Причина ангельского падения
Согласно православной богословской традиции, «ангелы – есть природа разумная и одаренная умом, обладающая свободной волей, изменчивая по желанию, то есть, добровольно изменчивая. Ибо все, что создано, и изменчиво; неизменно же – одно только то, что – несотворенно. И все разумное одарено свободной волей. И так, Ангел, как природа, одаренная разумом и умная, обладает свободной волей; а как – созданная, и умная, обладает свободной волей; а как – созданная, изменчивая, имея власть и оставаться, и преуспевать в добре, и изменяться в худшую сторону»[110]. По мнению св.Иоанна Дамаскина, ангелу, который стоял во главе земли родившемуся от Бога не злым, но совершеннейшим добрым существом со свободной волей возгордился по самовластному произволению, видя свое могущество и славу. Он воспротивился Творцу и отпал от Него: «Из этих ангельских сил тот Ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, – не родившись злым по природе, но быв добрым и произойдя для благой цели, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, – не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того, что – согласно с природой, в то, что – против природы, и возгордился против сотворившего Его Бога, восхотев воспротивиться Ему; и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть что либо другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма – лишение света… Но вместе было увлечено и последовало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью Ангелов. И так, будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу»[111].
Подобно св.Иоанну Дамаскину Николай Николаевич Неплюев причину падения некоторых ангелов видит в том, что они возгордились собственными возможностями разума и свободы, поставив эти свойства выше любви: «Не все ангелы устояли в добре, некоторые из них возгордились разумом и свободою, поставив их выше любви, выше любовного единомыслия и единодушия с любвеобильным Творцом. Гармония духа была нарушена, нарушено единодушие с высшею любовью, нарушено единомыслие с высшим разумом»[112]. По Неплюеву Н.Н. у падшего творения есть возможность возвращения к Богу и Его прощения, через сознательное подчинение собственного разума и всего своего существа божественной любви: «Насилие до того противно духу Божьему, что никогда Господь не насилует даже и на добро. И Он предоставил духам заблудшим жить вдали от Него и верных созданий Его, пока не сознают вечную правду святой воли Его, пока не будут алчущими и жаждущими любви Его и добровольно, сознательно, радостно не подчинят и разум, и свободу любви. Только сознательно и свободно любящие достойны любви Божьей, позволяют Ему любить себя и таким образом осуществить то высшее благо, для которого они созданы»[113]. Данная мысль Неплюева Н.Н. расходится с мнением св.Иоанна Дамаскина, выражавшему общую святоотеческую мысль о невозможности возвращения демонов в Царство божественной славы и их покаянии: «… посему диаволу и его демонам, также и последователям его уготован огонь неугасимый и наказание вечное. Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти»[114]. Таким образом, отметим, что в данном вопросе мысль Неплюева Н.Н. не согласуется со святоотеческим преданием, и его мысль о возможном покаянии демонов остается его частным богословским мнением.
Творение видимого мира В Священном Писании учение о происхождении мира вещественного содержится в истории мироздания, которой начинается бытописание Моисеево (Быт.1). Соответственно Неплюев Н.Н. признает, что Господь Творец всего видимого мира. Творит мир из ничего и таким образом «все сущее – это осуществляющаяся мыль Его»[115]. Св.Иоанн Дамаскин повествует: «Сам Бог наш, прославляемый в Троице и Единице, сотворил небо и землю, и вся, яже в них, приводя из не сущего в бытие все без изъятия: одно – из вещества, которого прежде не существовало, как например, небо, землю, воздух, огонь, воду; другое же – из этих, происшедших от Него элементов, как например, животных, растения, семена. Ибо это по повелению Творца произошло из земли и воды, и воздуха, и огня»[116]. Далее св.Иоанн Дамаскин характеризует эти четыре стихии, входящие в состав видимого бытия. Неплюев Н.Н., как было сказано выше признает Творца всего видимого и невидимого, но не характеризует элементы творения, а стремиться лишь указать на высшую совершеннейшую Любовь, создавшей небо и землю. В частности в вопросе о творении видимого мира, Неплюев Н.Н. стремиться более указать на природу Бога, Который есть Любовь, нежели на природу мира. Это можно объяснить тем, что своей неустанной проповедью о Всемогущем Боге-Любви, Неплюев Н.Н. стремиться пробудить веру, надежду и любовь в заблудших духом людях. Неплюев Н.Н., как для падших ангелов, так и для падшего человечества обнаруживает возможность возвращения к Богу в изначальное состояние Славы и блаженства небесного. Неплюев Н.Н. изначально прекрасное творение сравнивает с совершеннейшей мудростью Творца. Все сущее, как воплощение Его мудрости: «Все творение было прекрасно; и материя, и свойства ее, и силы природы, и законы их взаимодействия – все это было совершенно, как совершенная мудрость Творца, в них воплотившаяся. Господь царствовал и все направлял к общему благу, подчиняя закону любви все разумные законы жизни мира»[117]. Повторяя святителя Василия Великого («Шестоднев»), Неплюев Н.Н. говорит, что дни творения – это шесть эпох. Вот как он объясняет свои утверждения: «Откровение говорит о шести эпохах творения; эпохи эти названы днями. Что под словом день разумеется эпоха, заключающая в себе неопределенное пространство времени, ясно из того, что до четвертого дня, когда появилось солнце на небе, не могло и быть той смены дня и ночи, которую мы называем днем в настоящее время, и из того еще, что в 4-ом стихе 2-ой главы книги «Бытие» словом день назван весь период творения»[118].
