Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опера «Орфей» Клаудио Монтеверди




Важнейшие произведения в истории музыки

Антифонарий папы Григория I Великого

Кодекс 121 из Айнзидельнского аббатства. 960–970 годы Кодекс включает в себя древнейшие целиком сохранившиеся невматические мессы антифонария; в наши дни манускрипт является важным источником для изучения григорианского пения (хорала).

© e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Составление антифонария папы Григория I Великого — книги богослужебных песнопений  — положило конец многочисленным региональным традициям пения и привело в целом к выхолащиванию изначально затейливой и многообразной природы церковных песнопений, прежде богатых украшениями, изысканных в ритмическом плане и разнообразных по выразительной динамике.

Результатом стало появление григорианского хорала, на долгие годы ставшего основным мелодическим фондом европейской музыки. Григорианский хорал, или «ровный напев» (plain chant) является, таким образом, конечным пунктом развития искусства импровизации по заданному канону (широко распространенной на Востоке до наших дней) и одновременно отправной точкой создания западноевропейской музыки.

Григорианский хорал Kyrie Eleison

Около 1325 года

Трактат «Ars nova»

В трактате Филиппа де Витри (1291–1361) «Ars nova» впервые излагается система правил сочинения многоголосной музыки. Многоголосие возникает в Х столетии, достигая к концу XII века довольно изощренных форм в творчестве Перотина Великого  (по определению самого де Витри — Ars antiquа), однако потребовалось еще целое столетие для того, чтобы усовершенствовать способ нотной записи и ввести систему ограничений  с целью сделать музыку более благозвучной и структурно оформленной. Многие из правил, введенных де Витри, до сих пор входят в школьные учебники гармонии и полифонии , а термины «Ars antiqua» и «Ars nova» стали общепринятыми в истории музыки.

Градуал Перотина Viderunt Omnes
Мотет Филиппа де Витри Vos Qui Admiramini

Около 1360 года

Месса «Нотр-Дам»

Месса «Нотр-Дам» Гийома де Машо. Около 1370–1372 годов

© Bibliothèque nationale de France

Месса «Нотр-Дам» Гийома де Машо — первая из известных месс, написанная одним композитором целиком (более ранние мессы, например Турнейская, составлены из разных частей, написаных в разное время разными композиторами, чаще всего анонимными). Жанр католической пятичастной мессы — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Benedictus, Agnus Dei («Господи помилуй», «Славен», «Верую», «Свят» и «Благословен», «Агнец Божий») — становится основным в творчестве композиторов эпохи Возрождения и останется таковым вплоть до конца XVI века. В силу своего прикладного характера этот жанр присутствовал в творчестве композиторов вплоть до конца XIX столетия (мессы композиторов-романтиков Ференца Листа, Габриэля Форе, Антона Брукнера).

Agnus Dei из мессы «Нотр-Дам» Гийома де Машо

Год

Опера «Орфей» Клаудио Монтеверди

Клаудио Монтеверди. Картина Бернардо Строцци. Около 1630 года

© Tyrolean State Museum Ferdinandeum

Итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567–1643) создает первую в мире оперу «Орфей». Это сочинение открывает новую эпоху в истории музыки, эпоху главенства музыкального театра. Именно опере мы обязаны происхождением таких жанров, как симфония (которая, согласно широко распространенной гипотезе, возникла из оперной увертюры), а также практически всей массовой музыки, связанной с театральным представлением. Именно в оперном театре произошли знаменитые музыкальные реформы XVIII и XIX веков — Глюка и Вагнера соответственно, — резко продвинувшие вперед музыкальный язык. Одновременно с этим рождение оперы окончательно отодвинуло некогда главенствующую роль церкви как института музыкального развития и передало его в руки вначале аристократии, а через полтора-два века — широких слушательских масс.

Фрагмент оперы Клаудио Монтеверди «Орфей»

Год

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...