Царство ощущений. Первая ступень высшей дисгармонии духа
Неплюев Н.Н. принимается рассудить о том, что позволяет увидеть человеку зеркало христианской гармонии духа. Он говорит, что христианской гармонии духа соответствует вполне определенная этика, вполне определенный уклад жизни. Нельзя быть представителем христианской этики, нельзя осуществить христианский уклад жизни, пока человек не стал христианином по духу, но можно называть себя христианином, быть ученым богословом, быть строгим исполнителем внешнего обряда, не только не будучи христианином, не имея добрых христианских навыков, но и совсем не понимая христианской правды. Христианская чистота и святость, для Неплюева – «…это святой огонь любви. Люди с нечестивым сердцем, у которых грязь себялюбия, гордости, злобы и тина лени духовной не сгорели на святом огне любви, не узрят Бога и правды Его, как бы они ни жили, что бы они ни делали, сколько бы они ни изучали букву догмата. В жизни вы так часто встретите совопросников века сего. Они будут давать букве христианского Откровения такие соблазнительные толкования, между ними будут люди такие симпатичные или внушительные по обширности своих богословских познаний, что я нахожу необходимым как можно более уяснить вам причины скандального разномыслия между христианами, одинаково уверенными в непоколебимости своего правоверия»[383]. Ступеням христианской гармонии духа предшествуют определенные ступени дисгармонии. Эти ступени соответственно регулируют понятиями христианской правды, правами и обязанностями. Христианская правда, проходя через призму души нашей, преломляется, окрашивая разными цветами как понимание природы Бога живого, так и отношение к Нему, смысл жизни мировой, и смысл земной жизни человека, и личную и социальную нравственность[384].
Так, к примеру, тяжелейшую дисгармонию человек переживает в себе и во всем его окружении, когда ощущения для него, по сути, представляют единственную ценность. Такой человек, по мнению Неплюева Н.Н. напоминает скотоподобное существо. Он воспринимает любовь, лишь как некий сентиментальный придаток ощущений, а разум, как некую преграду, которая становиться на пути осуществления его низменных чувствований; разум в скотоподобном существе также играет роль орудия борьбы и самосохранения: «При такой высшей дисгармонии царства ощущений человек скотоподобен, но это не помешает ему не только называть, но и считать себя христианином и даже быть убежденным в неукоснительности своего правоверия, давая букве христианского Откровения и церковного предания такое толкование, которое не помешает ему оставаться скотоподобным»[385]. Любовь и разум в скотоподобном существе лишь украшение ощущений. Вот как описывает данную дисгармонию духа Николай Николаевич: «Любовь не имеет никаких прав, признается за глупую сентиментальность и утопию. Терпимы только как несущественный придаток и украшение ощущений, придавая чувственности оттенок изящества. Разум не имеет никаких прав, признается за несносную, докучливую помеху для беспечального житья. Терпим только как необходимое орудие борьбы за существование и украшение ощущений, наполняя досуги грубым умничаньем и дешевым остроумием. Ощущения властвуют безраздельно и никогда добровольно не приносятся в жертву ни любви, ни разуму. Они одни признаются за нечто действительное, не призрачное, имеющее несомненное право на существование, достойное быть целью стремлений, заключающее в себе самодовлеющий смысл жизни»[386]. Таким образом, для Неплюева Н.Н. все те, кто какие-либо ощущения ставит выше любви и разума, низводя любовь и разум на степень служебных придатков властного ощущения, определяющего смысл жизни и цели деятельности, все неизбежно должны быть причислены к типам этой категории скотоподобного человека.
