Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы научного познания философии Нового времени. Рационализм и импиризм.




Развитие философской мысли в Новое время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма. В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феодального дворянства и духовная диктатура церкви, очищены пути для развития промышленности и торговли. Проблема метода заняла особое место и в философии.

В качестве основного метода познания английский философ Ф. Бэкон (1561—1626)выдвинул индуктивный метод — метод восхождения от единичных фактов к обобщениями понятиям. Изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Идя таким путем, считал мыслитель, исследователь соберет много полезных открытий, следуя же "путем умозрений и разглагольствований", можно достичь только бесплодных результатов или вовсе не получить никаких. Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Чувственные восприятия он считал единственным источником знаний, заложив тем самым основы эмпиризма —одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Следует также отметить, что Бэкон не отвергал значения познавательных возможностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать из опыта истины. К числу наиболее ярких мыслителей, унаследовавших идеи Бэкона и развивавших традиции эмпиризма, впервую очередь необходимо отнести английских философов Дж. Локка, Джордж Беркли.

15. Английский эмпиризм 17-18 вв Последователем Бэкона был Дж. Локк. Он обосновал принцип материалистического сенсуализма, т.е. происхождение всех знаний из чувственного восприятия мира. Единственный источник идей – опыт. Различает внешний и внутренний опыт. Первый основан на ощущениях, второй – на рефлексии. Идеи ощущения – это основной источник всех наших идей. Посредством идей мы воспринимаем и качества вещей, Локка выделяет 2 класса: первичные и вторичные. Первичные принадлежат самим предметам. Они неотделимы от тела. Вторичные качества – те, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в них самих. Локку принадлежит идея о создании метафизического метода. Т. о., Дж. Локк обосновал философию здравого смысла.Линией субъективного идеализма придерживался Дж. Беркли. Он исходил из того, что человек воспринимает только свои ощущения. Любая вещь – комплекс ощущений. Пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. Он признает существование Бога. Дж. Беркли стремиться опровергнуть материализм и атеизм. Он считал, что материя – это ничто. Позже происходит возрождение философии Беркли и ее заимствование многими школами идеализма.

16. Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Наиболее яркими представителями рационализма были Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Материалистическая мысль этой эпохи опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех наук наибольшее развитие получили матем, мех, физ. Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Главнейшим приобретением естествознания явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа, использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Р.Декарт - дуалист, основной принцип – подвергал всё сомнению, отождествлял материю с пространством, разум критерий истины (т.к. он рационален и последователен). Разработал новый подход к познанию. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и даже о развитии жизни на Земле согласно законам природы. Б.Спиноза натуралистический пантеист (природа - бог), довёл понимание материи до субстанции, стоял на позициях детерминизма. Положил идею о том, что существует лишь одна субстанция – природа. Свобода осознанная необходимость, государство как общественный договор. Г.Лейбниц объективный идеалист, весь мир состоит из частиц, им свойственна внутренняя бесконечность и неисчерпаемость. Через теологию приходит к связи материи и движения. арактерная черта – стремление соединить теорию с практикой. Любая вещь – субстанция.

 

 

17. Концепция "общ-ого договора" и "ест-ого права".

По мнению Гоббса, появл гос-ва предшеств так наз естеств сост, сост абсолют, ничем неогранич свободы людей, равных в своих правах и способностях. Поэтому естеств сост для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естеств и необход выходом станов огранич,обуздание абсол свободы каждого во имя блага и порядка всех. Ограничивая свою естеств свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддерж порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдел чел-у. Так возник гос-во, власть кот суверенна. Власть гос-ва,по убежд Гоббса должна быть абсолютна, гос-во вправе в интересах общ-ва предприним любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом гос-ва для Гоббса была абсолют монархия, неогранич власть по отнош к общ-ву. Джон Локк об обществ договоре и естеств праве. Локк видит в первонач абсолют свободе людей не источник борьбы, а выраж естеств их равенства и готовности следовать разумным естеств, прир законам. Эта естеств готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохр свободу, часть функции отдать правит, кот призвано обеспеч дальнейшее разв общ-а. Так достиг обществ договор между людьми,так возник гос-во. Осн цель гос-ва - защита естеств прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Теория обществ договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо. Естеств сост людей Руссо трактует состояние первобыт гармонии с пр-ой. Чел-к не нуждается ни в обществ ограничит, ни в морали, ни в систематич труде. Способность к самосохр удерживает его от состоян "войны всех против всех". Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, кот враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Но в основе гос власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного чел-а. Эта свобода и воля остаются абсолют, неогранич и после заключения обществ договора.

 

 

Философия просвещения.

Понятие просвещения –1.тип идеалогии антифеодал, основан на постулате, что сущ общест отнош должны подвергаться суду чел. разума, как единств и высшего авторитета. 2. Путь для изменеия чел. и общ-ва – это просвещение и знание. Представители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Была развита позиция последоват мат-ма в понимании пр-ы, мира (Дидро Гольбах, Гельвеций) Гольбах: «система природы» – энциклопедия эпохи просв. Вселенная – великая соед всего сущ, представл собой лишь материю и движение, а все ее проявл лишь действие причин и следствий. Материя – все то, что к.-то образом воздей на наши орг чувств, более конкретно под материей поним ве-во в многообраз его проявл. Движение – способ сущ материи. Дидро: источник движения материи – внутр ее разнородность и противореч. Фр. Материалисты ставили вопр о происхожд жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способ ощущ как опред возм-ть присуща всей материи. В целом критика пр-ды такова: пр-да несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происх превращение одних форм в др. Они отстаивают тезис о познаваем мира, однако в целом поним процессов познания – одна из слабостей их ф., т.к. им не удается раскрыть активный хар-р процессов позн и убедит показ как соверш переход от чувств к логич познанию. Важно то, что они предлож теорию обществ договора, объясн происхожд гос-ва (Гоббс), а с др стороны пытались сформулир представление об об-ве, кот. будет соотв требованиям разума. Общ-во, по их мнению, должно соот пр-де чел-а, т.е. его неотъемлемым потребн и интер. Чел-к стремится прежде всего к самосохр, => в пр-де чел-а заложена любовь к самому себе и к тому, что помогает ему сохр сущ. Отсюда стремл избегать страдание и получ удовольствие. Ключевая мысль: Чел-к должен стать разумн эгоистом и понять, что правил понятый личн интерес должен заставлять его думать об обществ благе. Мораль разумн эгоизма в разум общ. отнош может обеспеч некот гармонию общ. жизни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...