Слово о родном заводе
Автозаводец! Ты гордись своей чудесной маркой «ЗИС», Сил богатырских не щадя, Всегда стремись вперед. Гордись, что именем вождя Назвали твой завод. Стихи, которыми я начинаю свой рассказ, написаны поэтом-автозаводцем. Много таких стихов и песен сложили наши рабочие. В них — горячая любовь к родному заводу, великая гордость за него. Да и как нам не любить свой завод, как не радоваться его успехам, как не петь о нем! Наш завод — любимец всего народа. Сколько приветствий, поздравительных телеграмм пришло к нам отовсюду по случаю двадцатипятилетнего юбилея. Никогда не забыть мне тот торжественный день. Под открытым небом, на центральной заводской площади собрался митинг. Как ни велика наша главная площадь, вся она была запружена народом, а рабочие все еще шли и шли. Под свежим осенним ветром колыхались красные знамена, и с трибуны было видно, как с разных сторон вливаются новые потоки людей. В будний день, когда все работают по цехам, даже не представляешь, какая это силища. Недаром говорят, что автозаводцы могли бы заселить целый город. Многие тысячи людей стояли на площади, но когда сообщили, что получено приветствие товарища Сталина, на минуту мне показа- лось, будто кругом нет никого: такая вдруг наступила тишина. Но> вот окончилось чтение теплых приветственных слов вождя, и тишину сменила буря. Г ром аплодисментов обрушился на площадь, все кричали «Ура! », «Да здравствует наш Сталин! » Наш завод играет выдающуюся роль в народном хозяйстве не только потому, что выпускает много автомашин. Он стал как бы огромной всесоюзной лабораторией, откуда по тысячам предприятий всех отраслей промышленности распространяются те замечательные новшества, которые рождаются в наших цехах. И куда бы ни попал старый автозаводец — в Горький, Ярославль, Кутаиси, Сталинград, - Харьков, Владимир, Челябинск — всюду, где работают автомобильные и тракторные предприятия, встретит он старых знакомых, питомцев нашего завода, который стал кузницей кадров советской автотракторной промышленности.
Каждому советскому человеку известны сталинские слова: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь». Но для нас, автозаводцев, они имеют особенное значение. Ведь история отечественного автомобилестроения началась в наших цехах. Каждый знает, что те десять первых советских грузовиков, которые в день седьмой годовщины Великого Октября проехали по Красной площади, были сделаны на нашем заводе. Но не всем, может быть, известно, что человек, сидевший за рулем головной машины маленькой автоколонны, живет, здравствует, трудится вместе с нами и поныне. Это Николай Степанович Королев. Много у нас таких ветеранов, и послушать их — все равно что прочитать историю завода. Когда я прохожу мимо цеха, где установлен главный сборочный конвейер, то ничего другого, кроме чудесного рождения автомобиля там, за стеной, не представляю себе. По широкой ленте конвейера медленно движется рама. И чем дальше она движется, обрастая по пути множеством деталей, тем ясней вырисовывается облик автомобиля. Вот уже поставили руль, вот забилось у машины сердце — мотор, вот шофер взбирается в кабину еще по ходу конвейера, и вот, наконец, новый, блестящий автомобиль, дав гудок, весело бежит вперед уже~ своим ходом. Нина Александровна Васильева Но проходит мимо кто-нибудь из наших стариков, взглянет на цех и вдруг скажет: — Тюфелева роща. Вот на этом самом месте она и была, где главный конвейер. А там, — и он показывает куда-то в сторону кузовного цеха, — там был пруд, вернее сказать, болото.
