Соревнование продолжается
После окончания семилетки я в 1930 году поступил в школу ФЗУ при заводе «Электросила» имени С. М. Кирова, и с тех пор моя жизнь неразрывно связана с этим замечательным заводом. С первых дней знакомства с заводом меня привлек строгальный станок. Помню, как я обошел его несколько раз, поражаясь силе и точности, с какой велась строжка на этой махине. Резец легко, будто нож в масло, проникал в стальное тело детали и снимал толстую стружку. Мне захотелось научиться управлять станком, в котором так удивительно сочетались мощь и большие размеры с легкостью и плавностью движений. Два года я учился в школе ФЗУ. Опытные инструктора передавали нам свои знания. Из нас стремились подготовить квалифицированных рабочих широкого профиля. Овладевая практическими навыками, мы много занимались и теорией. Уверенно пришел я на производство. У меня уже была хорошая специальность. Государство подготовило меня, как и миллионы других юношей и девушек нашей страны, к самостоятельной жизни. Направили меня на работу в турбокорпус. Этот новый цех завода был создан в советское время, и в первомайский праздник 1930 года его пустили в эксплоатацию. Высокий, светлый, просторный, оснащенный мощным оборудованием, он выглядит именно так, какими должны быть социалистические предприятия, — в нем легко и радостно трудиться. Он поражает своей красотой, продуманностью планировки. Сначала я был подручным строгальщика, а вскоре сам стал хозяином станка. Обычно раньше, в старое время, человек, пришедший к станку, не один год «ходил в подручных». У меня же этот срок исчислялся месяцами. Школа ФЗУ дала мне теоретическую подготовку. Я легко читал чертежи, знал, что происходит при изменении угла заточки резца. Правда, это уж не такие глубокие знания, но ведь их вовсе не имела молодежь в прежние времена. Рассказывают, что когда-то рабочий только в зрелом возрасте постигал эти знания на практике. Я же после школы ФЗУ хорошо понимал производственный процесс. Это вовсе не означало, что нам нечему было учиться. Мы неплохо разбирались в схемах тех станков, на которых предстояло трудиться. Но одно дело знать схему, а другое — своими руками покопаться в механизме. Можно наизусть знать сто возможных неисправностей станка, а когда сам станешь к нему, встретишься со сто первой.
Для меня ясно было — если любишь свое дело, учись не переставая. А дело свое я любил и стремился лучше использовать станок. У всех нас, молодых рабочих, возникал живейший интерес и ко всему, что происходит за стенами завода. В нашем цехе изготовлялись генераторы для Днепровской гидроэлектрической станции. Помню, с каким волнением мы следили за этой небывалой стройкой. Кто из нас в то время не повторял ленинских слов: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». А Днепрогэс был первой советской электростанцией такой огромной мощности. И нам, рабочим завода, который выпускал электромоторы и генераторы, были особенно дороги и понятны слова Ленина. В 1935 году, когда в стране широко развернулось стахановское движение, эта тяга к знаниям стала у нас особенно сильной. На заводе возникли десятки разных технических курсов. Инженеры преподавали нам теорию, опытные рабочие показывали свои приемы, обучали производственным навыкам. Вооруженные знаниями, мы отказывались от всего устаревшего, искали новое, рационализировали, изобретали. Это были дни быстрого роста нашего профессионального мастерства. В нашем цехе производились все более и более сложные машины.
В сентябре 1937 года был готов первый турбогенератор мощностью в 100 тысяч килозатт. А крупнейшим в мире тогда считался генератор в 60 тысяч киловатт, установленный в Бельгии. Приятно было -сознавать, что наша отечественная промышленность стала обгонять промышленность капиталистических государств. Именно в те годы предвоенных пятилеток я по-настоящему овладел своим станком. Он стал полностью послушен моей руке. Строгальный станок — особенный. Не на всяком станке, например, можно взять такую глубокую стружку, как на нем. Нужно ясно представить себе и все возможности станка и свойства инструмента, чтобы каждый раз принимать правильное решение. Перед самой Отечественной войной на заводе шла подготовка к созданию генераторов новейшей конструкции. В мае 1941 года у нас состоялась научно-техническая конференция, созванная совместно с Политехническим институтом. Обсуждался вопрос о серийном выпуске таких генераторов. Но наш мирный труд был нарушен начавшейся войной. В первый день Великой Отечественной войны я в числе многих и многих ленинградцев пошел в Красную Армию и уже не видел, как работал наш завод. В Действующей Армии я был назначен в зенитную артиллерию^ Наша часть обороняла от воздушных бандитов «дорогу жизни» — ледовую дорогу, построенную через Ладожское озеро по указанию товарища Сталина. По этой трассе в осажденный Ленинград шли боеприпасы и продовольствие, а из Ленинграда эвакуировали женщин и детей. Батарея, в которой я служил, сбила не один вражеский самолет. За долгие годы войны мне многое пришлось испытать. Во все трудные моменты фронтовой жизни я брал пример с коммунистов; их мужество и бесстрашие, умение находить выход, преодолевать все препятствия в достижении победы над врагом закаляли мой характер. И здесь, в боевой обстановке, произошло важное событие в моей жизни: меня приняли в ряды большевистской партии. Окончилась война. Осенью 1945 года я снова пришел на завод в свой родной цех. С первых же дней работы на заводе я увидел, что здесь за время войны многое изменилось. Это было заметно во всем. Завод выпускал более сложные и совершенные машины, в цехах появилось новое оборудование. Но главное, что бросалось в глаза, — люди трудились дружнее, инициативнее. Рабочие цеха были охвачены одним стремлением, одна мысль увлекала всех — досрочно выполнить послевоенную сталинскую пятилетку.