Неплюев Н.Н. утверждает, что царству ощущений соответствует материализм во всем. И даже идея о Боге материализуется до исключительного представления о Нем как о грозной, в своем безмерном могуществе, силе: «Отношение к Богу материализуется до изыскания мер и классификации рецептов умилостивления или, еще лучше, подчинения этой грозной силы. Конечно, тут о христианстве и помину нет. Это настоящий фетишизм, шаманство, знахарство. Все сведено на произнесение известных формул заклинания, на выполнение известных спасительных манипуляций, благочестивых упражнений, имеющих свойство умилостивлять, даже подчинять человеку грозную силу властителя мира»[387]. В Боге представители этой низшей степени дисгармонии видят или абсолютно равнодушную сущность, или же карающую силу, которая причиняет страдание рабам ощущений: «…(они) или отрицают Бога, как фиксацию, не способную произвести никакого воздействия на ощущения, или страшатся, как грозной силы, способной причинять страдания, заставить испытывать неприятные ощущения и ныне и во веки веков»[388]. Мировоззрение скотоподобных людей, по мнению Неплюева Н.Н., сводится ко всему земному, ко всему «…изведанному, перечувствованному, причем все существующее разделяется на доброе и злое соответственно тому, приятные или неприятные ощущения получились в результате пережитого опыта»[389]. В состоянии дисгармонии духа, когда ощущения становятся самоцелью, когда удовольствия – это единственно возвышенное состояние человека, тогда в человеке формируется соответственное мировоззрение, которое разрушительно действует не только на саму личность, но и драматически отражается на окружающих. Типы людей, стоящих на низшей стадии дисгармонии духа, очень разнообразны, но все они имеют одну общую отличительную черту: преобладание над любовью и разумом ощущений, все равно, каковы бы ни были эти ощущения: чувственность, гордость, корыстолюбие, жестокость, лень, жажда развлечений. Неплюев Н.Н. называет ощущениями все, что не есть любовь и разум. Для него, например: «…гордость есть ощущение превосходства, корыстолюбие – ощущение обладания, жестокость – ощущение удовлетворенной злобы, лень – ощущение покоя, жажда развлечений – ощущение веселой беззаботности и т.д.»[390].
Николай Николаевич предстает перед нами как глубокий психолог вскрывающий мотивы человеческого скотоподобства, и, как христианин, сердечно сопереживающий заблудшим овцам Отца Небесного. Такую мировоззренческую картину он обнаруживает на данной ступени дисгармонии: «Идеал – земной рай ощущений. Нравственность – подкуп Бога и общественного мнения. Гордость – неизбежна в пору избытка сил и переходит в полное отсутствие чувства собственного достоинства в пору старческой немощи. Гнев – легко вызывается всяким препятствием для удовлетворения чувственных желаний и не сдерживается ни благоразумием, ни жалостью. Эгоизм – убежденный в своей правоте, самоуверенный, гордый, торжествующий. Уныние – мрачное, безнадежное, легко переходящее в отчаяние, когда пьянство жизни невозможно. Радость заменяется грубым весельем или тупым довольством сытости, но никогда не может быть светлою, тихою и тем более вдохновенною. Совесть молчит или укоряет за упущенную возможность испытать приятные ощущения. Честь полагается в возможно широком удовлетворении жажды ощущений и возможно большем накоплении средств для их удовлетворения. Долг – возможно больше сделать для себя и возможно меньше для других. Самопожертвование – глупая сентиментальность. Братолюбие – смешная утопия, а братство – тюрьма, совершенно исключающая возможность свободы царства ощущений. Религия носит чисто материалистический характер задабривания Бога и вельмож Его двора дарами, лестью, рабской покорностью буквы обряда. Богоугодным считают золото, дороговизну приношений, величину храмов, гул, гром, треск, блеск, количество слов и продолжительность благочестивых упражнений, никогда, однако, не доходя до самоотвержения аскетизма.
