Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опишите основные методологические и методические трудности исследования памяти. Проанализируйте классические и современные методы экспликации ненаблюдаемых мнемических процессов.




 

ПЛАН:

1. Определение, функции, процессы, виды памяти (см. выше)

2. Трудности исследования памяти

3. Методы экспликации ненаблюдаемых мнемических процессов (свободное воспроизведение, воспроизведение с подсказкой, узнавание, косвенные индикаторы наличия мнемического следа)

Трудности исследования памяти

Главная проблема исследования памяти – единственный метод – исследуем различные вариации только ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (но если испытуемый не воспроизвел, это не значит, что он не помнит, и не вспомнит в другой ситуации, в другом состоянии, с другой мотивацией, с другим человеком, через 10 лет).

Единственный способ изучать память - прямые и косвенные признаки воздействия прошлого опыта на наличное состояния субъекта

Ныне существует модная гипотеза: абсолютно весь опыт фиксируется в разных кодах(многомерно), а воспроизводится лишь малая часть.

 

Методы экспликации ненаблюдаемых мнемических процессов

1. Полное свободное воспроизведение

Г. Эббингауз. Метод удержанных членов ряда: чтобы запомнить, необходимо многократно повторить ряд – при этом считается % запомненного;

Ф.Ч. Бартлетт. Методика повторной репродукции: испытуемый воспринимал вербальный или визуальный материал, а затем, через 15 мин воспроизводил то, что запомнил. Результат фиксировался. Потом вновь делалась пауза и воспроизведение, процедура повторялась до 20 раз

Р-ты: История теряла название, значительно сокращалась в объеме, архаизмы заменялись современной фразеологией, появлялась «мораль», соответствующая европейскому представлению о воспитательной функции сказки, исключались необычные или необъяснимые детали. Кроме того, испытуемым хотелось сделать пересказ интересным для слушателей, что раскрывало их коммуникативную мотивацию. Было замечено, что испытуемые как будто принимали решение об общем смысле описываемых событий и в связи с этим строили рассказ.

 

Воспроизведение с подсказкой

Г.Эббингауз. Метод сбережения: когда испытуемый заучивает (путем многократного повторения) какой-то материал – при этом считается %, который он воспроизвел. После паузы происходит повторное заучивание считают разницу между 1-м и 2-м заучиванием и получают % экономии (отнимают 1-й результат от 2-го или наоборот – это неважно);в методе экономии подсказкой является сам материал

А. Н. Леонтьев. Методика двойной стимуляции: «параллелограмм» развития. С помощью карточек нужно воспроизвести ряд слов.

Узнавание

Вариант воспроизведения с подсказкой, но принято отдельно выделять. Узнать легче всего.

Г. Эббингауз. Метод узнавания: заученный каким-либо способом материал располагается среди незнакомого материала и надо его распознать. Оказывается, воспроизводимый таким образом материал по объему гораздо больше, чем активно воспроизводимый объем памяти.

Р. Шепард. Исследование долговременной памяти. Было показано, что после однократного предъявления 1224 карточки с предложениями, испытуемые правильно узнавали 88 % из них. Даже спустя три месяца сохранялся 60%-ный уровень узнавания.

Косвенные индикаторы наличия мнемического следа (eye-tracking)

Исследование иконической памяти (вслед за сперлингом). Исследования сенсорного регистра в зрительной модальности были продолжены отечественными авторами Н.Ю. Вергилисом и В.П. Зинченко. Авторы применяли комбинацию метода частичногo отчёта и метода стабилизации изображения относительно сетчатки глаза. В методике стабилизации изображения на глаз испытуемого фиксируется специальная присоска с закрепленной на ней матрицей, поэтому, перемещаясь вместе с глазным яблоком, изображение всегда проецируется на один и тот же участок сетчатки. Предъявляемая матрица: 3 на 12. Яркость изображения на матрице постепенно увеличивалась. В связи с действием механизма адаптации сетчатки возникал эффект «слепого» глаза, т. е. испытуемый переставал видеть предъявленную матрицу. Затем напряжение резко сбрасывалось и подавалось нейтральное поле: в результате испытуемый видел чёткий послеобраз стимульной таблицы. Далее подавался звуковой тон: в результате испытуемые воспроизводили до 12 элементов строки, т.е. удерживали в памяти до 36 элементов матрицы.

Законы Эббингауза:

· Закон общего времени: на каждое сделанное накануне повторение при доучивании на следующий день приходится экономия примерно трети времени, необходимого для одного повторения.

· Закон накопления и распределения повторений (закон Йоста): при фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

· Позиционный (краевой) эффект лучше всего запоминается начало и конец ряда элементов при заучивании

· Закон забывания: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. В течение первого часа забывается до 60 % инфы, через 10 часов остаётся 35 %. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 %, столько же через месяц.

· Эффект Ресторф: разнородные элементы среди однородных запоминаются легче

· Эффект тестирования - если испытуемого предупредить, что завтра по материалу будут спрашивать, то процент запоминания выше.

Сравните функции и закономерности работы мнемических подсистем в многокомпонентной модели памяти (Сенсорные регистры – Рабочая память – Долговременная память)

ПЛАН

1. Многокомпонентная модель памяти

2. Сенсорный регистр. Исследования Сперлинга, Морея

3. Рабочая память

4. Долговременная память

5. Сравнительный анализ основных подсистем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...