Ниже – обширная цитата А.Менегетти. Задача студента – охарактеризовать описание данного феномена, привести свои примеры, обсудить возможность лечения «подобного подобным».
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Задание по психосоматике. Написать эссе по приведенным ниже темам (текстам). Ниже – обширная цитата А.Менегетти. Задача студента – охарактеризовать описание данного феномена, привести свои примеры, обсудить возможность лечения «подобного подобным». Синдром Стендаля. Синдром Стендаля (1783 — 1842)— один из аспектов патологии, проявляющейся у людей искусств. Начиная с искусства времен палеолита и неолита, эта тема волновала умы многих выдающихся людей, осознававших, что искусство обладает великой силой, способной изгонять духов или наоборот, вызывать патологию.... Синдром Стендаля характеризуется проявлениями невроза, шизофрении, истерии, психосоматических заболеваний, состояниями транса, потерей личности, внезапными параличами, психической ригидностью, возникающими при контакте с большим числом художественных произведений. Данный синдром рассматривается как совокупность симптомов, возникающих у предрасположенных людей при посещении музеев или художественных галерей. Была обнаружена связь между патологическими срывами у субъектов и зрительно-эмоциональным контактом с определенными художественными произведениями. Огромное количество исследований было посвящено поиску причин вышеперечисленных феноменов. Возникает вопрос: все дело в послании, завуалированном в конкретном произведении искусства, с которым вступает во взаимодействие бессознательное субъекта, что и приводит к болезни, или же речь идет о заражении, психической инфекции, исходящей от некоторых художественных произведений, воздействию которой подвержены особо чувствительные люди? С уверенностью можно утверждать две вещи. Первое: данный феномен был выявлен, и его существование признается всеми ведущими психиатрами и психоаналитиками; нередко он становится темой театральных и балетных постановок, кинофильмов (особенно в жанре комедии), литературных произведений. Второе: синдром Стендаля наблюдается у многих актеров и режиссеров после завершения киносъемок.
Ни для кого не секрет, что многие аспекты кино и театра связаны с шизофренией. Практически все, что создает театр, начиная с Шекспира, но еще раньше со времен Древней Греции, как и большинство историй, которые сейчас кладутся в основу сюжета кинофильмов, неизменно выражают болезнь человека. Например, вспомните, какую волну восторга вызвал фильм «Титаник». Не знаю, что за удовольствие можно получить от превознесения проекта, закончившегося катастрофой. А может быть, это всего лишь фильм, отвечающий скрытому чувству антропофагии (людоедства), агрессии кобры, которые большинство людей несет внутри себя? Это все равно, что следить за спортивными соревнованиями в надежде, что там кто-нибудь погибнет. «Титаник» превратился в мировой культуре киноискусства в мертвый остов, в разновидность сублимированной некрофилии: периодически большинство людей испытывают потребность подпитать себя останками трупов своих исторических предшественников. За неимением свеженькой крови и несчастий они предаются некрофилии на трагедиях прошлого. Все сказанное верно и для католической религии: Христос провел на кресте два или три часа, если это правда, но прожил многие годы в удовольствии, славе, обучении других, познании и безграничном опыте. Но для христианина символом веры должен служить Христос на кресте, поверженный Христос. Слишком многие люди остаются верны культуре, отбирающей из всего многообразия человеческого существования лишь некрофилические аспекты. Выделены два элемента, сопутствующие возникновению синдрома Стендаля: 1) в произведении искусства присутствует патологический аспект (полностью картина этой патологии еще не прояснена); 2) приступ зарождается в бессознательном человека и связан с особенностями его прошлого.
Проведенный мною анализ показал, что для появления синдрома Стендаля в произведении искусства (которое, в любом случае, несет в себе патологическую семантику) должно присутствовать несколько аспектов, в которых бессознательное — или воля художника — запрятало нечто трагическое, агрессивное, патологическое, кровожадное, то есть, в том, что признается искусством, действительно содержится некое завуалированное послание. Всего этих аспектов пять. 1. Все произведения искусства, находящиеся в музеях и церквях мира, были отобраны социальным «Сверх-Я», с которым связано «Сверх-Я» каждого отдельного человека, что усиливает давление на субъекта. Художественные произведения такого типа производят двоякий эффект: во-первых, патологический аспект активизирует матрицу, пространство, занятое неосознанным комплексом субъекта; во-вторых, одновременно с этим «Сверх-Я» раздавливает этот комплекс. Внутреннее возбуждение растет, давление сверху усиливается — и в результате происходит взрыв и быстрое сгорание. В Помпеях есть бронзовая скульптура, изображающая сатира, получеловека-полукозла. Сатиру на вид тридцать-сорок лет: он — воплощение мужской зрелости и изображен с полностью эрегированным пенисом, что подчеркнуто всей позой его моложавого тела. Он выставлен в маленькой безликой комнатушке, в которой царит полумрак. Однако, если бы эту скульптуру выставили в какой-нибудь церкви, галерее или национальном музее, она, несомненно, вызвала бы ряд патологических реакций, поскольку порождаемое ею возбуждение вошло бы в противоречие с атмосферой окружающего «Сверх-Я»; это вызвало бы напряжение, а значит, опасность. И наоборот, в своем маленьком потаенном укрытии сатир смотрится жизнеутверждающе и вовсе не вызывает психопатологического синдрома. Как часто для произведения искусства выбирают ошибочное место, помещая его туда, где слишком велико давление социального «Сверх-Я»! Между индивидом и окружающей средой должна поддерживаться определенная пропорциональность.
2. Наличие предрасположенности субъекта, то есть, субъект наделен особого рода чувствительностью и обладает специфическим комплексом или первичной матрицей, которые производят тематический отбор, осуществляя регрессивное сдавливание. 3. Необходим период созревания довлеющей инкубации. Это означает, что субъект уже достиг такого момента в развитии собственного негативного комплекса, когда последнему тем или иным образом необходимо вырваться наружу. То есть, импульс комплекса или негативная семантика преодолевает порог терпимости, присущий субъекту. 4. Необходим другой человек, знакомый или незнакомый субъекту, который находится рядом с ним в момент посещения монумента, художественной галереи и т.д. Им могут послужить сын, дочь, любимый человек, смотритель, гид, какая-нибудь женщина и т.п. Когда происходит взрыв симптома, рядом всегда присутствует человек, служащий для субъекта семантизирующим стартером и патологическим катализатором. Итак, необходимо нахождение этого семантизирующего стартера в непосредственной близости. 5. Субъект воспринимает переживаемое состояние как нечто идеальное: он не думает, что ему плохо, что он находится в негативной ситуации, а улавливает и осознает призыв чего-то духовно возвышенного, идеального для него и даже для общества. Раздирающий его монстр представляется ему призывающим богом, сжигающая его болезнь — светом, исходящим, например, от святого духа. Субъект отдается патологическим переживаниям с идеалистической убежденностью. (27 февраля)
Выпишете из приведенного ниже текста фразы, с Вашей точки зрения, ключевые для определения данной болезни. Что кажется Вам особенно важным? На основании чего можно составить предварительную гипотезу о течении и исходе заболевания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|