Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод культуры здорового смеха.




Научными исследованиями последних лет, в частности, американского физиолога и психолога Джорджа Дирборна (Dearborn) (СНОСКА: См.: Dearborn D, The Emotion of Joy, — N.-Y.; London: Ma-cmillan, 1989. — 70 p.), установлено громадное ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребенка здорового смеха, радости, веселого настроения. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет оживляющее все органы кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Далее те же физиологические и психологические объективные данные говорят нам о том, какое большое и неоценимое действие оказывает радость на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу.

Профессор Е. К. Сепп (СНОСКА: См.: Сепп Е. К. Клинический анализ нервных болезней. — М.; Л., 1927.— Ч. L— 428с.) придает смеху значительное психофизическое значение в жизни человека ввиду того, что смех действует освежающим образом на утомленный, усталый мозг. Оригинально анализируя механизм этого влияния на механизм внешних выразительных движений— улыбки и смеха как переживаемых нами эмоций удовольствия, он отмечает, что «при смехе давление в грудной клетке и черепной полости в общем понижено; но на этом общем фоне понижения кровяного давления протекают вибрации, сказывающиеся толчкообразными повышениями, Если мы перенесем в своем воображении этот процесс на венозную систему мозга, то можем сказать, что при облегченном кровообращении мозг испытывает обратные в отношении течения жидкости толчки, мозг подвергается своеобразному массажу. Накопившиеся при однообразной работе продукты утомления при помощи толчков скорее диффундируют в различные стороны. Таким образом, смех, как бы массируя мозг, усиленно снабжая его кровью и тем самым более интенсивно удаляя продукты утомления, создает особенно благоприятные условия для отдыха нашего мозга.

Ту же мысль по-своему передавал Горький, заявляя, что хороший смех, сотрясая грудь, оздоровляет душу. Кратко резюмируя, мы скажем, что радость и смех вызывают так нужное для организма ощущение свежести, бодрости и активности. «Если бы в детдомах дети больше играли—жизнь детей была бы много радостнее... Конечно, надо научить ребят играть»(СНОСКА: Крупская Н.К.К вопросу о детдомах//Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т.—М., 1978.—Т. 2.—С. 261.—Ред.)

Стр. 65

Влияние радости особенно усиливается по отношению к исключительным детям. Для примера можно сослаться на детей, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму. Здесь и врач, и педагог, наряду с другими мероприятиями, должны использовать и метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Радость для них столь же необходима, как солнечный свет, как свежий воздух, и ейтак мало нужно места. Она отлично уживается и под низкой крышей. Здоровое веселье, здоровый смех для них является, добавим мы, крайне необходимым лекарством, которое нельзя упускать из виду и которое, наоборот, следует постоянно употреблять в интересах детей.

С этой целью мы можем рекомендовать следующее. Во-первых, необходим специальный подбор книг для чтения, надо устранить из них те, которые насыщены скептицизмом и пессимизмом. Здоровым чтением может служить лишь та литература, которая в состоянии привить детям бодрость, отвагу, желание побеждать природу. Наряду с этим следует предлагать детям чтение веселых, комических книг.

Крайне желательно иметь среди педагогов хотя бы одного живого, энергичного, смеющегося и своим поведением заражающего детей.

Среди детей нередко встречаются весельчаки, склонные к юмору, балагуры. Медико-педагогическое учреждение обязано выявить и затем всячески культивировать эти склонности и затеи. Помня неуравновешенность, необузданность, импульсивность исключительных детей, педагогическому персоналу необходимо следить за тем, чтобы это было в определенных границах, чтобы шутки не переходили в постоянное поддразнивание одного и того же ребенка, не превращались в извод, травлю, истязание его.

Дети часто из ничего создают свой цирк: Петрушку, инсценировки, шарады в лицах и примитивных костюмах, простенькие спектакли; особенно это процветает в тех случаях, когда среди них имеются артистически одаренные.

Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющегося от нормы.

Хороший воспитатель систематически пользуется описанным методом культуры здорового смеха.

Стр. 66

Действия при сильном возбуждении ребенка. Здесь прежде всего надо действовать хорошим примером, помня, что «слово лишь карлик, а пример — великан»; разумно налаженным режимом; спокойным течением жизни учреждения. Необходимо постепенно закаливать воспитанников по отношению к физическим лишениям и неприятным психическим переживаниям. Не следует устранять и удалять все то, что может неблагоприятно влиять на их настроение и аффекты. Можно даже давать им повод к проявлению аффекта, чтобы благодаря этому систематически вырабатывать у них самообладание (Циген—Ziehen). Этому способствует строгий распорядок дня. Если сюда присоединится еще дозированное участие в игре и спорте, то этим будет вызвано усиление волевых импульсов, повышение настроения и психической стойкости.

