Факторы эффективности непроизвольного запоминания
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раскройте принципы развития произвольной памяти в онтогенезе. Проиллюстрируйте динамику развития произвольной памяти данными, полученными в исследовании Леонтьева-Выготского («параллелограмм» развития). Рассмотрите последствия распространения новых цифровых технологий для памяти человека.
ПЛАН: 1. Определение, функции, процессы, виды памяти 2. Произвольная память. Память как ВПФ. 3. Параллелограмм развития. Исследование Истоминой. 4. Влияние технологий на память Определение,функции, процессы, виды памяти Память – это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление в сфере сознания. Функции. Приобретение опыта, сохранение (это активный процесс), и воспроизведение, забывание. = Процессы. Фиксация, сохранение, изменение, воспроизведение (в сознании и речи, в действии, узнавании), утраты (нормальное\паталогическое забывание) Виды памяти: По материалу: моторная, аффективная, наглядно-образная, абстрактно-логическая; процедурная – декларативная По возможности осознания: имплицитная-эксплицитная По функциональной роли в ансамбле мнемических подсистем: сенсорный регистр, рабочая память, долговременная (семантическая, эпизодическая, автобиографическая) По источнику: натуральная – культурная (произвольна и управляема) По месту в структуре деятельности: ненамеренная – намеренная; непроизвольная – произвольная (последняя пара не является противопоставлением, непроизвольное рассматривается скорее как ненамеренное)
Произвольная память. Память как ВПФ В рамках деятельностного подхода, произвольное запоминание – это мнемическая деятельность, т.е. та деятельность в которой сознательно ставится цель запомнить. Непроизвольное запоминание происходит как побочный продукт в любых других немнемических деятельностях, т.е. когда задача на запоминание не стояла.
4 признака ВПФ: социальны, опосредствованы, произвольны, системны.
Стадии развития ВПФ: натуральная – использование внешних средств – интериоризация – использование внутренних средств
Параллелограмм развития. Исследование Истоминой Исследование А. Н. Леонтьева (методика двойной стимуляции: стимул-объект – то, что запоминают и стимул-средства – посредством чего это делают). Дошкольники, школьники, студенты запоминали 15 слов. (с карточками-картинками (стимул-средство) и без). Дошкольники: и так и так низкая продуктивность, карточки помогают не сильно. Школьники: активно используют стимулы-средства (внешнее опосредование), им это значительно помогает. Взрослые: хорошо запоминают что с карточками, что без- они уже на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание). Это и про процесс социализации человека: он сначала усваивает нормы через внешние стимулы, а потом они «вращиваются» и становятся интрапсихическими. Принцип параллелограмма развития: развитие памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов - знаков, под влиянием социальной среды. Взаимодействуя с окружающей его социальной средой, человек перестраивает свое поведение; овладевая с помощью специальных стимулов поведением других людей, он приобретает способность овладевать и своим собственным поведением; так, процессы прежде интерпсихические превращаются в процессы интрапсихические.
Еще принцип развития произвольной памяти: асинхрония развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения. Исследование З.М. Истоминой: Воспитанников детского сада в возрасте 4-5 лет просили произвольно заучить ряд слов. Дети терялись и не знали, что делать. Уровень заучивания оказывался крайне низок. Потом детям предлагали сыграть в игру «Магазин», в которой те же самые слова, что предъявлялись им ранее, представали в качестве списка покупок. Игра была организована так, что исследовательница, сообщающая «список покупок», находилась в одном помещении, а «прилавок» в другом. Истомина описала 3 уровня развития произвольной памяти у детей:
1) Сначала нет самостоятельной цели запоминания, хотя намеренно вспомнить случайно запомненное ребенок уже может. 2) Потом уже есть цель запомнить, но ребенок еще не знает, как это сделать (нет специальных средств), поэтому может, например, во время игры в «магазин» со всех ног бежать в соседнюю комнату, где «прилавок», когда услышал список покупок (боится расплескать информацию). 3) Третий этап – ребенок может сознательно запомнить и воспроизвести (повторяет список - идет) Влияние распространения технологий на память - качественные различия традиционной памяти и памяти человека, сформировашегося в технологий - психика носит гибридный характер – мнемические следы и их связь вынесена вовне. - задача запомнить что-либо преобразуется в задачу запомнить путь к этому материалу (память превращается в память на адреса и запросы). - нет способов превратить информацию в знания (инфу то надо переработать!) + можно запоминать огромные объемы материала - без электричества все перестанет работать- Важна контролируемость процессов Проведите сопоставительный анализ процедур и результатов исследований непроизвольной памяти в деятельностном подходе (А.А.Смирнов, П.И. Зинченко) и в школе К.Левина. Укажите факторы, определяющие эффективность непроизвольного запоминания. ПЛАН: 1. Сравнение 2. Исследования в рамках деятельностного подхода (Смирнов, Зинченко) 3. Исследования в рамках школы Левина (Зейгарник, Биренбаум) 4. Факторы эффективности непроизвольного запоминания
Сравнение В основе обоих подходов по сути лежит общая идея: вспоминается то, что нужно сейчас для решения задачи, эта информация удерживается, осознается, является доступной; как только задача решена – информация вновь становится труднодоступной. Подробнее
· В рамках деятельностного подхода, произвольное запоминание – это мнемическая деятельность, т.е. та деятельность в которой сознательно ставится цель запомнить. Непроизвольное запоминание происходит как побочный продукт в любых других немнемических деятельностях, т.е. когда задача на запоминание не стояла Зинченко: основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру. НЗ приводит эффективно, когда материал является предметом, на который направлено действие, а не операцией (ЦЕЛЕВОЙ уровень Д) · В школе Левина считалось то потребность удерживает определенное содержание в сознании; вспоминается только то, что относится к актуальной в данный момент потребности. Исследования в рамках деятельностного подхода и школы Левина также близки методологически. В обоих школах непроизвольное запоминание исследуется в рамках какой-либо деятельности, цель запомнить не ставится, запоминание является побочным продуктом
Факторы эффективности непроизвольного запоминания 1. Включенность в деятельность (запоминается в большей мере то, что относится к актуальной деятельности) 2. Эффективность запоминания во многом зависит от мотивации той деятельности, в которую включены процессы памяти 3. Сложная задача запоминается лучше простой 4. Эффект генерации - лучшее запоминание материала, который создал сам испытуемый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|