Основы жизни – чувственность, корысть и страх. Сдерживающие начала – грубая сила и соображения корысти и страха. Путь – борьба за существование и насилие на законном основании, когда страх не дозволяет оставить закон без внимания. Истина – выгода. Жизнь – чувственные наслаждения. Наука – средство обеспечить за собою приятные ощущения и избегнуть неприятных. Искусство – средство увеличить комфорт жизни. Литература – средство переживать приятные ощущения в воображении. Семья – узаконенное рабство. Отец игнорирует детей, пока они ему не нужны, и эксплуатирует их, когда они ему могут быть на что-либо полезны. Мать тяготится детьми, когда они требуют ее забот, и радуется, когда может перестать о них заботиться или когда может извлечь из них для себя какую-либо выгоду. Молодой человек добросовестно бесится под предлогом, что с молоду перебеситься надо, и очень гордится количеством выпадающих на его долю приятных ощущений. Молодая девушка завидует свободе молодого человека и живет мечтою о пьянстве жизни, если обстоятельства делают для нее это пьянство в настоящем невозможным. Муж – грубый деспот, не умеющий ни любить, ни уважать свою жену, когда он не делает из нее себе кумира и сам не делается ее презренным рабом. Верность соблюдает, пока это ему приятно, и считает похвальным нарушить ее при первом удобном случае. Жена – капризный идол или позорная раба. Старик – завидует молодым и унижает себя до соперничества с ними и дряхлого распутства. Старуха – грязная развалина позорного здания. Друзья – собутыльники и соучастники разврата и биржевых сделок на ярмарке жизни. Общество не воспитывает, а развращает. Общественное мнение душит всякое проявление мысли живой и деятельной любви. Отношения все основаны на чувственности (выгода) и страхе (холопство). Государство признает за собою исключительно обязанность наводить страх и обеспечивать возможность приобретать богатства и охранять приобретенное. Страх – единственный способ добиться добровольного самоограничения со стороны миллионов скотоподобных подданных и в то же время единственный способ воздействия, доступный представителям власти, вышедшим из той же среды и признающим это положение дел вполне нормальным явлением. Накопление богатств необходимо для осуществления общественного идеала – земного рая ощущений. Воспитание направлено к вытравливанию из ума всякой оригинальности и сковыванию его тяжелыми цепями пошлой рутины… Благотворительность – замазывание ран и заплатывание рубища ближних по чисто эгоистическим побуждениям.
Бедность – озлобленная или отупляющая. Богатство – гордое, хвастливое, торжествующее… Народ – бесправные рабы и холопы… Власти. Корыстные наемники, взирающие на власть как на источник богатства и права на законное насилие… Международные отношения имеют чисто корыстный характер… Фанатизм религиозный и национальный неизбежны: религиозный потому, что является естественным последствием обоготворения буквы текста и обряда, национальный потому, что выгоды личные тесно связаны с интересами того государства, которое обеспечивает довольство имущих классов, а голоса неимущих и бесправных классов в международных отношениях не слышно. Симпатии все на стороне силы, богатства, героев насилия, героев наживы, корыстной деловитости, жирной праздности. Антипатии. Все, что отмечено печатью идейности, бескорыстия, вдохновения, самоотверженной любви, – все это вызывает антипатии, глумления, гонения, обзывается глупостью, бреднями… Мудрость: своя рубашка ближе к телу»[391]. Все это, по мнению господина Неплюева Н.Н. – плоды царства ощущений, которые приводят к губительным результатам, человек сам превращает свою жизнь в ад: «рабство подзаконное в жизни, холопство в отношениях к представителям власти и капитала, анархия разнузданных похотей в умах и сердцах, ад, геенна огненная внутри человека, ад злобы и мук, ад алчности и суеты, ад торжествующий, ад пресыщения, но непременно ад полного разномыслия и разнодушия с Творцом и всеми верными Ему причастниками рая»[392].
