Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы эффективности непроизвольного запоминания




Раскройте принципы развития произвольной памяти в онтогенезе. Проиллюстрируйте динамику развития произвольной памяти данными, полученными в исследовании Леонтьева-Выготского («параллелограмм» развития). Рассмотрите последствия распространения новых цифровых технологий для памяти человека.

 

ПЛАН:

1. Определение, функции, процессы, виды памяти

2. Произвольная память. Память как ВПФ.

3. Параллелограмм развития. Исследование Истоминой.

4. Влияние технологий на память

Определение,функции, процессы, виды памяти

Память – это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление в сфере сознания.

Функции. Приобретение опыта, сохранение (это активный процесс), и воспроизведение, забывание. = Процессы. Фиксация, сохранение, изменение, воспроизведение (в сознании и речи, в действии, узнавании), утраты (нормальное\паталогическое забывание)

Виды памяти:

По материалу: моторная, аффективная, наглядно-образная, абстрактно-логическая; процедурная – декларативная

По возможности осознания: имплицитная-эксплицитная

По функциональной роли в ансамбле мнемических подсистем: сенсорный регистр, рабочая память, долговременная (семантическая, эпизодическая, автобиографическая)

По источнику: натуральная – культурная (произвольна и управляема)

По месту в структуре деятельности: ненамеренная – намеренная; непроизвольная – произвольная (последняя пара не является противопоставлением, непроизвольное рассматривается скорее как ненамеренное)

 

Произвольная память. Память как ВПФ

В рамках деятельностного подхода, произвольное запоминание – это мнемическая деятельность, т.е. та деятельность в которой сознательно ставится цель запомнить. Непроизвольное запоминание происходит как побочный продукт в любых других немнемических деятельностях, т.е. когда задача на запоминание не стояла.

4 признака ВПФ: социальны, опосредствованы, произвольны, системны.

 

Стадии развития ВПФ: натуральная – использование внешних средств – интериоризация – использование внутренних средств

 

Параллелограмм развития. Исследование Истоминой

Исследование А. Н. Леонтьева (методика двойной стимуляции: стимул-объект – то, что запоминают и стимул-средства – посредством чего это делают). Дошкольники, школьники, студенты запоминали 15 слов. (с карточками-картинками (стимул-средство) и без). Дошкольники: и так и так низкая продуктивность, карточки помогают не сильно.

Школьники: активно используют стимулы-средства (внешнее опосредование), им это значительно помогает.

Взрослые: хорошо запоминают что с карточками, что без- они уже на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание). Это и про процесс социализации человека: он сначала усваивает нормы через внешние стимулы, а потом они «вращиваются» и становятся интрапсихическими.

Принцип параллелограмма развития: развитие па­мяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов - знаков, под влиянием социальной среды. Взаимодействуя с окружающей его социальной средой, человек перестраивает свое поведение; ов­ладевая с помощью специальных стимулов поведе­нием других людей, он приобретает способность ов­ладевать и своим собственным поведением; так, про­цессы прежде интерпсихические превращаются в процессы интрапсихические.

 

Еще принцип развития произвольной памяти: асинхрония развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения. Исследование З.М. Истоминой: Воспитанников детского сада в возрасте 4-5 лет просили произвольно заучить ряд слов. Дети терялись и не знали, что делать. Уровень заучивания оказывался крайне низок. Потом детям предлагали сыграть в игру «Магазин», в которой те же самые слова, что предъявлялись им ранее, представали в качестве списка покупок. Игра была организована так, что исследовательница, сообщающая «список покупок», находилась в одном помещении, а «прилавок» в другом. Истомина описала 3 уровня развития произвольной памяти у детей:

1) Сначала нет самостоятельной цели запоминания, хотя намеренно вспомнить случайно запомненное ребенок уже может.

2) Потом уже есть цель запомнить, но ребенок еще не знает, как это сделать (нет специальных средств), поэтому может, например, во время игры в «магазин» со всех ног бежать в соседнюю комнату, где «прилавок», когда услышал список покупок (боится расплескать информацию).

3) Третий этап – ребенок может сознательно запомнить и воспроизвести (повторяет список - идет)

Влияние распространения технологий на память

- качественные различия традиционной памяти и памяти человека, сформировашегося в технологий

- психика носит гибридный характер – мнемические следы и их связь вынесена вовне.

- задача запомнить что-либо преобразуется в задачу запомнить путь к этому материалу (память превращается в память на адреса и запросы).

- нет способов превратить информацию в знания (инфу то надо переработать!)

+ можно запоминать огромные объемы материала

- без электричества все перестанет работать- Важна контролируемость процессов

Проведите сопоставительный анализ процедур и результатов исследований непроизвольной памяти в деятельностном подходе (А.А.Смирнов, П.И. Зинченко) и в школе К.Левина. Укажите факторы, определяющие эффективность непроизвольного запоминания.