Много наслушались мы таких рассказов, а все не верится. Никак нельзя представить себе эту Тюфелеву рощу и те три неказистые одноэтажные кирпичные здания, которые составляли весь завод. Не верится, что не было ни электроподъемников, ни транспортеров, а была одна-единственная лошадь, перевозившая на телеге детали и материалы. Не верится, что в кузнице стояли обыкновенные горны и простые наковальни, что не было наших могучих механических молотов. Но как же не верить, если всеми уважаемый Петр Александрович Оленев своими руками изготовлял в этой старой кузнице первый коленчатый вал для первой советской автомашины? Неблагодарная это была работа, изнурительная. Больше месяца уходило на изготовление коленчатого вала, а теперь наш знатный кузнец Михаил Ушкалов штампует их за смену свыше пятисот. И не приходится удивляться, что еще до войны наш завод давал за один день куда больше автомобилей, чем заводчик Рябушинский мог выпустить за целый год. Да и какие у него были машины: все части покупали за границей. Наша же машина вся, до последнего винтика, — отечественная. Очень интересно поговорить с нашими ветеранами о прошлом. Впрочем, нет надобности вспоминать то, что было четверть века назад, чтобы почувствовать богатырский рост завода. Вот я, например, пришла сюда только в годы Отечественной войны, но уже сейчас не узнаю своего завода и литейного цеха. Помню, как на формовке многие работы выполнялись вручную, теперь этот процесс полностью механизирован. А какие в цехе станки! Когда я пришла в третий литейный цех, он был чуть ли не на последнем месте. Теперь это стахановский цех. Первое время я очень отставала от других. Теперь могу сказать, что достигла выработки, которой прежде в литейном деле не знали. Вместе с коллективом цеха росла и я. После работы я часто остаюсь на заводе, чтобы заняться общественными делами, и мать говорит иногда: «Тебя что-то совсем не видно дома». Мне же кажется, я всегда дома, потому что мой завод — это мой родной дом. Не могу отделить свою жизнь от жизни коллектива. Одним из самых важных событий в жизни нашего завода был переход к новым, послевоенным моделям. Это было важнейшим событием и в моей жизни. Именно оно привело меня к тем производственным успехам, которые так высоко оценило наше родное советское правительство. Об этом я и хочу рассказать.
Наш старый славный «ЗИС-5» хорошо послужил народу. Он верно служил и в годы индустриализации страны, и в годы Великой Отечественной войны. Расспросите хотя бы нашего знатного кузнеца Кирилла Кузьмича Богатенкова, бывшего шофера воинской автоколонны, и он расскажет, как выручала бойцов наша старая машина на трудных дорогах войны. Темная ночь, метель, не видно ни зги, а по еле проходимым путям безотказно движется вперед грузовик «ЗИС-5», которым уверенно управляет одетый в серую шинель кузнец с автозавода имени Сталина, поминая добрым словом оставшихся в далекой Москве товарищей по работе. Но страна наша идет вперед, советское хозяйство развивается, ему необходим все более совершенный транспорт. И потому после войны потребовалось произвести большую работу, чтобы наладить выпуск машин нового типа. Даже тот, кто не имеет никакого представления о производстве автомобилей, поймет, конечно, какое это трудное дело — организовать производство новых машин. Но задача, которую мы должны были решить, усложнялась еще и тем, что предстояло перейти на изготовление новых машин, не останавливая производства, перестраиваясь на ходу. Известно было, что такой задачи не мог решить ни один автомобильный завод в мире. Но мы хорошо понимали, что капиталистические автозаводы нам не пример. Отношение наших рабочих к своему труду совсем другое, чем на капиталистическом заводе. Хорошо было сказано о причинах такого различного отношения к производству в приветственном послании, которое мы получили однажды от группы рабочих известного французского автомобильного завода Рено. «Как и вы, — писали наши зарубежные друзья, — мы делаем автомобили. Но наша работа обогащает кучку паразитов-капиталистов, ваша же работа повышает материальное благосостояние народов Советского Союза». Кровная заинтересованность советского рабочего в успехах своего производства — великая сила. Эта сила и дала нам возможность осуществить то, что неосуществимо для автомобильных королей Европы и Америки. Наш завод перестраивался, в цехах устанавливалось созданное по последнему слову техники новое оборудование, разрабатывались новые технологические процессы — и во всю эту сложнейшую перестройку каждый автозаводец, как новичок, так и ветеран, как рабочий, так и инженер, старался внести свой творческий вклад. Во всех цехах шла эта боевая подготовка, и вот, наконец, наступил тот торжественный день, которого мы ожидали с таким волнением.
