Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охарактеризуйте случай Шребера. (Ниже приведены психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая паранойи. З.Фрейд. 1911 г.)




Даниэль Пауль Шребер не был пациентом Фрейда, и написать исследование параноий Фрейда побудили написанные Шребером в 1903 году Мемуары. Так как Фрейд считал, что «мы не можем принимать на лечение пациентов, страдающих от этого недуга, или, во всяком случае, не можем содержать их в течение долгого времени...», Мемуары стали хорошим материалам для исследования механизмов формирования параноий - «Так как страдающих паранойей невозможно заставить превозмочь их внутреннее сопротивление, и, так как в любом случае они говорят лишь то, что им хочется сказать, паранойя является как раз тем видом расстройства, при котором письменное описание или опубликованная история болезни могут заменить личное общение с пациентом».

Биография Шребера приводится во вступлении к работе Фрейда, которую Вы имеете возможность прочитать полностью. Из фактов, не описанных в Мемуарах, Фрейд взял лишь возраст, при котором возникло первое заболевание Шребера - 42 года. Тем ценнее заключения и интерпретации Фрейда, которые подтвердились неизвестными на момент написания работы фактами биографии Шребера, полученными в дальнейшем исследователями этого случая.

Итак, первая болезнь Шребера, который на тот момент был Главным Судьей в Нижнем Суде, и баллотировался на выборах в Рейхстаг, была описана его лечащим доктором Флехьсигом как приступ острой ипохондрии. В дальнейшем, при втором приступе заболевания, по словам доктора Вебера, директора другой лечебницы, «... изначально достаточно острый психоз, непосредственно охвативший всю мыслительную деятельность пациента и заслуживающий отнесения к “галлюциногенным помешательствам”, постепенно переходил во всё более и более ясную клиническую картину паранойи, которую можно наблюдать и сегодня.” У него выработалась сложная иллюзорная структура, но, с другой стороны, его личность была воссоздана, и теперь казалось, что за исключением отдельных случаев расстройств, он способен соответствовать требованиям повседневной жизни. Но, в конце 1907 года, после того, как у его жены случился удар, его заново доставили в одну из больниц, в которой он так и остался пребывать до самой своей смерти в 1911 году.

Пока он находился в состоянии, описываемом как «ипохондрия», и которое, похоже, не вышло за пределы невроза, Флехьсиг был его лечащим врачом, и после выздоровления у него были самые сердечные чувства по отношению к доктору.

Как следует из дальнейшего описания болезни, основными темами в бредовых построениях Шребера, были фантазии о его превращении в женщину и о преследовании его доктором Флехьсигом, а также о его особенных отношениях с Богом и Солнцем, в конце концов и Бог «являлся сообщником, если не инициатором заговора против него». Подробно эти фантазии описаны в работе Фрейда, здесь же надо сказать, что после первой болезни у него осталось чувство приятной зависимости от доктора, которое теперь по каким-то неизвестным причинам усилилось до степени эротического желания. Эта женственная фантазия, по-прежнему остававшаяся ненаправленной, сразу же столкнулась с негодующим отрицанием - истинно “мужским протестом”. Но в последовавшем тяжёлом психозе, который вскоре начался, женственная фантазия смела всё на своём пути; возбудителем его явился прорыв гомосексуального либидо; объектом этого либидо был доктор Флехьсиг; и его борьба против либидозных побуждений привела к конфликту, повлекшему его симптомы. Здесь Фрейд сделал свой главный вывод относительно этого заболевания - то есть, к гипотезе о связи между паранойей и подавленной пассивной гомосексуальностью.

Другая особенность в развитии фантазий Шребера состоит в том, что преследователь разделяется на Флехьсига и Бога; точно так же, далее, сам Флехьсиг распадается на две личности, “верхнего” и “среднего” Флехьсига, а Бог на “нижнего” и “верхнего” Бога. Далее расщепление Флехьсига продолжается. Процесс такого расщепления очень характерен для паранойи. Паранойя так же склонна к расщеплению, как истерия к сгущению. Фрейд приходит к выводу, что Флехьсиг символизировал старшего брата Шребера, а Бог, а затем и Солнце - его отца.

