Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Камерная симфония Шёнберга, «Вопрос, оставшийся без ответа» Айвза, сочинения для фортепиано Скрябина и Белы Бартока





В 1906 году появляются сразу три сочинения, ознаменовавшие конец старой эпохи и начало новой:

1. Арнольд Шёнберг пишет Камерную симфонию (соч. 9). Впервые с XVIII века слово «симфония» сочетается с ансамблем из небольшого числа музыкантов (пятнадцать). Появлением этого сочинения Шёнберг отреагировал на разрастание симфонических оркестров до колоссальных масштабов (так, в исполнении Восьмой симфонии Малера или оратории самого Шёнберга «Песни Гурре» вместе с хором принимало участие до 300–400 человек). Каждый инструмент был представлен всего-навсего одним музыкантом (кроме двух скрипок и пары валторн). Одновременно с этим партия каждого инструмента резко усложнялась, превращаясь в виртуозный этюд. На премьере симфонии в Вене возник крупный скандал с дракой, в которой принимал участие Густав Малер. Хотя музыка для симфонического оркестра сочиняется до сих пор, с этого момента он перестал быть главным экспериментальным полем для композиторов ХХ века. Все внимание авторов было перенесено на составы подобного рода, и все крупные ансамбли современной музыки формируются с конца 1960-х годов по этому принципу .

Отрывок из Камерной симфонии Шёнберга

2. Чарлз Айвз сочиняет композицию «Вопрос, оставшийся без ответа», где применяет соединение двух групп инструментов, играющих музыку в разных стилях и техниках и к тому же разделенных в пространстве (хорал у струнных за сценой, ансамбль духовых на сцене), и солиста-трубача, которому поручена роль «вопрошающего» — он стоит на балконе. Идея пространственной композиции не нова, она и до сих пор встречается в церковной практике, есть и знаменитый эпизод в «Дон-Жуане» Моцарта с одновременным звучанием двух оркестров. Однако столь яркое и смелое решение оказало непосредственное влияние на поиски композиторов-авангардистов 50-х и 60-х годов, тем более что сочинение Айвза несколько десятилетий не исполнялось.

«Вопрос, оставшийся без ответа» Чарлза Айвза

3. Александр Скрябин и Бела Барток впервые пишут сочинения для фортепиано (соч. 52 Скрябина и соч. 6 Бартока), окончательно рвущие с функциональной гармонией. Именно их считают обычно первыми атональными  сочинениями, несмотря на то что еще в 1885 году Лист написал «Багатель без тональности». Шёнберг и его ученики придут к написанию атональных сочинений на несколько лет позже, предпринимая многочисленные попытки систематизации атонального письма (при этом не признавая термина «атональный», так как по-немецки это воспринимается как «беззвучный»).

«Поэма томления» — третья часть из трехчастной пьесы (соч. 52) Александра Скрябина
14 багателей для фортепиано Белы Бартока (соч. 6) № 5

Сюита (соч. 25) и Вальс (соч. 23, № 5) Шёнберга

Арнольд Шёнберг. Фотография 1924 года

© Arnold Schönberg Center

Это первые экспериментальные сочинения, написанные Шёнбергом в изобретенной им технике додекафонии. (Предыдущие пьесы цикла, соч. 23, представляют собой своеобразные эскизы в разных атональных или внетональных техниках, часто даже более изощренных.) Фактически это вторая после атональности «изобретенная» техника. Остальные складывались как бы сами, но их «утверждали» (Филипп де Витри, Винчентино, Царлино, Рамо и другие). Шёнбергу удалось довести атональные поиски до конца.

Оба сочинения появились в печати в 1923–1924 годах: пьесы, соч. 23, духовой квинтет, соч. 24 и фортепианная сюита, соч. 25 — одновременно с авторским описанием додекафонного метода сочинения.

Сюита для фортепиано (соч. 25) Арнольда Шёнберга
Пять пьес для фортепиано (соч. 23, № 5) Арнольда Шёнберга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...