Накануне, к концу смены, с конвейера сошел последний грузовик «ЗИС-5», а на следующий день, в начале смены, с того же конвейера сошел наш долгожданный, наш сильный и быстроходный, стремительный «ЗИС-150». На заводе только и разговору было, что о новой машине. Все поздравляли друг друга. Нашу радость разделяли и люди, которые кровно связаны с заводом, хотя никогда в жизни не бывали у нас в цехах. Это шоферы, в чьи заботливые руки передаем мы свою продукцию. Люди, которые водят зисы по дорогам страны, горячо откликнулись на рождение нового мощного автомобиля. В заводской газете печатались дружеские письма шоферов. Из Петропавловска- на-Камчатке шофер Курков спешил сообщить: «Недавно начал работать на «ЗИС-150». Хорошая машина! » Из Киргизии водитель Павленко писал: «Пробовал «ЗИС-150» в условиях пустыни, машина показала себя очень хорошо». Советским шоферам было далеко не безразлично качество новых автомашин, которые они оценивали прежде всего с государственной точки зрения. Убедившись, например, что «ЗИС-150» дает большую экономию бензина, они вместе с нами радовались, что благодаря этому наша страна сбережет на горючем огромные средства. Хотела бы я знать, получали ли когда-нибудь Форд и прочие автомобильные короли подобные письма от шоферов. Думаю, что никогда не дождаться им таких дружеских отзывов. Какое дело американскому водителю до успехов или неудач Форда. Ведь если Форд выпустит новую модель, это будет означать только одно — его прибыли увеличатся... Кстати сказать, впоследствии мы узнали, что одновременно с нами Форд тоже переходил на новую модель. Ему надолго пришлое останавливать свои заводы, он потерял продукцию почти трех месяцев. То, что Форд понес из-за этого огромные убытки; нас, конечно, мало беспокоит. Но ужасны те бедствия, которые обрушились в связи с переходом к новой модели на фордовских рабочих. Нашим товарищам довелось побывать в то время в Америке, и они видели, как на автомобильных заводах многих рабочих просто выбрасывали на улицу. Когда же производство возобновлялось, далеко не всех принимали обратно.
Освоив новую машину без всякого перерыва в производстве, наш завод должен был теперь добиться быстрейшего увеличения выпуска «ЗИС-150» и других послевоенных моделей. Это стало главной задачей 1948 года, и соревнование, которое никогда не прекращается в наших цехах, было направлено тогда на решение этой важнейшей задачи. В нашем цехе — литейной серого чугуна — первым отличился в этом соревновании Петр Гончаров. Молодой формовщик, можно сказать, удивил весь завод. Он дал такую выработку, о какой у нас еще не слыхали. Но тотчас же в другом цехе — литейной ковкого чугуна — нашелся человек, который твердо решил перекрыть выработку Гончарова. Это был такой же молодой формовщик Николай Чернышев. А вслед за ним за честь своего цеха вступился и Александр Журавлев. Между ними началось соревнование. Гончаров, который в конце концов вышел победителем, более чем втрое превзошел производительность труда американских литейщиков, * работающих ка станках фирмы «Осборн», сходных с его станком. Вот когда я поняла, что значит сила стахановского примера. Успех Петра Гончарова не давал нашей бригаде покоя. И вскоре в литейной серого чугуна началось соревнование девушек, также обратившее на себя внимание всего завода. В нем участвовали Шура Белова, Нина Садовская, Ольга Чечеткина, я и другие. Успех Гончарова очень заинтересовал меня. Хотя специальности у нас разные — Гончаров формовщик, я стерженщица, — я стала наблюдать за его работой. Не раз после смены ходила к его рабочему месту, и вскоре мне стало ясно, в чем «секрет» его успехов. При высокой производительности труда он работал без напряжения, легко. Я задала себе вопрос: почему? И нашла ответ. У Гончарова все было заранее продумано и рассчитано. На участке Мелких стержней, которые делает наша бригада, работа идет в основном вручную, и потому у нас производительность труда зависит главным образом от приемов и сноровки работниц. Я тоже по примеру Гончарова решила продумать каждое свое движение, каждый шаг и стала наблюдать за своей работой как бы со стороны. «Чтобы руки работали хорошо, — думала я, — надо побольше работать головой». И постепенно передо мной начали открываться все новые резервы времени. Вот возвращаюсь я от сушильной печи, где установила стержни* обратно к верстаку. Возвращаюсь с пустыми руками. А почему с пустыми? Почему не захватить попутно несколько драйеров — специальных подставок, предназначенных для ускорения сушки? Я попробовала работать по-новому, а после смены начала подсчитывать какой от этого получился результат. Счет шел по секундам, но в