3.7.8 Вторая ступень: ощущения + разум Как мы уже сказали, Неплюев Н.Н. разделяет дисгармонию духа на ступени. Вторая ступень высшей дисгармонии, где любовь по прежнему бесправна и признается неосуществимой и опасной утопией, а разум, хотя и не освобождается из под власти ощущений, но признается полезным слугой в границах пользы ощущений. К этой стадии Неплюев Н.Н. относит определенный тип людей, которые ставят выше всего радости ощущений, но удовлетворяя себя, пользуются услугами разума, никогда, однако, не жертвуя ощущениями ради разума, а жертвуют только по указанию разума одними ощущениями ради других, и не признают никаких самостоятельных прав за любовью, которая по-прежнему играет позорную роль некой «позолоты ощущений»[393]. К этой категории людей Неплюев Н.Н. относит и образованных, ученых, которые свою образованность употребляют для достижения эгоистических целей, личных выгод, личной славы, пока ощущения указывают им конечные цели деятельности. Этой ступени характерно все тоже самое, что и низшей дисгармонии духа, однако уже разум не слуга, а официальный помощник, адвокат ощущений: «Зверский эгоизм лежит по-прежнему в основе характера всех отношений и всего строя жизни, только нет прежней стихийности наивного зверства; возводя разум в степень официально признанного полезного слуги, делают ему уступку, стараясь оправдать господство ощущений доводами разума»[394]. Неплюев Н.Н. видит некий просвет на данной ступени дисгармонии, где разум оказывается в почете. Хотя это благо и относительное, но тем не менее появляется надежда на то, что разум выведет человека из под власти ощущений: «И то благо – сравнительное, конечно. Презренный до тех пор раб – разум стал рабом почетным. Желая воспользоваться его услугами на пользу ощущений, человек все же живет жизнью разума, относясь разумно к созиданию земного рая ощущений, он незаметно привыкает ко всему относиться разумнее прежнего, и, если не вернется на первую ступень полного скотоподобия, испугавшись логичных последствий услуг разума, он непременно дойдет до сомнения в самодовлеющем значении ощущений»[395]. Неплюев Н.Н. обнаруживает некоторый прогресс, ведь если, к примеру, на низшей ступени дисгармонии духа «мудрость: своя рубашка ближе к телу»[396], то на второй ступени «мудрость: добром не проживешь»[397]. Результатом дисгармонии на этой стадии возможен выход с помощью разума, который «начинает сознавать ужас мрака кромешного, не подозревая еще возможности выхода из него»[398]. 3.7.9 Третья ступень: ощущения + разум + любовь Третья ступень рассматривается, как обратное христианской гармонии духа. Теперь главенствуют в человеке ощущения, разум признается полезным рабом их, а любовь иногда допускается разумом на пользу ощущениям. Николай Николаевич Неплюев говорит, что на данной ступени дисгармонии, осуществляется более сложная связь, ведь дух осложняется новым элементом – любовью, следовательно, появляется необходимость примирить с ней разум, и ощущения, но в то же время подчинить ее им. Мировоззрение насыщается и облагораживается действием любви, соответственно меняются отношения к Богу и ближним. Неплюев Н.Н. описывает это благотворное влияние пока еще бесправной любви: «Осложнены и отношения к Богу, любовь Которого нельзя игнорировать по-прежнему. Осложнены и отношения к ближним, которых нельзя безмятежно эксплуатировать по-прежнему, с легким сердцем подтасовывая лукавые мудрования, подыскивая разумные основания для самоуверенной, безмятежной эксплуатации. Конечно, и религия, и благотворительность имеют по-прежнему характер чисто корыстный, но к оправданиям разума присоединяют оправдания любви, ужимки сердца к ужимкам ума, никогда, однако, не жертвуя, ни ощущениями, ни разумом ради любви»[399]. Неплюев Н.Н. говорит, что теперь возможно себя даже вообразить христианином: «В то время как при первых двух комбинациях совершенно невозможно вообразить себя христианином и само слово христианство сознательно избегается, заменяясь более удобными для поклонников буквы по своей неопределенности словами: православие – католичество – лютеранство и т.п., тут возможен наивный самообман, даже и со стороны человека, кое-что знающего о существовании животворящего духа христианства, кроме буквы обряда и благочестивых упражнений»[400]. На самом же деле, по мнению Неплюева Н.Н., это наивное недоразумение, ведь все те добрые тенденции, в один миг разрушаются желанием личной выгоды, желанием удовлетворить ощущения: «Эта робкая любовь – раб ощущений и разума, уделяющая на служение Богу и ближнему только крохи, считая неразумным всякое проявление любви, нарушающее выгоды личные, семейные, сословные или национальные, – еще слишком далека от любви торжествующей, от той царственной любви, при которой готовы на всякое самоотвержение личное, семейное, сословное и национальное, без которой нет истинного христианства»[401].