Программа завода увеличилась, а строгальщиков нехватало. Рядом с моим рабочим местом стоял бездействовавший станок. «А что если начать обслуживать два станка», — подумал я. Никто из заводских строгальщиков на двух станках тогда еще не работал. Несколько дней я обдумывал эту мысль, прикидывал, сколько времени останется у меня, пока станок идет самоходом. Выходило, что попробовать можно. Я обратился к старшему мастеру Михаилу Константиновичу Полушкину. Он техник по образованию, хорошо знает теорию резания металла и, если с его стороны не будет возражений, значит, можно начинать. Мастер внимательно выслушал, записал все мои расчеты. А на другой день вызывает меня секретарь партбюро Д. А. Егин. У него уже был и старший мастер. — Хорошее дело задумал, Борис Николаевич, — сказал секретарь. — Посидите-ка вы с Михаилом Константиновичем и посчитайте, какие детали на какой станок ставить. Несколько вечеров провели мы вместе с мастером, подбирая детали так, чтобы самоходное время у них не совпадало. Кое-где пришлось изменить и технологический процесс. Вскоре я начал работать на двух станках, а через некоторое время все строгальщики цеха стали двухстаночниками. Всем нам много помогали мастера и инженеры завода. Крепло и росло творческое содружество стахановцев и инженеров. Особенно ярко сказалось это содружество во время научно-технической конференции, созванной на заводе. Конференция обсуждала перспективный план развития нашего ' завода. Вместе с докторами и кандидатами наук, инженерами в работах конференции принимали участие и стахановцы. Рядом со мной сидели люди, с которыми я в одно время начинал производственную жизнь. Вот токарь Николай Генералов. Обладающий большим опытом, высоким мастерством, теоретическими знаниями, он стал виртуозом своего дела. Мы с ним в один день получали ордена за стахановский труд. Вот Василий Лихолетов и Михаил Семченко. Они в прошлом простые рабочие, сейчас стали старшими мастерами, признанными специалистами. А вот Дмитрий Шац — бывший ученик ФЗУ, а теперь начальник инструментального цеха. Федор Ханченко был токарем, а сейчас инженер, заместитель начальника нашего цеха. Слушал я выступавших на конференции, смотрел на своих заводских товарищей, и припомнились мне слова Иосифа Виссарионовича Сталина, что в нашей социалистической стране личные способности и личный труд каждого человека определяют его положение в обществе. В этом — сила советского строя. Человек в нашей стране — самый ценный капитал.
* * * В 1948 году правительство поручило заводу изготовление генераторов для возрождавшейся Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина. Для всех нас было ясно, что повторять генераторы, выпущенные до войны, нельзя. Новые должны быть совершеннее, экономичнее. Довоенный заказ днепровской станции шел у нас под коротким названием «Днепр». Теперь же мы его назвали «Новый Днепр». С большим подъемом взялся коллектив завода за выполнение заказа. «Новый Днепр» как бы символизировал неисчерпаемые силы нашей Родины. Страна социализма, пережившая тяжелую войну, не просто возрождает разрушенное фашистскими бандитами, а создает еще более величественные сооружения. Первый генератор «Новый Днепр» не только был совершеннее по своей конструкции, чем довоенный, но и изготовлен вдвое быстрее. И этот срок не оказался предельным. От генератора к генератору темпы возрастали. В прошлом, когда возникала какая-нибудь задержка, люди оставались в цехе по две—три смены, стремясь в срок выполнить задание. А теперь? Помню, как-то однажды с большим опозданием поступили в цех для обработки спицы ротора. Мастер М. А. Семченко и не подумал оставлять людей на сверхурочную работу. Он решил ускорить обработку и предложил изменить технологический процесс. И коллектив цеха к сроку выполнил задание да еще сэкономил государству 6 тысяч рублей. Творческая мысль рабочих-рационализаторов проявлялась во. всем. Предложений поступало очень много. Лишь по днепровскому генератору их было зарегистрировано больше ста, а некоторые предложения принимались и тут же, без всяких проволочек, внедрялись в производство. Росло и мастерство людей. Для примера расскажу о Геннадии Бутусове. Он молодой токарь, и первой его крупной самостоятельной работой была обточка валов гидрогенераторов «Новый Днепр». Он искал возможности ускорить обточку валов, применял резцы с различными углами заточки, находил пути сокращения вспомогательного времени. В результате Бутусову удалось ровно вдвое сократить время обработки последнего вала «Новый Днепр».