итоге оказалось, что за всю смену можно изготовить благодаря этому дополнительно немало стержней. Вот кладу я стержень на сушильный конвейер. А что если класть не один, как обычно, а одновременно два стержня? Начинаю пробовать, и оказывается, что вполне возможно не только класть сразу два стержня, но еще одновременно подготовлять свободное место для следующих стержней. . Какое бы усовершенствование я ни вносила, всегда тут же делилась со своими подругами. У нас в бригаде шел непрерывный обмен опытом, и наши маленькие совещания давали иногда очень важные результаты — приводили к усовершенствованию не только отдельных рабочих приемов, но и самой технологии. Все то новое, что вносили стерженщицы в свою работу, всегда поддерживали технологи. Мы высказали, например, такую мысль, что при изготовлении одного вида стержней нет надобности устанавливать в формовочном ящике драйеры. Речь шла о некотором пересмотре технологического процесса, об устранении лишней операции. Обратились к технологу. Он сказал, что надо проверить наше предложение на практике. Мы сделали партию этих стержней, не устанавливая драйеров. Выработка увеличилась, причем на качестве продукции это не отразилось. С тех пор излишняя операция была устранена. На одном из совещаний нашей бригады работница Комиссарова подняла вопрос о движении конвейера, о том, что темп конвейера может задержать взятые нами темпы. Руководители цеха обратили на это самое серьезное внимание, и скорость специального конвейера была увеличена. Не встречали мы никаких препятствий и тогда, когда выдвигали предложения о переделке оборудования. У меня, например, возникла мысль внести некоторые изменения в устройство модельного ящика. Технолог вызвал модельщика, и через три дня ящик был переделан. Технологи цеха, горячо поддерживающие стахановскую инициативу, всегда могут быть уверены, что и со стороны рабочих встретят такую же горячую поддержку в осуществлении всех новшеств. Теперь широко применяется новый тип безводных стержневых смесей на безмасляном крепителе. Это имеет для народного хозяйства немаловажное значение, дает большую экономию пищевого масла и других ценных материалов. Эти смеси впервые проверялись технологами в нашей бригаде. Мы тогда же оценили их значение и настойчиво требовали, чтобы их внедрили в производство как можно быстрей. Так шло у нас соревнование — в непрерывных поисках нового. Благодаря постоянному обмену опытом, содружеству с технологами мы все время увеличивали выработку. Был 1948 год, а я и некоторые мои подруги уже освоили нормы 1950 года. Но и это нас не удовлетворяло, мы искали и находили все новые резервы производительности труда. Всех увлекала цель соревнования — обеспечить рост выпуска наших новых замечательных машин. В этом соревновании верх брала то одна, то другая работница. Это была напряженная борьба за первенство, которого никто из нас не хотел уступать. Если бы человек, воспитанный в капиталистических условиях, прочел «молнии», выходившие в цехе, когда одна из участниц соревнования перекрывала рекорд другой, или заводскую газету «Сталинец», которая повседневно освещала нашу борьбу за первенство, он был бы поражен, узнав, что после смены эти «опасные конкуренты» собираются все вместе и наперебой рассказывают друг другу о тех новых, более производительных приемах, которые удалось найти. Нас с Шурой Беловой, моим бригадиром, в шутку называют «соперницами». Но о нас же говорят, что мы «сошлись характерами». Алексей Максимович Горький, который, как рассказывают, бывал в цехах нашего завода и восхищался красивой отделкой автомашин, писал, что в капиталистическом мире человек человека боится, каждый подозревает в другом возможного конкурента на его место и на его кусок хлеба. Такому человеку трудно понять, что представляет собой социалистическое соревнование. Такой человек не понял бы, например, что в том соревновании, о котором я здесь рассказываю, были победители, а побежденных не было. Ты добилась первенства — и ты победитель. Но разве могу я назвать побежденными своих подруг, которые тоже добились успехов, подняли в соревновании свою выработку, увеличили свой вклад в общее государственное дело? Конечно, нет. Приближался праздник советской молодежи — тридцатая годовщина ленинско-сталинского комсомола. Хотелось встретить его достойно, как подобает комсомольцам-стахановцам. Вместе с подругами я стала на стахановскую вахту. Мы изготовляли тогда стержни для отливок корпусов карбюратора. Я пришла на работу с намерением применить еще одно новшество. Перед тем как вынимать стержни, мы всегда отстукивали молотком по торцам, и это отнимало несколько секунд на каждом