3.7.10 Четвертая ступень: ощущения + любовь На этой ступени дисгармонии духа Неплюев Н.Н. предполагает любви первое место после властных ощущений и, таким образом, любовь проявляет себя более. Тем не менее, ее экзистенция не меняется она остается играть лишь рабскую роль по отношению к ощущениям: «…все же это любовь – раб, что позорное подчинение любви ощущениям делает это настроение духа низшим сравнительно даже и с теми степенями духовной дисгармонии, когда властный разум отрицает права любви. По отношению к Богу и тут все сводится к обряду и благочестивым упражнениям, только в эту букву вносится больше благодушия, больше сердечной теплоты; тут меньше гнусного, холодящего расчета. Тут, при поверхностном взгляде на вещи, легко даже не понять, что любовь – раб ощущений, и поставить эту рабскую любовь на незаслуженную высоту, окружить ее незаслуженным ореолом поэзии и святой чистоты»[402]. Неплюев Н.Н. говорит, что по наглядному изображению отношений человека к Богу и ближним можно определить его дисгармонию духа. Если отношение к Богу определяются корыстью; когда человек просит не торжества Правды Божьей и совершения любви, но лишь о благах земных, которые удовлетворяют его похоть и доставляют приятные ощущения. Таким образом, любовь проявляется до той поры пока Господь и ближние ублажают низменные желания такого человека. Когда же пропадает выгода общения, тогда заглушается и сама любовь. Именно так, по мнению Неплюева Н.Н. себя обнаруживают люди наполненные тошнотой данного духовного настроения: «Лучшим признаком рабства любви является то, что с любовью выпрашивают у Бога не то, что может просить любовь к Богу и любовь к ближним при любви к Богу. Просят не торжества воли Божьей, дела Божьего, а благ земных, ограждения от ощущений неприятных, великих и богатых милостей, понимая под этими словами всякие приятные ощущения, всякие блага земные: долгую жизнь, здоровье, богатство, удачи во всех делах и одоления всех супостатов, а в придачу ко всему и комфорт Царства Небесного после смерти. По отношению к людям это настроение выражается благодушной уживчивостью со всякими людьми, причем жалость возбуждает главным образом страдания физические, недостатки материальные, любовь выражается в баловстве, в закармливании, в озолочении. И тут главным признаком рабства любви служит то, что в конце концов все сводится неизбежно к приятным ощущениям, как и в отношениях к Богу, у Которого приятные ощущения вымаливают, Которого приятными ощущениями ублажают»[403]. Далее Неплюев Н.Н. обличает современных ему христиан, которые за внешним благочестием внутри скрывают свое царство ощущений: «Когда с любовью приносят Богу дары: строят пышные храмы, одевают образа дорогими ризами, поют ему гимны и в то же время не находят нужным ни разумно понять мудрую волю Его, ни стройно организовать жизнь на основах, завещанных Христом Его, любви и братства, сомнения быть не может, что любовь, хотя и искренняя и нелицемерная, но рабская, униженная до позора почетного слуги властных ощущений»[404]. Бессистемная благотворительность, по мнению Неплюева Н.Н., это также внешний обличитель внутренней дисгармонии духа, тех христиан, которые, стремясь материально обогатить ближних своих, не заботятся более о том, чтобы сделать ближних людьми разумными и стройной организовать свою жизнь на основах истинной христианской любви: «Когда с любовью заботятся о материальных нуждах ближних своих, нимало не заботясь о том, чтобы ближних этих сделать людьми разумными и добрыми, чтобы помочь ближним этим стройно организовать жизнь, достойную людей разумных и добрых, тут сомнения быть не может, что любовь, хотя и искренняя и нелицемерная, но рабская, униженная до позора почетного слуги властных ощущений»[405].
