Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные философские школы Древней Индии.




Мировозрение его уровни и структура.

Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом (человека в нем, отношение человека к окружающей действительности, основные идеалы (Бог!!!)).Структура мировоззрения подразделяется на 4 уровня Уровни мировоззрения: Обыденное (повседневное) Теоретическое (ученые и наука) Миропонимание (мир) Мироощущение (чувства) Основные функции мировоззрения: Познавательная – это функция о познании, т.е. о неком процессе творческой деятельности человека, формирующем его знания. Аксиологическая - с греч. axia — ценность и logos — учение, слово. Эта функция об исследование природы ценно­стей. Праксиологическая – эта функция заключается в изучении различных действий или совокупности действий (праксиология с греческого означает – деятельный)

Исторические типы мировозрения: мифология, религия, философия.

Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим. В каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения.(пример: Древний Рим – мифология, Средневековье –религия).Мифология как исторически первая попытка человека понять мир и осознать своё место в нем характеризуется отсутствием грани между реальностью и воображением. Миф – фантастический рассказ, который объясняет происхождение того или иного явления природы, общественной жизни, ссылаясь не только на естественные силы и закономерности, но и на сверхъестественные силы. В мифах нашли отражение важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождение мира, человека, природы, о жизни и смерти, о судьбе, о добре и зле. Мифы санкционировали нормы поведения, утверждали определённую систему ценностей, воспитывали людей. Они тесно были связанны с обрядами, пересказывались в фольклоре, передавались с помощью танцев, музыки, песни. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающей действительности. Религия, в отличие от мифологического представления, провела чёткую грань между естественным и сверхъестественным мирами. Для религиозных форм мировоззрения характерна образно-эмоциональная, а нерационально-понятийная форма восприятия и объяснения окружающей действительности.

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании, а не на вере либо вымысле, обращается к разуму, а не к чувствам. Древние мыслители, размышляя о мире человека, стали всё больше опираться на логические рассуждения. Постепенно формировался собственный язык философии, вырабатывались чёткие понятия и категории, складывалась целостная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Философия: определение, возникновение, развитие.

Философия (дословно: стремление к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия)и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях(универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Это был длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1. общественное разделение труда.

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Предмет – круг вопросов, который изучает та или иная дисциплина. В частности, предметами философии являются четыре её раздела: Онтология, учение о бытии; Гносеологии, учение о познании; Антропология, учение о человеке; Учение об обществе.

Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Функции философии.

Основные этапы: 1) Греческая (античная) философия (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.), (Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая философия до 15 в. н.э. (Фома Аквинский, Августин). 3) философия Возрождения (15 – 16 вв.), (Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) философия Нового Времени 17вв. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк). 5) 18 в. философия Просвещения (Руссо, Вольтер). 6) Немецкая классическая философия 1780–1830г. (Кант, Гегель). 7) Неклассическая западная философия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная философия (Спенсер). 8) Вторая половина 19в. марксистская философия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9) Русская философия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев).

Функции философии –основные направления применения философии через которые реализуется её цели задач и направления:

Мировоззренческая,Методологическая,Теоретическая,Гносеологическая,

Критическая,

Аксиологическая,

Социальная,

Гуманитарная,

Прогностическая.

Основные философские школы Древней Индии.

Древнеиндийская философия

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. на санскрите.

Основанием мира признается без личностный мировой дух «Брахман». Из него происходит всё.

Человеческая душа бессмертна и неоднократно переселяется из одного тела в другое до тех пор, пока, достигнув совершенства, не сольётся с мировым духом Брахманом. Этот круговорот обозначается термином «сансара». Цель человеческой жизни – забота о своём последующем перерождении, которое определяется «кармой». Карма – возмездие за все совершенные поступки человеком, настигающее его в последующих жизнях.

Формирование философских школ напрямую зависело от отношения к ведической традиции и характера её переосмысления. Выделяют ортодоксальные (признающие авторитет Вед)и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) школы. К первым относят школы: миманса, веданта, йога; ко вторым: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.

Буддизм –философско-религиозное ученье, основателем которого является Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды (просветлённого). Учение Будды сосредоточено наземном страдании и избавлении от него. В основе этого вероучения лежат «Четыре Благородные Истины»:

1. Жить значит страдать. Все люди испытывают горе, старость, болезни, и т.д. Счастье недолговечно.

2. Страдание проистекает от наших желаний. Причина страдания – непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле всё переходящее и изменчиво.

3. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания. Это нирвана – состояние полной невозмутимости, отвлечения от внешнего мира и от мира мыслей.

4.Существует путь достижения этого состояния. Только живя нравственно и аскетично, т.е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а, следовательно, и страдания. Восьмеричный Путь включает такие принципы как:

-праведное понимание (умение преодолевать иллюзии)

-праведные мысли и побуждения (избавление от эгоизма)

-праведные слова (следует остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани)

-праведное действие(нравственное поведение)

Восьмеричный Путь – путь самосовершенствования. Он ведёт человека к освобождению от мирского страдания и обретению успокоения, состояния единства с космическим сознанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...