стержне. Я решила отказаться от этой операции и уже с начала смены убедилась, что без нее вполне можно обойтись. Работала я с таким увлечением, что не замечала, как проходили часы. Но вот смена кончилась. Когда стали подсчитывать выработку, оказалось, что я изготовила 1 400 стержней. А норма была 228. И мне не только удалось закрепить такую производительность, но через несколько дней я дала 1 500 стержней. Все поздравляли меня, говорили, что это мировой рекорд. В письме москвичей товарищу Сталину, где были названы лучшие стахановцы столицы, я увидела и свою фамилию. Победа принесла мне большую радость, но все-таки не в рекорде, какой бы он ни был, хотя бы и мировой, видела я главное. Главные результаты соревнования за быстрейший рост выпуска новых машин, которое развернулось в нашем цехе, заключались в том, что есть коллектив достиг нового, более высокого уровня производительности труда. Рекорды способствовали этому общему подъему. Тот, кто ставил рекорд, как бы говорил остальным товарищам: «Смотрите, какая высокая выработка возможна в наших условиях, добивайтесь ее, она доступна каждому из вас». Примеры передовых увлекали и поднимали всех, и наш отстававший прежде цех пришел к коллективной стахановской работе. Мы добились этого звания первыми на заводе. А по нашему примеру все новые и новые участки, смены, цехи стали переходить на коллективную стахановскую работу. То, что не так давно казалось недостижимым, стало у нас обычным, привычным. Конечно, коллективному стахановскому труду много способствует новейшая отечественная техника, которой оснащен за последние годы наш завод. На предприятии действуют автоматические линии, широко применяются токи высокой частоты, внедрена отливка деталей из цветных металлов под давлением, очистка литья производится в дробеструйных аппаратах и камерах... На капиталистических предприятиях техника лишь вконец обезличивает рабочего. Совсем иное дело на советских заводах: чем выше техника, тем ярче расцветает творчество стахановцев. У нас на заводе есть талантливый строгальщик-изобретатель Юрий Никифоров, создавший замечательные резцы. Рабочие так и называют их «никифоровские резцы». Когда в нашей кузнице хотят высказать кому-нибудь из отличившихся товарищей похвалу, то говорят: — У него ушкаловский стиль. Под этим подразумевается работа нашего знатного кузнеца Михаила Ушкалова. Его труд стал в полном смысле слова творческим, И это не исключение, а правило. На нашем заводе, например, каждый третий рабочий является рационализатором. Да и как может быть иначе, если рабочие чувствуют себя хозяевами завода, знают, что они трудятся на себя. По той же причине целые коллективы переходят на высокопроизводительную стахановскую работу. С радостью могу сказать, что в нашем стахановском цехе, который положил начало коллективному стахановскому труду на заводе и ныне носит звание лучшего литейного цеха в автотракторной промышленности, большинство составляет молодежь. Девушки нашей бригады как и Петр Гончаров со своими товарищами, как и другие передовики соревнования, это большей частью люди комсомольского возраста. Наша молодежь достигает больших успехов потому, что, работая, она постоянно учится... Вот я, например, пришла на завод, совершенно не зная производства. Но на курсах техминимума меня вооружили техническими знаниями. Я не кончила седьмого класса средней школы — помешала война. Но на заводских курсах мастеров и бригадиров, где мы изучали физику, математику и другие предметы, восполнила пробелы в своем образовании и теперь собираюсь поступить в автомеханический техникум при нашем же заводе. Нет, пожалуй, на нашем огромном предприятии таких молодых рабочих, которые не учились бы. Молодежь у нас в центре внимания, все заботятся о ее культурном и техническом росте. Во всех цехах работают стахановские школы, различные курсы повышения квалификации, кружки техминимума. В школах рабочей молодежи, на курсах иностранных языков учится больше тысячи человек. Свыше тысячи трехсот юношей и девушек проходят курс автомеханического техникума, около двухсот человек поступили в институт металлопромышленности. И можно не сомневаться, что рабочий, окончивший высшее учебное заведение, на другой же день найдет применение своим знаниям. Однажды к нам на завод, в гости к молодежи, приехали писатели. Разговор зашел о будущем наших юношей и девушек, и тут начали перечислять имена знатных людей завода. Бывший «фабзаяц» Сергей Давыдов стал начальником одного из крупных цехов, лауреатом Сталинской премии. Бригадир молодежной бригады Сметанин тоже стал лауреатом. Несколько десятков лауреатов Сталинской премии работает в наших