Особенности педагогической деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Своеобразие предмета педагогического труда (предмет труда педагога - другой человек, его "психическая реальность" Е.А. Климов). Особенность его в том, что он постоянно меняется, отвечая а педагогические воздействия, сопротивляясь им (это обстоятельство учитывается крайне редко), если они не соответствуют его потребностям и интересам, сам в свою очередь, воздействует на педагога, живет в своей логике, в своем мире, часто непонятных и недоступных учителю. Изменчивость и трудноуловимость предмета труда состоят в том, что пока педагог продумывает и организует свое воздействие (взаимодействие с ребенком), ориентируясь на некое его состояние, он уже не тот, он изменился. Своеобразие предмета педагогического труда создает сложное соотношение прошлого, настоящего и будущего в профессиональной деятельности учителя: живя в "сегодня", будучи привязанным к нормам настоящего, транслируя ученикам опыт прошлого, он в тоже время формирует "завтра". Взаимодействие, диалог с детством имеет огромный обогащающий взрослого потенциал, но, увы, не востребованный им. Взрослый привык жить в мире определенностей, ребенок - в ином мире, в мире неопределенностей. Обозначенная характеристика педагогической деятельности (а именно - особенности ее предмета) является фактором риска, несущим в себе как потенциально развивающий, так и деформирующий (искажающий представления учителя о себе и о ребенке, порождающий соответствующие этим представлениям формы отношений и поведения) заряд. В зависимости от того, на каких основаниях педагог выстраивает свои отношения с детством, данный фактор разворачивается в своей развивающей или деформирующей потенции.
Другой значимой характеристикой педагогической деятельности можно назвать позиционный характер взаимодействия участников педагогического процесса. Выстроенная на ролевой иерархии позиция (учащий-учащийся, воспитатель-воспитанник), предписывает определенные стандарты поведения и учителя, и ученика. Такое позиционное взаимодействие гораздо менее энергозатратно, чем личностное. Ролевая предопределенность формирует соответствующие профессиональные позиции - установки, которыми руководствуется учитель в своей деятельности зачастую на бессознательном уровне. Сращивание педагога с профессиональной ролевой позицией ведет его к отчуждению, отречению от своей человеческой сущности. Ролевая позиция учителя в педагогическом процессе - это априори "сильная" позиция, характеризующаяся наличием в его руках власти над детьми, что является одним из факторов риска возникновения деформаций. Функция оценивания учебных действий, грамотность, точность ответов и т.д. нередко распространяется учителем на сферы, не поддающиеся оцениванию. Объектом оценок учителя становятся личностные качества обучающихся, особенности внешности и одежды, образ жизни родителей и т.п. Исследователями замечено, что чем больше проблем и трудностей испытывает педагог в своей деятельности, чем менее он в ней успешен, тем более негативными оценками наделяются его ученики ("им ничего не интересно", "случайно попали в сильный класс", "абсолютно инертные и безоответственные" и т.д.). Итак, объективно свойственная педагогической деятельности функция оценивания, будучи монополизированной учителем, усиливает вероятность реализации личностно-профессиональных деформаций. В педагогическом процессе это приводит к снижению его эффективности. Схожие выводы могут быть сделаны по поводу такого часто встречающегося проявления деформации, как монологизм учителя, вытекающий из профессиональной позиции: учитель-источник знаний, носитель неопровержимой истины.
Социальные и социально-психологические факторы. Положение учительства в структуре современного российского общества определяется отношением государства к учителю, как представителю социально-профессиональной группы. Более 90% учителей не удовлетворены своим материальным положением, 825 оценивают свои доходы как низкие и нищенские. Такой уровень жизни несовместим с выполнением культурной и социальной роли учителя. А. Маслоу выделил пятнадцать высших ценностей, он утверждает, что в силу цельности, взаимосвязанности высших мотивов при депривации отдельной их группы депривируются и все остальные ценности бытия. В итоге внутренний мир оказывается предельно дисгармоничным, характеризующимся неверием, цинизмом, недоброжелательством, дезинтеграцией, чувством распада мира, утратой ощущения безопасности жизни и т.д. Учитель оказывается в центре противоречия: с одной стороны, он в силу своего профессионального предназначения должен быть носителем основных ценностей бытия, с другой же стороны, именно учительство представляет собой одну из социально-профессиональных групп, чьи метапотребности в наибольшей степени депривируются. Следовательно сложившуюся социально-экономическую и социально-культурную ситуацию правомерно рассматривать как фактор, деформирующий личность педагога. Существенно не столько то, что раньше учитель жил лучше или мог позволить себе больше, а то, что сегодняшнее его положение не соответствует критерию "справедливости". Согласно результатам исследований, проведенных в рамках проекта "учитель как представитель среднего класса России", сегодня 64% населения страны считают, что богатство и жизненный успех не зависят от образования. Это мнение разделяет 81% учителей, что говорит о том, что подавляющее большинство педагогов ощущают бессмысленность своего труда. Основным фактором деформационных изменений личности учителя является непреодолимое количественное и качественное рассогласование эталонных профессиональных требований и возможностей обычного (среднестатистического) учителя. Непреодолимый характер этому противоречию придает то, что общество и государство, с одной стороны, не заинтересованы в снижении требований к учителю, тем более что сами они отстранились от проблем воспитания и от проблем учителя, а с другой стороны, учитель не в силах полностью соответствовать этим требованиям. Но в то же время в силу ряда причин не может отказаться от непосильного груза.