Важнее всего при сильном возбуждении ребенка психическое влияние на него окружающих взрослых. Всякий воспитатель, умеющий влиять на детей силой своей личности, справится с грозным проявлением аффекта.

В худших случаях надо укладывать ребенка в кровать или сделать обертывание или ванну. Ни в коем случае недопустимо при сильном возбуждении воспитанника применять наказание, так как во время резких эксцессов (например, бросание в людей чем попало, неистовые крики с плачем и без него и т. п.) ребенок находится в полубессознательном, а потому и безответственном состоянии—человек в аффекте невменяем. Разыгравшийся аффект уже не дает возможности собой овладеть, поэтому следует оградить самого возбужденного и окружающих от него. Один какой-нибудь момент может иметь решающее значение для всей будущей жизни ребенка или юноши.

С длительным приступом возбуждения борются изоляцией (но без запирания на замок) с постельным режимом на несколько часов или дней. Само собой разумеется, что при этом не должно быть недостатка в наблюдении. Сделайте вид, что вы смотрите на него как на больного, — ставьте градусник, давайте индифферентное лекарство и т. п.

Детей-истериков в момент сильного возбуждения гораздо действеннее не замечать, игнорировать, но ни в коем случае не оставлять без надзора, так как некоторые из них с таким болезненным стремлением обращать на себя внимание склонны к попыткам самоубийства. Наказывать их также небезопасно, потому что это может повести за собой значительные неприятные осложнения — появление у них психической немоты, параличей и т. п.

Стр. 67

Профессор Н. Н. Тарасевич, руководитель одесского врачебно-педагогического кабинета, со своей стороны, весьма рекомендует ко всем описанным приемам добавлять метод бесед. После того как ребенок уже успокоился, благодаря его изоляции и принятым лечебным процедурам, он становится более доступным для контакта с педагогом, для которого раскрываются новые возможности влияния на нервнобольного или психопатичного ребенка. В этих условиях педагогу путем простой и доброжелательной беседы легче и проще интимно подойти к ребенку и глубже понять его поведение. Для метода этих бесед, по мнению Тарасовича, нельзя указать определенные рецепты, здесь необходим большой опыт и такт со стороны педагога. Метод бесед достигает цели тогда, когда ребенок начинает видеть в лице педагога своего наиболее близкого друга и защитника во всех трудных вопросах жизни.

Для полноты изложения этого метода нельзя умолчать о том, что бывают моменты выражения сильного аффекта со стороны не только того или другого ребенка или юноши, но также целой группы и, наконец, в редких случаях это возбуждение перебрасывается на весь коллектив данного учреждения. В подобных случаях причинами оказываются: а) недостаточное питание, хроническое недоедание; б) систематическое проявление грубого, вызывающего поведения кого-либо из нелюбимых педагогов; в) режим учреждения — недостаток движения, недостаточное пребывание на воздухе; г) однообразное, скучное, нудное провождение свободного времени, нерациональный отдых; д) дети-вожаки, терроризирующие остальных, подстрекают, разжигают своих товарищей — в результате происходит взрыв аффекта с насильственным протестом против кого-либо из педагогов, врача или члена администрации.

К этим причинам буйного выражения аффекта, гнева, недовольства, злобы и т. п. надо присоединить еще одну, исходящую из злого умысла кого-либо из педагогического персонала. Эту причину в большинстве случаев бывает нелегко и нескоро выявить.

Стр. 68

Коррекция рассеянности.

Рассеянность у детей, исключительных в отношении характера, обусловливается различными причинами, из которых главнейшими будут следующие:

1) Постоянное отвлечение бесчисленными рецепциями, неустанной сменой мыслей, эмоций, желаний, беспрерывно проникающих в их мозг, что так типично, например, при патологической активности.

2) Интенсивная сосредоточенность. Всем известны анекдоты о рассеянности Данте, Спинозы, Ньютона и многих других великих людей. Их пресловутая рассеянность в действительности есть поразительная наклонность сосредоточения на одной мысли, которая, делаясь господствующей, выключает из сознания все остальное В детском и юношеском возрасте нередко подобного рода рассеянность бывает тогда, когда имеется налицо сильное увлечение общественной работой, математикой, литературой, искусством, музыкой, спортом, а также при запойном чтении и т. п. При навязчивом состоянии глубокая сосредоточенность ведет к резко выраженной рассеянности так же, как и при больших неприятностях и сильных психических конфликтах.

