Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, стадии и длительность операционного цикла предприятия. Составляющие операционного цикла предприятия.




Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов. В процессе, которого происходит смена отдельных их видов. Движение оборотных активов предприятия в процессе операционного цикла проходит четыре основные стадии, последовательно меняя свои формы:

На первой стадии денежные активы используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная, т.е. оплаченная дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы.

Важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.

Принципиальная формула, по которой рассчитывается продолжительность операционного цикла предприятия, имеет вид:

ОЦ = ПОда + ПОзм + ПОгп + ПОдз;

где, ПОда – период оборота среднего остатка денежных активов, в днях;

ПОмз – продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;

ПОгп – продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;

ПОдз – продолжительность инкассации дебиторской задолженности, в днях.

В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие:

- производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям. Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по следующей формуле:

ПЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп;

где, ПОсм – период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОнз – период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;

ПОгп – период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.

- финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию. Продолжительность финансового цикла предприятия определяется по следующей формуле:

ФЦ = ПЦ + ПОдз - ПОкз;

где, ПЦ – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;

ПОдз – средний период оборота дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз – средний период оборота кредиторской задолженности, в днях.

Сущность дебиторской задолженности. Формы рефинансирования дебиторской задолженности.

 

Современный этап экономического развития страны характери­зуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолжен­ность классифицируется по следующим видам: а). за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил б). за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок в). по векселям полученным г). по расчетам с бюджетом д). по расчетам с персоналом е). прочие виды.

Политика управления дебиторской задолженностью npeдставляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению, к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в раз­резе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены peaлизуемой в кредит продукции.

4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей вклю­чает следующие основные элементы:

• определение системы характеристик, оценивающих кредито­способность отдельных групп покупателей;

• формирование и экспертизу информационной базы проведе­ния оценки

кредитоспособности покупателей;

• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспо­собности покупателей;

• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспо­собности;

• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уров­нем кредитоспособности покупателей.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7.Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...