МАЭ. №7. Доходы и расходы государства. Бюджетный дефицит, его виды и способы финансирования. Основные макроэкономические проблемы, связанные с бюджетным дефицитом.
Самым важным источником гос. доходов явл-ся различные виды налогов: 1)налоги на доходы; 2) налоги на расходы (налог с продаж, акциз); 3) налоги на собственность (налоги на наследство, на дома, землю и т.д.); 4)налоги прямые, которыми облагаются индивиды и фирмы, и косвенные: налоги на продажу товаров и услуг. Неналоговые поступления представляют собой преимущественно прибыли гос. п/п-ий. Доходы правительства зависят от вел-ны нац. дохода и ставки налогообл-ия. T=tyy, где ty – налоговая ставка. Гос. расходы можно разделить на 4 направления: правительственные закупки товаров и услуг; гос. инвестиции; трансферты частному сектору; проценты по гос. долгам. Ситуация, когда доходы гос-ва превышают расходы, наз-ся профицитомбюджета. Состояние эк-ки, когда расходы гос-ва превышают доходы, отражает дефицит бюджета. Существует 4 осн. способа финанс-ия бюджетного дефицита: а) путем увеличения кол-ва денег высокой эффективности; б) путем увел-я кол-ва облигаций казначейства у населения; в) при помощи расходования валютных резервов ЦБ; г) посредством продажи гос. активов. Наиболее важные первые два. Если у казначейства (министерства финансов) не хватает денег, то оно выпускает на соотв-ую сумму цен. бумаги и продает их ЦБ-ку. Что в конечном счете означает эмиссию денег и увел-е ден. базы. Если ЦБ напрямую не покупает эмитированные бумаги у казначейства, то он скупает у населения купленные им казначейские бумаги; Гос-во выпускает цен. бумаги (облигации) и продает их частным лицам, что представляет долговое финансирование дефицита бюджета, которое проявл-ся в том, что: 1) кол-во денег в обращении не увел-ся; 2) средства, взятые в долг у частных лиц, подлежат возврату.
Гос. долг представляет общий размер задолженности гос-ва владельцам гос-ых цен. бумаг, который равен сумме накопленных в прошлом бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных избытков. PBD = DBf + DBp + EDBv = DH + DBp`+ DA + EDBv где Р — уровень цен; BD — реальная величина дефицита государственного бюджета; DBf — объем продаж государственных бумаг Центральному банку; DBp — объем продаж государственных ценных бумаг частному сектору; DBp `— объем продаж государственных ценных бумаг, не связанных с распродажей государственных активов; Е — обменный курс, выраженный в единицах отечественной валюты за единицу иностранной; DBv — изменение объема валютных резервов, связанное с финансированием дефицита бюджета; DH — денежная база; DА — объем проданных активов государства. Бюджетный дефицит может быть представлен в различных видах. Исходным считается общий дефицит, который складывается из первичного дефицита и процентных выплат по гос. долгу. Первичный дефицит представляет собой правительственные платежи, за вычетом гос. доходов. Различают также структурный и циклический дефициты. Циклический дефицит зависит от фазы обычного эк. цикла. В период подъема доходы бюджета в виде налогов растут, а расходы снижаются (прежде всего из-за сокращения числа пособий по безработице). Следовательно, значение дефицита снижается. В период спада идут обратные процессы. Структурный дефицит - это дефицит, присутствующий в эк-ке даже при полной занятости, то есть не рассасывающийся, даже когда эк. цикл проходит фазу бума. Следует иметь в виду также различие между реальным и номинальным дефицитом. Реальный дефицит рассм-ся в неизменных ценах, номинальны й - в текущих. Различие м/д реальным и номинальным дефицитом становится заметным в период инфляции, когда, с одной стороны, обесценивается сумма гос. долга, с другой - растет ставка процента. Введя различие между общим и первичным дефицитом, следует еще раз обратить внимание на механизм роста гос. задолженности. Допустим, возник некоторый дефицит бюджета. При наличии этого первичного дефицита общий дефицит начинает возрастать. Это происходит потому, что надо выплачивать проценты по долгу, который был образован для покрытия первичного дефицита. Если средств для выплаты процентов нет (нет эк. роста или он недостаточен), то эти средства снова берутся взаймы и по ним тоже надо платить проценты. Так возникает самогенерирующий механизм роста гос. задолженности.