3) Переживание страхов также служит причиной невозможности сосредоточиться на нужном занятии, работе.

4) Следующей основной причиной рассеянности являются неврои психопатии, в частности сексуальные ненормальности.

5) Наконец, укажем на физические заболевания, недомогания и слабость.

В каждом отдельном случае приходится разбираться в этиологических (причинных) моментах и на них строить план коррекции ненормальной рассеянности. В первом случае задача коррекции сведется к концентрированию поведения ребенка. Во втором случае это будет уменьшение навязчивости путем постепенного привития других интересов. Устранение страхов следует проводить приемами, описанными в разделе коррекции страхов. В остальных случаях оздоровление нервной системы и организма вообще—соответствующими приемами.

Невропатолог Карл Потоцкий (Carl Pototzky) (СНОСКА: См.: Pototzky С. Konzentrationsgyrnnastik fur zerstreute und nervose Kinder. — Leipzig: Thieme, 1926.—80 S.) разработал для рассеянных детей особую концентрационную гимнастику. С целью коррекции рассеянности им подобрано 34 специальных упражнения. Особое значение придает он, во-первых, точности выполнения этих движений, вследствие чего они осуществляются индивидуально или маленькими, тщательно подобранными группами; и, во-вторых, так называемому «логическому воссозданию», которое он ищет не только в одной гимнастике, но и в общем лечебно-педагогическом распорядке дня детей. Анализируя и оценивая этот метод, мы заметим, что Потоцкий недостаточно разобрался в этиологическом моменте детской рассеянности и предложил свой метод огульно для разных ее видов.

Стр. 69

Коррекция застенчивости.

Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: «...в то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое—застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых» (СНОСКА: Шольц Ф. Недостатки характера в детском возрасте. — СПб., 1914.—С. 33.). Застенчивость составляет недостаток характера тогда, когда она проявляется у ребенка не случайно, а постоянно и всюду, с кем бы ни приходилось ему сталкиваться. Застенчивость—это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, наконец, вызывать у нас неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т. п. Каждому приходилось испытывать чувство застенчивости в разных случаях и особенно сильно, когда приходилось говорить с человеком, которого любишь и уважаешь; или с весьма импонирующим тебе своим умом, талантом, широкой известностью; или лицом, обладающим властью: мысли путаются, язык заплетается, говоришь не то, что хотел и о чем думал, чувства тупеют, движения неловки... Эти простые народные выражения ярко вырисовывают состояние смущения.

Французский исследователь Анри Дюга установил три вида застенчивости: умственную, волевую и эмоциональную. «У одних застенчивых людей замечаются признаки абулии(СНОСКА: Абулия (греч. abulia)—вялость, отсутствие инициативы, слабость воли.), у других—симптомы истерии. Одного смущение приводит в состояние оцепенения, другой приходит в состояние возбуждения и ярости. Иные под влиянием застенчивости начинают говорить много и громко. Но многословие и тревожные жесты выдают их смущение»(СНОСКА: Дюга А. Застенчивость и ее лечение/Пер, с фр. — СПб., [б., г.].—С. 5.). Подобно двигательной волевой застенчивости существует застенчивость разума, обычно кажущаяся окружающим тупостью. Застенчивость отличается от страха тем, что «страх вызывают у нас предметы, известные представления, понятия (страх перед опасностью, смертью), застенчивость могут вызвать только люди»(СНОСКА: Там же. — С. 3.). Другая характерная особенность застенчивости — «сознавать свою бестолковость в движениях, чувствах и воле, страдать от этого сознания»(СНОСКА: Там же,—С, 11.).

Стр. 70

У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и какой-то кажущейся глупости; она бывает у них в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но также и при детях, но более старшего возраста. В некоторых случаях она есть один из симптомов психастении.

Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. С этой целью мы создаем целую систему поручений: ребенку поручается передать какую-нибудь вещь малознакомому лицу; далее ему предлагается сказать тому же лицу что-либо на словах, что для него является сложнее первого поручения. Подобные поручения постепенно и систематически усложняются в пределах своего дома или учреждения, а затем и вне его; ребенок начинает ходить в близлежащие магазины, почтовые отделения и т. п. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты. Бранью же, суровыми упреками, холодной строгостью, указывал Ф. Шольц, мы только еще более усилим боязливую напряженность бедного застенчивого ребенка; сначала мы должны стараться приобрести доверие робкого, смущающегося ребенка: тогда для нас откроется и его сердце.

Стр. 71

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...