Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1.Универсальные учебные действия: формирование, виды действий




Постоянно развивающееся информационное общество подталкивает человека к непрерывному самостоятельному обучению в течение всей динамичной жизни. Человек должен при этом быть готовым действовать и принимать решения самостоятельно.

Совокупность компетенций выступает той самой мерой способности человека принимать активное участие в любой деятельности. Образовательная практика школьников включает следующие основные компетенции:

· математическая компетентность – умение работать с числами, цифрами, цифровой информацией – обладание математическими умениями;

· коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

· информационная компетентность – умение использования информационных технологий – владение навыков работы со всеми видами информации;

· автономизационная компетентность – навык непрерывного – самостоятельного развития, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

· социальная компетентность – навык общения, взаимодействия в социуме, команде;

· продуктивная компетентность –навык работы с достижением поставленной цели, умение создавать новый продукт, способность принимать ключевые решения, брать ответственность за выполненную работу;

· нравственная компетентность –подчинение и уважение нормам морали и нравственности[1].

В течение всего процесса обучения происходит овладение учащимся данными компетентностями. Главная цель достигается путем формирования универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия есть действия, формирующие способность широкой ориентации школьников, способствующие развитию компетенций в разнообразных предметных областях и в структурировании самой образовательной деятельности, что включает понимание учениками целевой направленности процесса обучения, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия отражены в системно-деятельностном подходе, который основан на идее того, что психологические способности человека являются конечным результатом изменения внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность методом постепенных изменений. Таким образом, социальное, познавательное, личностное развитие школьников зависит от направленности организации учебной деятельности. В деятельностном подходе ключевую роль играет идея, исходя из которой сущность образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический. По мнению ученых, именно содержание образовательного процесса дает возможность «вести за собой» умственное развитие.

Наиболее точно и доступно понятие «универсальные учебные действия» раскрыто в трудах А. Г. Асмолова. В широком смысле ученый подразумевает под термином «универсальные учебные действия» умение учиться, способность ученика к самостоятельному развитию и совершенствованию своих навыков и умений методом освоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении «универсальное учебное действие» - это совокупность методов действий учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усваивание новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[2].

В то же время этот термин включен в Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Но точного определения данного термина и его основных характеристик в Образовательном стандарте нет, поэтому в данной работе за основу будет взято определение УДД, данное ученым А.Г.Асмоловым.

В ходе обучения происходит не только процесс усвоения новых знаний учащимися, но и овладение навыками использования полученных знаний в собственных интересах и общественных интересах. Школа выступает в качестве одного из ключевых этапов процесса социализации человека, именно в процессе обучения ученик осваивает различные умения, навыки, новые знания. Основу образовательного процесса для учителя составляет Федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС состоит из требований, предъявляемых при реализации основной программы образования учебными учреждениями, прошедшими государственную аккредитацию. Результаты обучения также находятся под контролем ФГОС, включающие в себя освоение межпредметных понятий, УУД, способность их использования как в учебной, так и в социальной практике[3]. В старшей школе к обязательным метапредметным результатам относят также овладение навыком учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности[4].

Термин «универсальные учебные действия» впервые был введен в федеральный государственный стандарт в 2009 году. Именно в это время умение учиться выделяют в качестве важного и самостоятельного элемента содержания образовательного процесса.

Универсальные учебные действия делят на 4 основные группы:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

1) Личностные действия делают процесс обучения более осмысленным, указывая учащемуся на значимость решения различных задач, связывая этот процесс с реальными жизненными ситуациями. Личностные УД подталкивают к осознанию, изучению, принятию жизненных ценностей, ориентируют в нравственных законах, нормах, позволяет выработать четкую жизненную позицию в отношении окружающего мира, людей, самого себя и своего будущего.

2) Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Регулятивные УД дают возможность путем постановки целей, контроля, проектирования, корректировки собственных действий, рефлексии полученных результатов управлять учебной деятельностью. Самоуправление и саморегуляция в процессе обучения выступают надежной основой будущего профессионального и непрерывного самообразования и самосовершенствования.
3)Познавательные действия состоят из процесса исследования, поиска и отбора нужных данных, их систематизации; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
4)Овладение коммуникативными действиями приводят к ситуации сотрудничества – возникает умение слышать, слушать и понимать партнера, обсуждать и совместно выполнять различную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.[5] Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Универсальные учебные действия дают учащимся возможность:
1) использовать возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
2) создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
3) обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формировать картины мира, компетентности в любой предметной области познания.

Доктор педагогических наук, профессор С.Г. Воровщиков выступил c критикой ФГОС относительно прописанных требований и стандартов формирования УУД. Профессор С.Г.Воровщиков критично относился к стандартам образовательной системы. Им были выявлены нарушения правила одного основания, т.е. выбранный в качестве источника признак не стоит заменять в ходе деления другими признаками.

Также выявлено нарушение правила исключение, которое состоит в том, что каждый выделенный объект должен содержаться в составе только одного вида.

