Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод профессора П. Г. Бельского.




Бельский сконструировал весьма интересный метод индивидуального воздействия на трудного ребенка (СНОСКА: См.: Бельский П. Г. Типология этически-дефективных несовершеннолетних//Вопросы воспитания нормального и дефективного ребенка/Под ред. А. С. Грибоедова. — М.; Л., 1925.—С. 82—175;). Меры такого воздействия сформулированы им следующим образом:

1. Дружественная эмоциональная связь воспитателя с ребенком позволяет в начале работы над собой подчиниться требуемому режиму ради близкого, любимого, чтобы доставить ему радость и тем самым и себе.

2. Катарсис—очищение психики от предшествовавших, травматизировавших его переживаний путем «эмоциональных» бесед педагога или товарища—друга с попутным указанием на неправильную целевую установку поведения, а также избрание ребенком новых форм социально полезных установок, другими словами, сознательный отказ от прежнего поведения.

3. Постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

а) перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе эмоцию, например эмоции азарта—в спорт, физического мазохизма—в психический, т. е. поэзию грусти, нарциссизма (самовыставления, самолюбования)—в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле)

б) изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен перевод хаотической стихийной агрессивности в агрессивность по отношению к объективным социально враждебным феноменам), поручение ответственных должностей в самоуправлении в целях борьбы за лучшие формы общежития данного коллектива и т. п.;

в) обращение эмоции в ее противоположность: агрессивность, садизм по отношению к людям, животным может превратиться под влиянием детского коллектива, воздействия педагогов, социальных оценок в нежную любовь, в уход за больными, слабыми товарищами, младшими детьми, животными;

г) раскупорка интровертировавшихся эмоций (обращенных на самого себя) путем широкого социально радостного общения с окружающим коллективом, причем в тяжелых случаях вначале через общение с близким другом (взрослым или ребенком), а также с небольшой группой избранных, наиболее чутких товарищей. Это особенно важно в случаях упорного онанизма на почве автоэротизма, самовлюбленности, являющейся следствием разрыва с теми, на кого была направлена в детстве любовь (мать, отец, другие близкие).

Стр. 73

4. Постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с педагогом и полное направление психической (любовной) энергии на коллектив. Этот отрыв, к сожалению, с трудом проводится даже лучшими педагогами вследствие субъективных переживаний (трудно отдалиться от любимого). Необходимость этого отрыва ясна ибо тесная связь с любимым препятствует направлению всей энергии на цели коллектива. Кроме того, при жизненной неудаче возможна фиксация на образе воспитателя: поиск в лице близкого спокойного убежища и отказ от борьбы. В случае невыполнения этого возможен уход в болезнь, в невроз как защитное средство от неприятных раздражителей среды (болен, не должен уже работать, нести тяготы жизни, все ухаживают, оказывают помощь, снова его «я» в центре внимания).

Далее П. Г. Бельский добавляет, что все индивидуальные меры должны проводиться в коллективе и с коллективом воспитанников, без правильной организации которого работа не представляется возможной.

Стр. 74

Самокоррекция.

Весьма продуктивный метод воспитания характера у нормальных детей—это самовоспитание. Только самоотверженно работая над собой и для других, мы имеем успех в своей общественной жизни. Этот принцип, как показывает опыт, применим и по отношению к детям с исключительным характером, но в данном случае необходима конкретизация: воспитывать в себе нормальные черты характера и исправлять его дефект. Отсюда наш термин самокоррекция он включает в себя положительную и отрицательную стороны одного и того же акта воспитания. Естественно, что делать и то и другое в высшей степени трудно, и всякий, кому приходилось перевоспитывать невропсихопатичных детей, легко согласится со мною. Однако же это дело небезнадежно, тем более если к самокоррекции приучать ребенка с ранних лет.

Исключительного в том или другом смысле ребенка следует приучать сознавать и понимать свои недостатки и слабости с тем, чтобы он знал и умел применять средства борьбы с ними. Эти дети нуждаются в том, чтобы у них было создано сознательное стремление к усилению своих хороших черт и к устранению ненормальных свойств характера. Очень уместно время от времени говорить ребенку: «Недостатки, которые вкоренились в тебя, будут еще долго мучить тебя и после того, как ты уже освободишься от них, — они могут проявиться в твоих детях, и тебе еще раз придется побороть их воспитанием».

В учреждениях, изредка даже в семьях, можно поставить дело воспитания так, что дети будут заинтересованы самостоятельно бороться со своими дефектами. Вы беседуете с ребенком, убеждаете или внушаете ему, что если он будет стараться выздороветь, то он уже находится на полпути к выздоровлению. Такая тактика, согласованно проводимая всеми лицами, окружающими ребенка, может ускорить и улучшить медико-педагогическую коррекцию.

Стр. 75

Привожу некоторые примеры.

Воспитателям не удается организовать послеобеденный сон, так как этому мешает один мальчик из группы. Обыкновенные меры на него не влияют. Но стоило только его самого призвать на помощь, как он согласился и добросовестно исполнил данное им обещание.

Обычно детям не нравится, постельный режим, от которого они всячески стараются отделаться, однако можно достигнуть того, что многие из них будут сами спрашивать разрешения лечь в лазарет, как только почувствуют надобность в успокоении нервной системы.

Некоторые повышенно аффективные дети привыкают при малейших пустяковых поводах цинично ругаться. Все наши мероприятия никак не могли отучить их от этой привычки. Как-то на детском собрании был брошен упрек, что дети «не умеют самостоятельно лечиться», и с того момента один мальчуган выработал в себе манеру — прикусывать губу в момент возникновения желания ругаться; новой привычкой он вытеснил старую.

Ф. Шольц (Scholz) напоминает о том, что молодой Гете боролся с некоторыми своими слабостями следующим образом. Свою повышенную чувствительность к шуму он исправлял слушанием по вечерам барабанного боя; восхождением на самую высокую площадку монастырских башен или на маленькую отвесную скалу он корригировал свое головокружение. В анатомическом театре и в клиниках Гете упражнялся в том, чтобы переносить самые отвратительные зрелища, со страхом же боролся он путем ночных посещений пустынных местностей, церквей и кладбищ.

Стр. 76

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...