Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Метод проектной деятельности




В современном постоянно изменяющемся мире бесконечно быстро расширяется информационное пространство. С каждым годом человеку приходится обрабатывать все больше и больше поступающей из окружающего его мира информации. По этой причине расширяется база знаний, которой должен овладеть каждый школьник. Учителя зачастую сталкиваются с неумением детей перерабатывать огромный поток информации, превращая ее в знания. В процессе получения информации нет элемента системности, так необходимого в процессе обучения. В связи с этим у учителей возникает потребность не только дать ученику всю информацию, имеющуюся в программе, но и научить ребенка самого обрабатывать данные, вычленяя необходимые для него компоненты. Речь идет о формировании информационной компетенции у учащихся. Одним из способов решения данной проблемы является метод проектов[9].

Метод проектов не является новым для педагогики, он появился в США в начале двадцатого столетия. Возник он под названием Метод проблем и является разработкой американского философа и педагога Дж.Дьюии его ученика В.Х.Килпатрика. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Дж.Дьюи в основе обучения видел целесообразную деятельность учащегося. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого важна была личная заинтересованность ребенка в получаемых им знаниях. Именно для этого использовалась реальная проблема из жизни, которая имела для него большое значение. При решении поставленной проблемы ребенок должен был использовать как уже освоенные, так и вновь приобретенные знания. В итоге учащиеся должны или самостоятельно, или в группе решить поставленную проблему, используя знания, полученные из разных областей. Таким образом, процесс решения проблемы приобретает характер проектной деятельности.

Метод проектов заинтересовал русских педагогов тогда же, в начале 20 века. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т.Шацкого была организована небольшая группа сотрудников для реализации метода проектов в практике преподавания.

В 1931 году метод проектов был запрещен к использованию как чуждый советскому народу, и попыток возродить его никто не предпринимал.

Метод проектов направлен на самостоятельную деятельность, иногда парную, групповую совместную деятельность школьников при решении различных учебных заданий. При этом метод используется совместно с другими групповыми технологиями. Результаты полученной работы отражаются наглядно либо в виде отчета, либо в виде алгоритма практического решения конкретной проблемы.

При использовании метода проектов на уроках иностранного языка происходит смещение акцента с простого выполнения заданий под руководством учителя на развитие активной мыслительной деятельности учащихся, что приводит к овладению необходимыми языковыми средствами. Данный метод решает эту задачу, превращая уроки иностранного языка в исследовательский клуб, в котором решаются различные интересные, применяемые на практике проблемы с учетом особенностей культуры и языка изучаемой страны. Наличие предмета обсуждения является обязательным условием использования метода проектов.

Всегда в основе проекта лежит определенная значимая для учащихся проблема, для решения которой им необходимо не только знания языка, но овладение большим объемом знаний, без которой невозможно решение данной проблемы.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. При этом учащимся необходимо владеть творческими, коммуникативными, интеллектуальными умениями. Можно сделать вывод, что для эффективного использования метода проектов требуется серьезная значительная подготовка, осуществляемая учителем в системе обучения, при этом подготовительная работа должна проводиться систематически и параллельно с проектной деятельностью.

Существует множество подходов к классификации проектов:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

· информационный

· исследовательский

· практико-ориентированный

· ролевой

· творческий

Информационный проект. Данный тип проектной деятельности ориентирован на поиск и сбор необходимой информации о каком-либо объекте, явлении, изучение и систематизацию полученных данных, предназначенных для интересующейся аудитории. Такие проекты включают хорошо продуманную структуру, при этом возможно внесение необходимых коррективов в процессе работы над проектом.

Исследовательский проект. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.
Практико-ориентированный проект. Проекты данного типа нацелены на получение конкретного результата, ориентированного на социальные интересы участников проекта. Практико-ориентированный проект хорошо структурирован, иногда требует составления сценария с распределением функций, выполняемых каждым участником для достижения четких конкретных результатов. В ходе выполнения очень важна координация действий, поэтапность деятельности, эффективное взаимодействие.
Ролевой проект. При использовании проекта данного типа происходит распределение ролей между участниками в зависимости от характера и сущности проектной деятельности, обсуждаемой проблемы. Результаты таких проектов могут быть как спрогнозированы в самом начале, а могут оставаться неизвестными до самого его завершения. Доминирующий вид деятельности в данном проекте – ролево-игровой, приключенческий;
Творческий проект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта[10].