С.Г.Воровщиков сформулировал обновленную, сформулированную совместно с Д.В.Татьянченко. По мнению профессора, новая классификация отвечает всем правилам построения.

Классификация общеучебных умений (Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков).

ü Учебно-управленческие умения.

ü Учебно-информационные умения.

ü Умения работать с письменными текстами.

ü Умения работать с устными текстами.

ü Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

ü Учебно-логические умения.

ü Анализ и синтез.

ü Сравнение.

ü Обобщение и классификация.

ü Определение понятий.

ü Доказательство и опровержение.

ü Определение и решение проблем.

В созданной классификаци и термин универсальные учебные действия заменен близким, но не тождественным по смыслу понятием «Общеучебные умения». Общеучебные умения – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Именно данное понятие д.п.н. С.Г.Воровщиков предлагает использовать в образовательной системе и включить в единый стандарт процесса обучения. Несмотря на новаторский подход ученого, в образовательном стандарте используют термин универсальные учебные действия.

В различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик универсальные учебные действия:

ü носят метапредметный, надпредметный характер;

ü создает условия для целостного общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

ü гарантируют преемственность всех уровней образовательного процесса;

ü являются основой организации и процесса регуляции любой деятельности школьника вне зависимости от ее специально-предметного содержания;

ü создают условия для полноценного усвоения содержания учебной деятельности и содействует формированию психологических особенностей каждого ученика.

Формированию личностных универсальных УД способствует использование заданий, в которых учащиеся сами оценивают результаты проделанной работы.

Формированию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование задания, в которых между учениками происходит обсуждение проблемных вопросов и, в дальнейшем, сравнение полученных результатов, с выделением полученных выводов.

Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при работе в паре или группе.

Формирование познавательных УУД происходит при использовании заданий, результат выполнения которых в учебнике не указан, но в помощь учащимся в иллюстрациях и текстах учебника скрыты подсказки.

К основным функциям УУД относятся:

· Создание условий для самостоятельного обучения. Наличие необходимых средств и методов достижения, регуляция и объективная оценка результата учебной деятельности;

· Обеспечивать полноценное развитие личности, мотивировать к непрерывной самореализации путем непрерывного образования самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

· создание условий полноценного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Качество усвоения знания напрямую зависит от характера и разнообразия форм и видов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Личностные универсальные учебные действия создают условия для формирования ценностно-смысловой направленности учеников. Учащиеся узнают моральные нормы, акцентируют внимание на нравственных аспектах поведения окружающих их людей, ориентируются в межличностных взаимодействиях, социальных ролях, принимаемых людьми. В учебной деятельности выделяют три вида действий:

· личностное, жизненное самоопределение;

· действие смыслообразования. Между целью и мотивом учащийся самостоятельно выявляет связь, в дальнейшем также выявляется связь между результатом обучения и мотивом, побуждающим к образовательной деятельности. Ключевым условием является возможность ученика ответить на вопрос о том, какое значение и смысл играет для него обучение;

· действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Учащийся разделяет плохое и хорошее, эмоционально оценивает происходящие с ним события.

Среди критериев сформированности личностных УДД выделяют:

ü систему ценностного сознания;

ü уровень развития морального сознания;

ü усвоение моральных принципов и норм, которые играют роль регуляторов морального поведения;

ü верность направленности учащихся на моральное содержание событий, происходящих с ними, действия, нравственной проблемы, требующей осуществления морального выбора.

ü Познавательные универсальные учебные действия состоят из общеучебных, логических учебных действий, в том числе постановки и решения проблемы.

В общеучебные универсальные действия входит:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение нужной информации; использование различных средств поиска данных, также с помощью компьютерных средств;

· систематизация знаний;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· анализ методов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

· выделение главной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

· понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Существует такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

· изучение различных объектов для выделения их признаков (существенных, несущественных);

· соединение целого из элементов или же самостоятельное достраивание с компенсированием недостающих компонентов;

· выбор источников и основных признаков для сравнения, классификации объектов;

· подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей, формирование цепочек объектов и явлений;

· создание логической цепочки рассуждений, изучение истинности суждений;

· формулировка гипотез их обоснование, доказательство;

· постановка и решение проблемы;

· формулирование проблемы;

· самостоятельное создание методов решения проблем творческого и поискового характера[6].

 

Глава 2. Характеристика регулятивных и познавательных УУД

Исходя из образовательных стандартов регулятивные действия обеспечивают организацию школьникам своих учебных действий. В регулятивные УУД входят:

· целеполагание, выступающее в качестве постановки учебной задачи. Происходит сравнение учащимся уже усвоенной им информации и неизвестных фактов.

· планирование, посредством которого определяют последовательность достижения промежуточных целей, учитывая конечный результат.

· прогнозирование. Происходит выдвижение предположения о достигнутом результате, уровне освоенных знаний;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

· корректировка – добавление необходимых элементов и корректив в план и метод действия в ситуации расхождения эталона, реального действия и его продукта;

· оценка - осознанное понимание достигнутого уровня усвоенных знаний и необходимый действий для достижения эталона усвоения;

· волевой контроль как способность к самомотивации, собранности.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет регулятивные УУД как деятельность учащегося, внутренне мотивированная, ориентированная на самостоятельную организацию своих действий, самоконтроль, саморегуляцию[7]. Стоит сказать, что конкретного определения в образовательном стандарте нет.