А сколько таких энтузиастов на нашем заводе! Старые и молодые производственники стремились внести свой вклад в создание генератора. У меня давно зародилась мысль о том, что мой строгальный станок работает еще не на полную мощность. Чувствовался в нем большой запас силы, но вместе с тем расчет показывал, что станок большей нагрузки не выдержит. Я строгал на нем по три сегмента подпятника одновременно. Легкость, с которой производилась операция, все больше убеждала меня, что это не предел. Я взял расчеты и начал их анализировать. Вижу — пользуемся мы теперь более совершенным инструментом, чем раньше, когда устанавливались нормы нагрузки на станок. Но как увеличить нагрузку? На станке имеется два супорта. Работу же я вел, используя только один. Что если пустить в ход и второй, служивший как бы запасным? Это позволит вдвое лучше использовать мощность станка. Так еще, правда, никто не работал, но разве это должно меня удерживать? Я снова обратился к старшему мастеру Полушкину: — Да ты целый переворот задумал, — пошутил он. Мы опять сели с ним за расчеты. Разбирались, спорили. — Один, даже два сегмента можно было бы добавить, — сказал Михаил Константинович, — но делать этого нельзя. Нагрузка будет неравномерной. Выведешь станок из строя. — Это я сам знаю. А если три? — На пределе пойдет строжка, станок можно поломать. Но я был уверен в своем станке и в правильности своих расчетов. И вот поставили мы шесть сегментов. Мастер не отходил от меня. Один проход, второй — и станок потянул. Мастер успокоился, я стал постоянно пускать в ход и второй супорт. Время обработки сегментов сократилось вдвое. Это сберегло не одну сотню часов. Первый успех окрылил меня. Одно за другим я внес несколько предложений об изменении процессов обработки деталей ротора и статора. Нашей работой заинтересовался заместитель начальника бюро гидрогенераторов, ныне лауреат Сталинской премии Константин Иванович Вакуров. У меня с ним давняя дружба. Он оказал мне большую помощь, когда в апреле 1949 года моя бригада последовала почину Александра Чутких и выступила инициатором соревнования за отличную обработку деталей. У него такое правило — услышит дельную мысль, сейчас же запишет. А потом придет и скажет: «Вы предложили. Я продумал, но хотел бы еще посоветоваться». Константин Иванович одобрил все мои новые предложения по обработке деталей. — Теперь брак и переделки исчезнут, а значит, сократятся сроки изготовления, — сказал он и записал в свою книжечку все наши требования о чертежах. И вскоре эти требования были полностью удовлетворены. Не сразу удалось нам достигнуть успеха. Нет, нет и нарушит кто-нибудь правила, то резец переточит, то станок не в порядке. Мы не прощали таких ошибок и виновных призывали к порядку. Находились и люди, которые пугали нас: выработка снизится. Однако эти люди ошиблись. Я выполняю ежедневно по три—четыре нормы, * вся бригада — в среднем по две с половиной—три нормы. В итоге наша бригада заняла первое место в социалистическом соревновании по выпуску продукции отличного качества. Начатое по нашему почину соревнование заводских бригад за отличное качество продукции принимало все больший размах. При изготовлении генератора «Новый Днепр» брак и переделки почти исчезли. И пусковая наладка нашего генератора продолжалась всего несколько часов, в то время как пуск генератора, привезенного из Америки, продолжался более месяца. Как известно, история отечественного турбо и гидрогенераторо-строения очень молода. В царской России эти сложные машины никогда не создавались. За годы сталинских пятилеток мы не только догнали, но и перегнали заграницу. Гидрогенератор «Новый Днепр» лучшее тому доказательство. В марте 1950 года группе работников нашего завода, в том числе и мне, за создание этого гидрогенератора была присуждена Сталинская премия. Сейчас наш завод готовится к выпуску еще более совершенных агрегатов. Таков уж закон советских людей — никогда не успокаиваться на достигнутом, постоянно стремиться к новому и лучшему. Соревнование продолжается!
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЛЕЖНЕВ Н. ВАСИЛЬЕВА, стерженщица Московского автозавода имени И. В. Сталина, лауреат Сталинской премии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|