Денежное финансирование бюджетного дефицита в долгосрочном периоде сталкивается с такими явлениями как инфляционный налог и сеньораж. Поддерживая инфляцию на определенном уровне, правительство выпускает в обращение большее количество денег, следовательно, поддерживает рост цен. Увеличение цен вызывает падение покупательной способности, наличности, находящейся на руках у населения. Если доход фиксирован, то для поддержания покупательной способности приходится отчислять большую часть дохода. В рез-те чего большая часть дохода идет на оплату фиксированного объема товаров, гос-во как бы изымает у населения часть дохода, которую использует на покрытие бюджетного дефицита. Отсюда инфляционный налог — это потери капитала, понесенные владельцами ден. средств вследствие инфляции. Сеньораж — это доход, полученный правительством в рез-те его монопольного права выпуска денег. Сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все эк. агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу гос-ва через возросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации гос. займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Ни один из способов финансирования государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
МАЭ. №8. Влияние изменения доходов и расходов государства на потребительские и инвестиционные решения частного сектора экономики. Гос-во оказывает воздействие на потребительское поведение домохозяйств при помощи влияния налогов наих межвременные бюджетные ограничения. Домашние хозяйства реагируют как на изменение налоговой ставки, так и на рост государственных расходов. Колебания в налогах прямо влияет на бюджетные ограничения домохозяйств, что непосредственно отражено в представленном уравнении: Изменения в налогах могут носить временный, постоянный, ожидаемый характер, что по-разному отражается на поведении потребителей. Временное изменение налогов, например, их рост, в условиях сбалансированного бюджета, т. е. когда изменение в налогах (Т) сопровождается равными изменениями в государственных расходах (G), оказывает влияние на потребление (С1), уменьшая его, но в меньшей мере, чем наблюдается рост налогов. Временное увеличение налогов приводит лишь к временному падению располагаемого дохода. Домохозяйства, стремясь стабилизировать доход, будут в период высоких налогов занимать в счет будущих доходов. Т.о. при росте налогов сбережения в частном секторе снижаются, государственные сбережения остаются постоянными, общенациональные сбережения сокращ-ся: Систематический рост налогов приводит к падению постоянного располагаемого дохода. Домашние хозяйства в большей степени, чем при временном росте налогов, сократят объем потребления, возможно, сбережения частных лиц сократятся на меньшую величину или вообще останутся неизменными. Несколько иная трактовка влияния изменений доходов и расходов на потребление отличается кейнсианским направлением. Кейнсианцы также признают обратную зависимость между изменением налогов и потреблением домашних хозяйств, но объясняют эту зависимость с помощью особой разновидности мультипликатора государственных расходов [ 1/(1 – Сy) ]. Он показывает, насколько изменится величина нац. дохода при изменении гос. расходов на ед-цу. В рез-те мультипликативного процесса в экономике отмечаются два эффекта:
а) роста совокупного спроса; б) роста спроса со стороны частных лиц. Влияние государственных расходов и налогов несколько в ином аспекте сказывается на инвестиционных решениях предпринимателей. В соответствии с функцией инвестиций рост процентной ставки сокращает инвестиционный процесс. Отсюда, встает задача: проследить зависимость: динамика доходов и расходов государства —> колебания процентной ставки —> изменения частных инвестиций. Важным аспектом принятия инвестиционных решений явл-ся проблема распределения сбережений, являющихся источником финансирования, между гос-ми и частными секторами. С позиции теоретиков неоклассического толка рост налогов в краткосрочном периоде не влияет на потребление, но сокращает уровень частных сбережений, соответственно, ресурсная база инвестирования уменьшается. Механизмом, сокращающим размеры инвестирования, является рост процентной ставки на рынке сбережений и инвестиций. Долговременный характер роста налогов на частных сбережениях не отражается. Когда происходит частичное сокращение сбережений, то инвестиции сокращаются, но не пропорционально росту налогов. Кейнсианская концепция трактует одинаковое увеличение расходов и доходов государства через мультипликативный эффект, приводящий к росту национального дохода. С одной стороны, возрастает и потребление, и сбережения, а, следовательно, и инвестиции. Однако осуществление реальных инвестиций зависит от динамики ставки процента. С другой стороны, рост национального дохода приводит к увеличению спроса на деньги, росту ставки процента, сокращению инвестиционных проектов. Данное падение инвестиций частично компенсируется сбережениями, которые образовались в результате роста национального дохода. Гос-во своей политикой может регулировать объем инвестиций. Налоговая политика, как правило, влияет на сокращение инвестиций, уменьшая ее ресурсную базу (например, повышение налога на прибыль, сокращение инвестиционного налогового кредита, уменьшение амортизационных льгот и т. д.). Однако на практике фирмы уплачивают налог и получают субсидии, что влияет на принятие оптимальных инвестиционных решений. К числу таких льгот можно отнести: а) налоговые скидки на инвестиции — инвестиционный налоговый кредит, который сокращает налоговые платежи фирм на определенную величину с каждой денежной величины, израсходованной на приобретение товаров; б) ускоренный регламент амортизационных отчислений, согласно которому фирма вычитает из корпоративных налогов сумму, отражающую износ основных фондов. Чем больше принятые нормы амортизации, тем больше суммы средств, сэкономленных за счет налоговых скидок на амортизацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|