историю? Ответь на мой вопрос!
- Я отдам деньги. - Я отдам деньги… Ты обязательно отдашь деньги! Это наша ра- бота. Ты сам попал в эту задницу - никто тебя не тянул. Но у тебя кроме мыслей о деньгах, есть что-нибудь в голове? Ты знаешь такое слово - уважение? Посмотри на меня! Посмотри мне в глаза! Ведь о тебе хорошо отзывались достойные уважения люди. Ты же был нормальным человеком. Что с тобой? Зачем тебе все это? Зачем ты сам плюешь себе в лицо? Как ты будешь теперь решать эту проблему? - Я не знаю. - А кто знает? У тебя есть голова? Зачем она тебе? Только не пой песню, что ты не знаешь. Ты владелец автостоянки или дурачок? Если ты дурачок - тогда отдай свою стоянку умным людям. Что у тебя рожа сделалась, как у жабы? Что ты, как мороженое потек? Ты должен сейчас решить вопрос - что ты будешь делать?.. На самом деле набор словесных конструкций, которым пользуется криминалитет, не столь и велик. Но тем не менее они открывает им все дверцы в сейфы растерявшихся или испугавшихся жертв. Навязывание своих правил игры происходит в жесткой модели психологического каратэ, создает у жертвы ощущение загнанности в клетку, вызывает страх. Часто бандиты создают ситуации “выбора без выбора”. Самые распрастраненные схемы такие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|