3.7.11 Пятая ступень: ощущения + любовь + разум Пятую стадию дисгармонии Неплюев Н.Н. определяет высшей стадией дисгармонии духа, или наименьшей дисгармонией, возможной при преобладании ощущений. Теперь рабыня ощущений – любовь берет себе в помощь разум, который теперь выполняет роль второстепенного помощника ощущений. Теперь опираясь на любовь и на разум, человек достигает целей, которые наметили его ощущения, более разумными путями: «От предыдущего настроения оно отличается только тем, что в добросердечное стремление угодить Богу дарами и осчастливить ближних всякими благами земными вносится более разумности, на службе ощущений почетный раб – любовь берет себе на помощь еще и второстепенного раба – разум и, при помощи его, достигает целей, намеченных властными ощущениями, более прежнего разумными путями»[406]. Внешне такая дисгармония еще меньше себя проявляет в отношениях к Богу и ближним и, таким образом способна еще легче ввести в обман поверхностного наблюдателя: «Когда любовь к Богу выражают дарами и жертвами, не заботясь ни о разумном понимании воли Божьей, ни о разумной организации жизни по вере, а только пользуясь услугами разума для наилучшего, наиболее правоверного угождения Богу путем все тех же даров и жертв, не надо ошибаться, очевидно: ощущения занимают место первое, второе место принадлежит любви, а разум унижен до положения слуги, раба властных ощущений. Когда любовь к ближним выражается исключительными заботами о материальном благосостоянии, а о жизни любви и разума в них заботятся лишь настолько, насколько это может способствовать комфорту жизни земной, не надо ошибаться: хотя любовь и искренна, и нелицемерна, хотя к достижению материального благосостояния ближних стремятся, по-видимому, разумными путями, все же и любовь, и разум – позорные рабы властных ощущений, и все, что было бы предложено и сделано во имя любви и разума в ущерб ощущениям, неизбежно подвергалось бы осуждению и было бы признано опасною и вредною утопией»[407]. Эта наименьшая дисгармония духа, по мнению Неплюева Н.Н., тем не менее, также устраивает ад внутри человека, так как ощущения не делятся своим царством ни с любовью, ни с разумом, но являются единоличными тиранами в управлении жизни личности: «На первый взгляд может показаться несправедливым отнести последние настроения к аду внутри человека, к геенне огненной, к рабству подзаконному. На самом деле сделать это вполне основательно. Ведь и тут царствуют ощущения, а любовь и разум неизменно остаются рабами, все равно, признанными или не признанными, почетными или униженными, во всяком случае, рабами на службе ощущений. Пока царствуют ощущения, они только пользуются услугами разума и любви, не переставая быть теми же властными, не стесняемыми ни любовью, ни разумом ощущениями, ненасытными по самой природе своей грубо эгоистичными и тем самым делающими рабство подзаконное явлением неизбежным, насущною потребностью общества, которое без того быстро дошло бы до состояния анархии»[408]. По мнению Неплюева Н.Н. каждый человек способен испытывать разные состояния дисгармонии духа в течение всей своей жизни и в отдельные моменты своего земного существования возвышаться от позора высшей дисгармонии скотоподобного человека до святой гармонии человека богоподобного и наоборот. То состояние, которое более свойственно человеку и проявляется в нем чаще, как раз и формирует основное настроение, характер жизни и его отношение к самому себе, к Богу и ближним. При определении нравственного достоинства определенных общественных групп не следует принимать в расчет ни действия властей, ни отдельных выдающихся представителей этих общественных групп и таким образом оправдывать их надлежащую духовную дисгармонию, но по мнению Неплюева Н.Н, необходимо вникнуть в смысл жизни большинства, «понять какое место в этой жизни занимают любовь, разум и ощущения, какая комбинация этих трех элементов является наиболее типичной не в отдельные исключительные минуты, а в рутине повседневной, обыденной жизни»[409].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|