По форме:

· видеофильм

· рекламный ролик

· журнальный репортаж

· инсценировка

· интервью с известным человеком

· телепрограмма

· мультимедийный продукт

· стенгазета

3. Характер координации проекта: непосредственный (гибкий, жесткий), скрытый (неявный, с эффектом имитации).

- с открытой, явной координацией

В проектах такого типа координатор выполняет свои функции открыто, направляя деятельность участников, корректируя или организуя, если в этом есть необходимость;

- со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из

4.Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

- внутришкольные или региональными (т.е. в пределах одной страны);

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

- международными (участники проекта являются представителями разных стран)

Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий

5. Количество участников проекта.

- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных, регионах, странах);

- парные (между парами участников);

- групповые (между группами участников).

6.Продолжительность проекта.

- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (2-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;-

- средней продолжительности ( один - два месяца);

- долгосрочные (до года).

В большинстве случаев краткосрочные проекты планируются при проведении уроков по отдельному предмету, Проекты же средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными, они содержат крупную проблему, таким образом, создавая комплекс проблем и совокупность проектов[11].

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов.

Основные виды проектов для обучения языку

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж.Сент-Джон различают три вида проектов:

1. Групповой проект, активно вовлечены все участники проектной деятельности, при этом каждый учащийся изучает определенный аспект обсуждаемого вопроса

2. Мини- исследование, проводимое с помощью соц.опроса и интервью.

3. Проект, в ходе которого учащийся изучает литературу по заданной теме и выделяет информацию по интересующему его вопросу[12].

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

· использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

· акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

· выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

· отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

· наглядное представление результата[13].

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

1. Определение темы проекта.

2. Определение проблемы и цели проекта.

3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

6. Работа в группах.

7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

Проектная работа – это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. При выполнении работы учащиеся расширяют свой кругозор, повторяют пройденный материал по истории, географии, биологии и другим предметам.

 

 

Заключение

Метод проектов направлен на развитие у учащихся умения самостоятельно, в парах или в группе выполнять учебные задания в течение определенного времени. В процесса конструирования проекта происходит активное взаимодействия учащихся как между собой, так и с учителем, который может как явно организовывать и направлять деятельность учащихся, так и консультировать и выполнять задания с ними на равных.

Умение пользоваться данным методом говорит о высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методике обучения. Навыки, приобретаемые учениками в процессе работы в проекте, носят практическую значимость, формируют у учащихся умение адаптироваться к динамичному обществу, которое несет в себе огромный поток информации.

При традиционной форме ведения урока более слабые ученики принимают пассивное участие во взаимодействии с окружающими. Использование же метода проектов позволяет вовлечь всех учеников, вне зависимости от уровня их подготовленности, в активную деятельность по решению конкретной проблемы, нести ответственность за выполненную работу, ее практическую значимость.

Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников.

 

Список информационных источников

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли./А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова – М., 2008. – 302 с.

2. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США./Г.Д.Дмитриев. - М.: Педагогика, 1987.- 250 с.

3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Л.Г.Петерсон. – М., 2002. – 189 с.

4. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений./Л.Г.Петерсон, Ю.В.Агапов. – М., 2008.- 205 с.

5. Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа / О.А.Побокова, А.А. - Иркутск, 2003. – 199 с.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.В, Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр Академия, 1999. – 259 с.

7. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010. – 247 с.

8. Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе/Г.Е.Мамукина // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001. – 101 с.

9. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования/ Ю.В.Михеева//Академический вестник. – 2011. №1. – 69 с.

10. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий./Ю.В.Михеева//Учительская газета, 2012. - №2. – 78 с.

11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка./Е.С.Полат // Иностранные языки в школе. 2000, № 2, 3. – 94 с.

 


[1]. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008. – С.102.

[2] Там же, С.103.

[3] Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2002. –С.95.

[4] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008. – С. 189.

[5] Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий.//Учительская газета, 2012, №5. – С.56.

 

[6] Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008. – С.189.

[7] Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010. – С.203.

[8] Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования. // Академический вестник, 2011. – №1. – С.46-54.

[9] Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. - М.: Педагогика, 1987.- С.204.

[10]Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр Академия, 1999. – С.98.

[11] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000, № 2, 3. – С.25-28, С.15-18.

 

[12] Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. - Иркутск, 2003.- С.207.

 

[13] Мамукина Г.Е. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе // Иностранные языки в школе. - №4. - 2001.- С.69.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...