Регулятивные УУД выступают в качестве ключевого фактора формирования познавательных способностей, самоуправления и самоконтроля. А.В. Карпов называет следующие признаки регулятивных процессов:

В первую очередь, регулятивные УУД синтетичны, что подразумевает, что они комплексны и формируются на базе синтеза различных типов психических процессов: эмоциональных,когнитивных, волевых, мотивационных.

Также регулятивные процессы являются метакогнитивными,т.е. они связывают когнитивные процессы с исполнительскими действиями.

Каждое регулятивное УУД соответствует определенному этапу организации деятельности. Первый этап предполагает целеполагание, потом происходит проогнозирование; далее реализуются процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а, в завершение, происходит оценка достигнутых результатов и необходимая корректировка действий.

Ниже представлена структура и критерии сформированности регулятивных УУД для учеников начальной школы. В ситуации поступления ребенка в школу выделяются следующие критерии сформированности регулятивных УУД:

· умение действовать по правилам и заданному образцу;

· умение придерживаться начальной цели;

· умение распознать ошибку и исправить ее с помощью взрослого;

· умение контролировать свою деятельность по результату;

· умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника.

В начальной школе выделяют следующие регулятивные УУД, отражающие содержание ключевой деятельности младших школьников:

1.Умение учиться и организовывать свои действия (планирование, контроль, оценка):

умение воспринимать поставленные взрослыми цели и придерживаться им в учебе;

способность планировать свои действия заранее и следовать сформулированному плану;

преодоление излишней эмоциональности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

умение адекватно воспринимать оценки взрослых и сверстников;

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми.

2. Формирование у учащихся желания достичь поставленной цели, настойчивости в своих действиях, оптимизма, готовности к преодолению различного рода препятствий:

целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

настрой к преодолению препятствий, формирование желания на поиск вариантов разрешения проблем на пути к реализации цели (стратегия совладания);

формирования оптимистичного настроения в решении любых жизненных проблем[8].

Критерии, указывающие на полноценную сформированность регулятивных УДД выражены в умении: выбирать способы организации своего повседневного поведения; всегда помнить и использовать инструкцию во времени; контролировать и реализовывать деятельность по принятым правилам; прогнозировать результаты своей деятельность, возможные промахи; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; контролировать реакции, не относящиеся к цели.

Познавательные УУД в своем составе содержат: общеучебные действия, действия формулировки и решения проблем. Данные учебные действия формируют способность к изучению окружающего мира: мотивируют целенаправленно искать необходимую информацию, обрабатывать и использовать ее.

Умения, входящие в состав познавательных УУД: понимать познавательные задачи; читать и слушать, вычленяя необходимую для себя информацию, при этом умение самостоятельно находить все данные в материалах учебников, другой дополнительной литературе; при решении учебных задач производить анализ, синтез, сравнение, выявлять причинно-следственные связи, обощать и делать выводы; воспринимать информацию, представленную в виде схем, моделей, изображений, использовать знаково-символичные средства при решении различных задач

Перевод текста в знаково-символическую форму необходим для получения новой информации. Любой современный учебный процесс невозможен уже без применения разных знаково-символических средств(цифр, букв, схем).

Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Знаково-символические средства в процессе обучения чаще всего используются в моделировании. В начальной школе основным критерием освоения знаково-символических УУД является использование моделирования учащимися, что является отражением пространственного расположения объектов; к концу начальной школы учащиеся должны самостоятельно строить схемы, таблицы, модели и т.п. Процессы перевода текста в знаково-символическую форму являются ключевым фактором формирования логических УУД, при этом вызывает наибольшие трудности у учащихся при выполнения.

Наблюдать данные процессы чаще всего можно на уроках математики. Математические задания мотивируют учащихся изучать объекты, выделяя ключевые и второстепенных их признаки; искать сходство и различие; сравнивать и систематизировать по самостоятельно выделенным основаниям; выделять причинно-следственные связи.

Моделирование также используется на уроках русского языка,при изучении грамоты.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. За счет использования поискового, проблемного методов изучения информации стимулирование образовательной деятельности проходит более эффективно.

Таким образом, УУД активно внедряются в образовательный процесс на различных ступенях образования. Делаем вывод об активном внедрении УУД в единый образовательный процесс. По причине постоянного динамичного развития общества формирование УУД является обязательным условием реализации учебного процесса. При этом появляется огромное количество информации, необходимой для изучения учителям для более эффективного внедрения УУД в образовательный процесс. Одними из важнейших УУД являются регулятивные, способствующие формированию «умения учиться». Данные УУД создают условия для самоорганизации учащимися процесса обучения, что приводит к формированию навыка к самообразованию, постоянному самосовершенствованию за счет непрерывного образования, длящегося на протяжении всей жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...