ПЛАН:

1. Сравнение

2. Исследования в рамках деятельностного подхода (Смирнов, Зинченко)

3. Исследования в рамках школы Левина (Зейгарник, Биренбаум)

4. Факторы эффективности непроизвольного запоминания

 

Сравнение

В основе обоих подходов по сути лежит общая идея: вспоминается то, что нужно сейчас для решения задачи, эта информация удерживается, осознается, является доступной; как только задача решена – информация вновь становится труднодоступной. Подробнее

· В рамках деятельностного подхода, произвольное запоминание – это мнемическая деятельность, т.е. та деятельность в которой сознательно ставится цель запомнить. Непроизвольное запоминание происходит как побочный продукт в любых других немнемических деятельностях, т.е. когда задача на запоминание не стояла

Зинченко: основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру.

НЗ приводит эффективно, когда материал является предметом, на который направлено действие, а не операцией (ЦЕЛЕВОЙ уровень Д)

· В школе Левина считалось то потребность удерживает определенное содержание в сознании; вспоминается только то, что относится к актуальной в данный момент потребности.

Исследования в рамках деятельностного подхода и школы Левина также близки методологически. В обоих школах непроизвольное запоминание исследуется в рамках какой-либо деятельности, цель запомнить не ставится, запоминание является побочным продуктом

  Автор Кратко описание эксперимента Вывод/эффект
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Н Ы Й П О Д Х О Д А.А. Смирнов   Опрашивал коллег, что они запомнили по дороге на работу запоминается в большей мере то, что относится к актуальной деятельности
Анализируя фразы, испытуемые выводили правила правописания, и если все верно, им предлагалось дополнительно придумать несколько фраз, иллюстрирующих выведенное правило. На следующий день проверялся уровень запоминания. Важна роль активности человека в непроизв. запоминании- эффект генерации- лучшее запоминание материала, который был создан самим испытуемым.
П.И. Зинченко   Стимул- карточка с изображением предмета и цифрой. Одна группа классифицировала по изображением, другая- составляла числовой ряд. Те, кто выполнял задачу на классификацию предметов, вспоминал цифры почти в десять раз хуже, чем предметы и наоборот. Высокая продуктивность запоминания материала, где он был предметом деятельности и низкая эффективность запоминания там, где он был лишь фоновыми раздражителем
Требовалось составить пары карточек по совпадению первых букв названий предметов или объединить пары по смыслу. При втором варианте инструкции испытуемые могли вспомнить значимо большее количество карточек, чем при первом Было показано, что полученный эффект нельзя свести к проблеме внимания. Весь изображенный материал включался в работу, но запоминание было разным.
Предлагалось десять наборов слов по четыре слова в каждом. 3 группы исп.: 1)объединить первое слово случайным образом с одним из трех оставшихся; 2) установить конкретную связь первого слова с одним из трех остальных 3) установить логическую связь между первым словом в наборе и наиболее подходящим для этого словом. после паузы просили припомнить первые слова из каждого набора. Роль сложности задания, требующего разной степени активности субъекта. Качество воспроизведения непроизвольно зафиксированного в памяти материала линейно возрастало по мере усложнения задания.
Ш К О Л А Л Е В И Н А Б.В. Зейгарник 22 задания требовалось выполнить как можно быстрее и лучше. В момент наибольшей вовлеченности испытуемых в задание, когда они были уже «на волосок» от конечного результата, часть заданий прерывалась экспериментатором. После завершения экспериментальной серии испытуемых неожиданно спрашивали, какие из заданий они запомнили Эффект незаконченного действия (эффект Зейгарник). Незавершенные (прерванные) задания запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные
Г.В. Биренбаум Исп.решали задачи на отдельных листах бумаги, каждый из которых нужно было подписывать. Далее- отвлекающие задания. Большинство испытуемых после перерыва забывали подписать первые два листа с решеными заданиями, но потом «вспоминали» о своем «обязательстве» и вновь начинали подписывать листы. Намерение сохраняется до тех пор, пока оно включено в целостную систему действия. Оно забывается при нарушении этой целостности.
Обнаружено на том же материале, в условии монограмм: в том случае, если перед тем как ставить подпись, было необходимо поставить монограмму (стилизованную подпись), испытуемые забывали ставить подпись. Эффект замещающего выполнения. Частичное разрежение целевой напряжённости может приводить к тому, что сила напряжения потребности будет оказываться недостаточной для удержания намерения выполнения действия.
Овсянкина Дается элементарное задание (сложить фигуру из разрезанных частей, нарисовать предмет, решить головоломку). В середине прерывали, подсовывали другое. «А то что, оставить?». Игнор. Когда исп делал второе задание, остатки материала первого прикрывали газетой. Потом к незавершенному возвращались 86%. субъект принял задание –возникло намерение, напряженная система (квазипотребность), к-ая по мере выполнения разряжается. «Ну, почему же взрослые люди, начав такую «глупую» работу, хотят вернуться к ней? Квазипотребность.

 

Факторы эффективности непроизвольного запоминания

1. Включенность в деятельность (запоминается в большей мере то, что относится к актуальной деятельности)

2. Эффективность запоминания во многом зависит от мотивации той деятельности, в которую включены процессы памяти

3. Сложная задача запоминается лучше простой

4. Эффект генерации - лучшее запоминание материала, который создал сам испытуемый.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...