цехах. Из среды рабочей молодежи нашего завода вышли директора предприятий, выдающиеся изобретатели и научные деятели, генералы. Широкие перспективы открыты перед нашей молодежью, и это окрыляет ее. А что ждет молодого рабочего капиталистического предприятия, хотя бы тех же фордовских заводов? Он так и остается на всю жизнь обезличенным придатком к конвейеру. Говорят, что в Америке существует такое выражение: «фордовский шепот». Что означают эти странные слова? Человеку, который превращен в простой придаток к конвейеру, запрещается разговаривать, даже улыбаться: это может понизить производительность его труда, убавить прибыли капиталиста. Рабочий так привыкает к мертвой маске, что она остается на его лице и после работы, и уже не только в цехах, а даже на улицах Детройта слышен приглушенный «фордовский шепот»... Взрывы смеха, веселые разговоры, музыка и пение слышатся в нашем Дворце культуры, где после работы собирается автозаводская молодежь. Шепотом говорят, пожалуй, только в читальном зале, чтобы не мешать друг другу заниматься. Хорошо работает автозаводская молодежь, хорошо она и отдыхает. В свободные вечера я люблю бывать в нашем заводском Дворце культуры. Уютные вестибюли, театральный, концертный, гимнастический, лекционный залы, чудесный зимний сад. Здесь рабочие-музыканты исполняют произведения Чайковского, там рабочие-артисты репетируют спектакль, рабочие-художники трудятся над своими полотнами. Вот идет шахматный турнир, обсуждается новое литературное произведение, разучиваются бальные танцы. В Будапеште, на Международном фестивале молодежи, хор автозаводцев завоевал первое место. Есть у нас даже своя обсерватория, где интересующиеся астрономией рабочие ведут наблюдения над небесными светилами. А наше богатое книгохранилище, где собрано до двухсот тысяч томов! Автозаводец — требовательный читатель, и чтобы удовлетворить его запросы, при Дворце культуры был открыт филиал Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, филиал Центральной библиотеки иностранной литературы. Многие автозаводцы увлекаются спортом, едва ли не в каждом цехе есть свои футбольные команды. Всем известна футбольная команда «Торпедо», завоевавшая в прошлом году на Всесоюзном розыгрыше Кубок СССР. Ученые читают в заводском Дворце культуры лекции на различные темы. Наряду с профессорами на кафедру лекционного зала поднимаются нередко наши стахановцы. В числе других прочел интересную лекцию молодой кузнец Василий Кокошко. Кстати, недавно его бригада прислала нашей бригаде вызов на социалистическое соревнование. Девушки, конечно, приняли вызов. Его бригада, как и наша, достигла многого, но ни она, ни мы и никто вообще из молодых автозаводцев тем, что достигнуто, довольствоваться не намерен. Для нас труд — дело чести, дело славы, мы работаем на благо социалистической Родины. Свой стахановский труд я считаю как бы партийным делом. Давно уже готовилась я вступить в ряды партии, и вот недавно мечта моя сбылась. В тот вечер, когда я шла в райком партии, вспоминалась мне вся моя жизнь: как отец уходил на фронт, как мать, оставшись одна с большой семьей, уехала из Москвы в колхоз. Мы, подростки, помогали колхозникам кто чем мог. Когда вся семья вернулась из эвакуации в Москву, мы с сестрой Марией пошли на автозавод имени Сталина. Растерялись, когда в первый раз - увидели движущиеся в огромных цехах бесчисленные механизмы, льющийся в ковши расплавленный металл. А первые ошибки, первые неудачи на производстве... Моя продукция была забракована. Было стыдно, я понимала, что принесла заводу убыток, подвела бригаду. Но меня не ругали, учитывая мою неопытность, а, наоборот, подбадривали. Помогали все: и мастер, и Шура Белова, мой бригадир, и старшие подруги — Комиссарова, Тихомирова. Учили меня не только на курсах и в кружках, учили повседневно, у рабочего места. С глубокой благодарностью думаю я об этих товарищеских заботах. Всем я обязана родному заводу, воспитавшему меня. Я старалась не остаться в долгу перед коллективом. И теперь, когда правительство, высоко оценив мой скромный труд, наградило меня Сталинской премией, я считаю, что это награда всему заводу. Мне вспоминались и светлые залы Кремлевского дворца, в котором я была в числе делегатов XI съезда комсомола и X съезда профсоюзов. Я думала о великом человеке, который заботится о всех нас. Сталин дал нашему народу счастье свободного труда. Сталин дал нам светлую молодость. И хочется сказать от всего сердца: Спасибо Вам, дорогой товарищ Сталин! Спасибо за все!
НИНА АЛЕКСАНДРОВНА ВАСИЛЬЕВА В. УТКИН, токарь завода «Калибр», лауреат Сталинской премии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|