Внутренние факторы
Индивидуальная предрасположенность к определенным деформациям, например, возможность занять "сильную", доминирующую позицию, предоставляемая педагогической деятельностью, сама по себе не порождает никаких деформаций, опасность возникает при пересечении с индивидуальной склонностью к доминированию, к власти над другими. Сама по себе оснащенность педагогического процесса самыми разными методиками также нейтральна до "встречи" с исполнительностью, несамостоятельностью, боязнью ответственности, регидностью мышления. Оценочный характер педагогической деятельности с большей вероятностью грозит превратиться в личностную характеристику в случае, если человек предрасположен к категоричности суждений. Связь между индивидуальной предрасположенностью и актуально развившимися деформациями не проста и на первый взгляд неочевидна, однако при более глубоком анализе она может быть установлена вполне достоверно. Второй фактор - индивидуальный опыт общения с педагогами. Учитель - это человек, через общение с которым проходит буквально каждый, и "долго, на целую жизнь нередко остаются в памяти добрые и худые дела наставников", - писал Н.И. Пирогов, след, оставленный ими может оказаться решающим в жизни любого индивида. Однако для того, кто избирает педагогическую профессию, это общение наполняется особым смыслом. Определенный характер взаимодействия с учителями в известной мере предопределяет не только профессиональный выбор молодого человека, но и вероятность развития у него тех или иных профессиональных качеств, в том числе и деформированных.
Третий фактор - актуальное психологическое состояние учителя, проживание которого предельно субъективировано, но по ряду параметров можно судить о психологическом состоянии большинства представителей такой социальной группы, как учительство. К этим параметрам относятся прежде всего состояние удовлетворенности и состояние здоровья. Учительская неудовлетворенность сегодня, по данным разных исследователей, достигает крайне высоких значений (от 70 до 93%), причем она имеет генерализованный характер, т.е. касается практически всех сфер жизни и деятельности: "личная жизнь в целом", "состояние своего здоровья", "состояние здоровья семьи", "материальный достаток семьи", "собственная зарплата", "правовая защищенность", "собственный внешний вид", "проведение свободного времени", "возможности заниматься спортом", "возможности приобщения к культурным ценностям". Достоверным является тот факт, что учительский контингент отличается повышенной невротизацией. Выявлено, что почти 60% имеют невротические нарушения. По данным проведенного исследования "Гражданского самочувствия населения", 30% учителей находятся в состоянии высокой степени истощения своих сил, почти на грани нервного срыва, 60% на среднем уровне риска срыва, 10% считают свое самочувствие нормальным. Надо отметить и переживаемые педагогами кризисы профессионально-личностного развития. Таким образом, актуальное психологическое состояние педагогов, как представителей социально-профессиональной общности имеет ряд схожих характеристик: генерализованное чувство неудовлетворенности, проблемы с психосоматическим здоровьем, периодически переживаемые кризисы, связанные как с возрастными, так и с профессиональными вопросами жизнедеятельности. Когда негативные состояния по каждому из названных параметров совпадают, возникает негативный кумулятивный эффект. Именно эти моменты являются наиболее опасными с точки зрения реализации риска возникновения и проявления личностно-профессиональных деформаций. Одна из причин подобной связи состоит в том, что в данные моменты происходит ослабление личностного ресурса профессионала. Среди многих проявлений недостаточности личностного ресурса, выделяется нерефлексивность как личностная черта, которая проявляется, в частности, в неотрефлексерованности опыта и преобладание психологических защит среди других форм поведения в ситуациях совладания с трудностями. В совокупности они приводят к снижению адаптационных возможностей личности. Два эти фактора глубинно связаны между собой. Рефлексивность всегда сопряжена для индивида с риском узнавания себя, в том числе, узнавания о себе травмирующей, болезненной информации. Готовность к такому риску противоположна страху узнавания, или, по крайней мере способна этот страх преодолеть. Защиты же, напротив, порождены стремлением избежать негативной о себе информации, желанием внутреннего благополучия, пусть и основанного на иллюзорных представлениях о себе.
профессиональная педагог учитель здоровье Личностный ресурс выступает опосредующим звеном во взаимодействии личности со всей совокупностью факторов, могущих способствовать ее росту или деформированию. Недостаточность этого ресурса, проявляющаяся в нерефлексивности, в преобладании защитных возможностей личности, существенно уменьшает устойчивость субъекта педагогической деятельности к деформирующему влиянию всех названных ранее факторов. Нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становится пролонгированной причиной большого числа соматических и психосоматических заболеваний учителей. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс развития. Педагогическая деятельность происходит в "зоне риска", т.к. она (деятельность) постоянно сопряжена с неопределенностью педагогических ситуаций, с необходимостью выбора педагогом одной из возможных альтернатив, с вероятностью нежелательных результатов, с возможными неблагоприятными и негативными последствиями действий учителя для других участников педагогического процесса и для него самого. Если об ответственности педагога за результаты его деятельности говорится достаточно много, то вопрос собственного риска, "последствий для себя" практически не обсуждается ни учеными, ни самими учителями. Вместе с тем учитель рискует собственным здоровьем, профессиональным и внепрофессиональным благополучием, определенными личностными и профессиональными качествами, риску подвергается чувство профессиональной идентичности и личной автономии. Профессиональное здоровье учителя можно определить как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности. Восстановление профессионального здоровья учителя - это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому воздействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности. Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Список литературы
1. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании. Автор-составитель А.В. Шувалов, Москва, 2004г. . Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения, Л.М. Митина. Вестник образования России, №7 2005г. . Серия статей Н.Б. Москвиной: "Риск возникновения и закрепления личностно-профессиональных деформаций педагогов"; "Концепция профессионально важных качеств как теоретическое основание изучения личностно-профессиональных деформаций педагогов"; "Личностно-профессиональные деформации в контексте ролевой теории"; "Личностно-профессиональные деформации педагогов в свете теории смысла".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|