Замечает Неплюев Н.Н. и то что в еврейском подлиннике употребляется два глагола: бара (творить) и асан (развивать). Упоминает он и о том, что глагол бара употреблен только три раза: при творении материи, при творении органического мира и при творении души человека. Во всех остальных случаях употребляется глагол асан, подтверждающий теорию развития[119]. И действительно известно каждому исследователю-библеисту, что существуют косвенные указания Свщ.Писания на сотворение мира из ничего. В Бытие (1:1) сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употребляется еврейский глагол бара. В еврейском языке для выражения идеи творения используются два слова: асан, которое означает «создавать из подручного материала», и слово бара, которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то подручного материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, и потом уже из этой неоформленной материи Бог в течении шести дней создавал мир, то следует признать, что в Бытие 1:1 этот глагол употреблен именно в значении творения из ничего. Кроме того, Священное Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование вечный в Священном Писании прилагается только к Самому Божеству или к божественным свойствам, но никогда не прилагается к тому, что принадлежит миру сотворенному[120]. Таким образом, и в данном вопросе о творении видимого мира, Неплюев Н.Н. придерживается православной богословской традиции.
Творение человека Истинное познание о своем первоначальном происхождении человек может иметь только из откровения Божия. В Писании наиболее полно возвещается об этой тайне, как и о происхождении мира вещественного, в бытописании Моисеевом (Быт.1:26-27; 2:7, 18-24).
Определенно Неплюев Н.Н. признает Господа Творцом человека. Свое творение Он одарил изначально положительными природными качествами: любовью, разумом и свободой воли. Наличие свободы в человеческой природе подчеркивает совершенство человека и совершеннейшего Бога. Вот слова самого Неплюева Н.Н.: «Кроме любви и разума необходимо было одарить их и свободою воли, без чего это были бы только куклы, заведенные на добро, но заслуживающие любви высшего разума мира, а следовательно, и не способные на вечное блаженство, которое и состоит в причастии этой любви»[121]. Неплюев Н.Н. не отвергает библейского повествования о присутствии образа и подобия в человеке и говорит, что в таком состоянии высшее создание Божие оказалось в видимом мире: «И в этот благодатный рай Господь возжелал поместить образ и подобие Свое – человека, способного быть любящим, разумным и свободно совершенным»[122]. Человек по Неплюеву Н.Н. создан был в два этапа: сначала неодушевленное тело, а затем воссоединение его с бессмертным духом, который Он вдунул «от Себя»: «Он создал тело человека из материи и вдунул в него от Себя бессмертный дух»[123]. Однако в данном вопросе мы должны заметить, что лишь не многие из православных богословов придерживались подобного мнения о том, что душа и тело творились в отдельности. Вот, что пишет свящ.Олег Давыденков в «Догматическом богословии»: «О сотворении человека говорится в 1 и 2 главах книги Бытия. В 1-ой главе рассказывается, каким образом совершилось сотворение человека. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело – некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, и человек становится душою живою. Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преп.Серафима Саровского и свт.Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью. Каким образом сотворены тело и душа человека – одновременно или последовательно? В предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Это мнение утвердилось в VII столетии во время полемики с монофизитами и монофелитами. Порядок сотворения тела и души первого человека является архетипом, по которому соединяются душа и тело всех последующих людей. В контексте христологическх споров православной стороне важно было отстоять мнение, согласно которому душа и тело возникают в один и тот же момент времени. Их оппоненты – монофизиты и монофелиты, например Филоксен Маббукский, Севир Антиохийский, учили о так называемой единой сложной природе Богочеловека и основывали свое учение на восходящем еще к Аристотелю антропологическом представлении, согласно которому эмбрион одухотворяется лишь на 40-й день. Православные полемисты, прежде всего прп.Максим Исповедник, а затем св.Иоанн Дамаскин в своих трудах отстаивали мнение, что душа и тело в человеке возникают одновременно.