Таким образом, в случае Шребера мы вновь сталкиваемся с хорошо знакомым комплексом отца. Борьба Шребера с Флехьсигом представилась ему, как борьба с Богом - то есть инфантильный конфликт с отцом, которого он любил; детали этого конфликта как раз и определяют содержание его фантазий. Самая страшная угроза его отца, кастрация, собственно и предоставила материал для его страстных фантазий о его превращении в женщину.

Причиной запускающего конфликта послужило то, что его брак не дал ему детей; и, в особенности, он не дал ему сына, который мог бы утешить его и на которого он мог бы излить свою нереализованную гомосексуальную нежность.

Блестящим подтверждением выводов Фрейда явилось исследование У. Нидерландом фактов биографии семьи Шреберов. «Обнаружилось, что отец Шребера был плодовитым и наводящим ужас автором-миссионером, призывающим в своих творениях к здоровому воспитанию детей». Среди его изобретений был ряд «ортопедических процедур, предназначенные помочь добиться «здорового» формирования детской спины, глаз, ног, ягодиц, груди и других частей тела», «аппараты, помогающие удерживать детей от мастурбации», клизма как «наиболее цивилизованная форма слабительного». То есть, фиксации Шребера явились доэдипальными и включали в себя в основном анально-нарциссические, а также оральные части. «Садистически-преследующие объект-отношения и длительно сохраняющееся недоверие были актуальны для раннего детства Шребера, а позднее – в полном соответствии с нашими сегодняшними знаниями – проявились в предрасположенности к параноидному заболеванию».

Возвращаясь к Фрейду, и принимая во внимание у Шребера огромного числа фантастических идей ипохондрического характера, делается следующий вывод, что «ипохондрия по отношению к паранойе занимает такое же место, как невроз страха по отношению к истерии».

В завершение Фрейд останавливается на других причинах симптомообразования паранойи. «Люди, не полностью вышедшие из стадии нарциссизма - т.е. иначе говоря те, у которых на этой стадии была точка фиксации, которая в последствие может сработать как предрасположенность к болезни - для таких людей есть риск, что какая-нибудь необычно сильная волна либидо, не найдя себе иного выхода, может вызвать сексуализацию их социальных инстинктов и, таким образом, разрушить созданные ими в ходе развития сублимации». Параноики пытаются защититься от любых подобных сексуализаций своих социальных инстинктивных катексисов, и самая поразительная особенность симптомоформирования при паранойе заключена в процессе, получившего название проекция. Внутренняя перцепция подавляется, а взамен, её содержание, пройдя некоторое искажение, входит в сознание в форме внешней перцепции. Если разбить вытеснение параноика на три фазы - фиксация - собственно вытеснение - прорыв вытеснения, то параноик вновь выстраивает мир, и «фантастическое построение, которое мы принимаем за патологический продукт, на самом деле является попыткой возврата утраченного, процессом реконструкции.... Но субъект вновь приобрёл отношение, и подчас очень сильное, к людям и предметам в мире, хотя теперь это отношение стало враждебным там, где раньше оно было доброжелательным. Мы говорим поэтому, что процесс собственно вытеснения параноика состоит в отстранении либидо от людей - и предметов - которые прежде были любимы. Процесс же возврата утраченного происходит методом проекции.

Как используется либидо после того, как оно освобождается с помощью процесса устранения? Важнейшие выводы Фрейда по этому поводу следующие: «Нормальный человек сразу же начнёт искать замену для утраченной привязанности; и пока такая замена не будет найдена, освобождённое либидо будет в бездействии в уме, и будет там создавать напряжение и окрашивать его поведение.» «При истерии освобождённое либидо превращается в соматические иннервации или в тревожность». «Но при паранойе клинический материал показывает, что либидо, после того, как оно было удалено от объекта, используется особым образом; следует помнить, что, что большинство случаев паранойи содержат следы мегаломании, и что мегаломания сама по себе может составить паранойю. Из этого можно заключить, что при паранойе освобождённое либидо оказывается направленным на эго и используется для возвеличивания эго. Таким образом совершается возвращение на стадию нарциссизма, на которой единственным сексуальным объектом субъекта является его собственное эго».

(26 апреля)

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...