Последовательную критику монофизитских, монофелитских взглядов по этому вопросу с изложением православного учения дал прп.Максим (2-ая Ambiqua и 12-е письмо к Иоанну Кубикуларию), который убедительно доказал, что нельзя считать, будто тело предшествует душе в виде самостоятельной природы»[124]. Таким образом, Предание Православной Церкви говорит нам, что душа и тело в составе человеческой природы возникают одновременно. Святые отцы учат, что понятие человек приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или телу в отдельности. Далее, рассматривая вопрос о творении человека, Неплюев Н.Н. повествует, что изначально человеческая природа была совершенна, так как была добровольно подчинена всеобъемлющей любви Творца: «Тело человека тогда еще не было тем грубым, подверженным болезням, одряхлению и смерти телом, в которое мы теперь заключены; то было тело прославленное, безболезненное, вечно юное, прекрасное и бессмертное. И в теле человека, как и во всей природе, все явления были подчинены всеобъемлющей любви Творца, все направлявшего к благу, ибо Он царствовал»[125]. Однако Неплюев Н.Н. практически не раскрывает того, в чем было совершенство первых людей, но лишь указывает на подчиненность и верность человеческой воли божественной любви. В отличие от Николая Николаевича св.Иоанн Дамаскин проникся вопросом о совершенстве первых людей: «И так, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякой добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом, – другого Ангела смешанного (т.е. из двух природ) почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, царя над тем, что находится на земле, подчиненного горнему Царю, земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и невидимого умом, среднего между величием и ничтожностью, в одно и то же время – духа и плоть: духа по благодати, плоть – по причине гордости; одного, для того чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую, для того чтобы он страдал, и, наказываем; живое существо, здесь, то есть, в настоящей жизни, руководствуемое (известным образом) и переходящее в другое место, то есть, в век будущий; и – высшая степень таинства! – вследствие своего тяготения к Богу делающееся Богом; однако, делающееся Богом в смысле участия в божественном свете, а не потому, что оно переходит в божественную сущность»[126]. Достаточно привести лишь некоторые строки этих замечательных рассуждений св.Иоанна, для того, чтобы понять насколько насыщенней и богаче его мысль, пронизанная святоотеческим наследием, и насколько скудна в некоторых вопросах веры мысль православного богослова (говорим о Неплюеве Н.Н.), которая не опирается на предание святых Отцов и Учителей Церкви. Далее Неплюев Н.Н. говорит, что Господь Сам познакомил человека с окружающим его земным миром: «Создав человека, Господь ознакомил его со всем творением земным…»[127]. По Неплюеву Н.Н., одиночество Адама подвигло его к просьбе о помощнице: «…и, по его просьбе, создал ему помощника, чтобы он не чувствовал себя одиноким»[128]. Человек, по Неплюеву Н.Н., должен был возделывать окружающий мир и властвовать над творением: «Создав помощника Адаму, Господь завещал им возделывать рай, дал им власть над всем творением земным…»[129]. По Неплюеву Н.Н., древо познания добра и зла было дано первым людям для того, чтобы они научились понимать волю Божию: «…(Господь) научил их понимать святую волю Свою (древо познания добра и зла)»[130]. Подобными краткими повествованиями Неплюева Н.Н. мы свидетельствуем его преданность Священному Писанию, которое, как он считал дает ему исчерпывающие ответы веры. Он, как мы видим практически не опирается, как мы сказали выше, на исследования признанных Православием богословов. В этом была его основная ошибка. Несмотря на то, что Неплюев Н.Н. в данном вопросе о творении видимого бытия предстает перед нами прямолинейным и буквальным пересказчиком Священного Писания, все же следует отметить, что он иногда призывает к аллегорическому пониманию некоторых библейских сказаний: «Не следует забывать, что мир земной был не тем проклятым в делах человеческих миром, который мы теперь знаем, и не понимать буквально те слова, которые употребляет Откровение, чтобы сказать нам о том, что было до грехопадения. Существо, которое после грехопадения стало Евой, Откровение называет помощником и женою; это не значит, что между ним и Адамом существовали супружеские отношения; то же можно сказать о древе познания добра и зла и о древе жизни, и о земле. Везде нам надо остерегаться буквы мертвящей и под покровом ее искать животворящий дух»[131]. Таким образом, в данном вопросе о творении человека Неплюев Н.Н. предстает перед нами православным мыслителем, который, однако, недостаточно корректно рассмотрел данную тему, в силу единоличного толкования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|