Система оценки знаний студентов
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРА XVIII В.»
(семестр — 3, группа ФЖ-203, преподаватель — Е.В. Федорова)
- ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты!
Учебная дисциплина «История отечественной литературы» предназначена для формирования научного подхода к анализу литературного процесса в России. Цель данного курса – получить представление о литературном процессе России древнейших времен, формировать исторически корректное представления о закономерностях и особенностях развития русской литературы XI – XVIII вв., понять роль и значение литературы Древней Руси и литературы XVIII в. в мировой художественной культуре, осмыслить эстетическое своеобразие русской словесности в контексте мировой культуры.
Методы и формы — дисциплина «История отечественной литературы» предполагает лекционные, практические занятия, а также блок самостоятельных работ студентов и различных форм текущего и итогового контроля.
По дисциплине «История отечественной литературы» вам предстоит сдавать экзамен. Для получения итоговой аттестации вам необходимо успешно и вовремя выполнить все контрольные и самостоятельные задания, предусмотренные календарно-тематическим планом изучения дисциплины.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата или неделя п/п
| Виды учебной работы
| Темы раздела
| Контрольные мероприятия
|
4.09
| Лекция 1
| Возникновение древнерусской литературы, своеобразие её художественного метода и жанровой системы. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени.
| Самостоятельная работа по фильму – черты древнерусской культуры.
|
11.09
| Лекция 2
| Особенности литературы 11 – 12 вв. жанры переводной литературы.
|
|
14.09
| Семинар 1
|
18.09
| Лекция 3
| Агиографический канон и его черты.
|
|
25.09
| Лекция 4
| Повести XIII-XV вв. о борьбе с монголо-татарским игом. «Моление Даниила Заточника», «Житие Александра Невского».
| Анализ фильма.
|
28.09
| Семинар 2
| «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII в.
|
|
2.10
| Лекция 5
| Памятники Куликовского цикла. Летописные повести о Куликовской битве. «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина».
|
|
9.10
| Лекция 6
| Художественные особенности «Слова о полку Игореве».
| Чтение отрывка наизусть
|
12.10
| Семинар 3
| Первые русские жития: Сказание о Борисе и Глебе, «Чтение», «Житие Феодосия Печерского».
|
|
16.10
| Лекция 7
| Специфические особенности стиля плетения словес. Жития Епифания Премудрого.
|
|
23.10
| Лекция 8
| Место XVI века в историко-литературном процессе русского средневековья
|
|
26.10
| Семинар 4
| Художественные особенности «Слова о полку Игореве».
|
|
30.10
| Лекция 9
| Стиль барокко в русской литературе. Становление и развитие русской книжной поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Зарождение придворного театра и развитие школьного театра.
|
|
6.11
| Лекция 10
| Общая характеристика русской литературы XVIII в. как литературы нового типа.
|
|
9.11
| Семинар 5
| Художественные особенности житий Епифания Премудрого.
| Примеры стиля плетения словес из житий Епифания Премудрого
|
13.11
| Лекция 11
| Литература эпохи Петра I
|
|
20.11
| Лекция 12
| Формирование классицизма как ведущего литературного направления XVIII в.
М. В. Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа
|
|
23.11
| Семинар 6
| Литература XVI века. «Повесть о Петре и Февронии»
|
|
27.11
| Лекция 13
| А. П. Сумароков – теоретик русского классицизма
|
|
4.12
| Лекция 14
| Путь Д. И. Фонвизина-драматурга
|
|
7.12
| Семинар 7
| Реформа российского стихосложения.
| Контрольная работа по вопросам для самостоятельного изучения.
|
11.12
| Лекция 15
| Личность Г. Р. Державина
|
|
18.12
| Лекция 16
| Сентиментализм и его представители в русской литературе.
|
|
21.12
| Семинар 8
| Русская трагедия XVIII века
|
|
25.12
| Лекция 17
| Ранние годы деятельности
Н. М. Карамзина
|
|
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Контрольное мероприятие
| Учебная неделя проведения контрольного мероприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устные выступления
| *
|
| *
|
| *
|
| *
|
| *
|
| *
|
| *
|
| *
|
| *
|
Самостоятельная работа по фильму – черты древнерусской культуры.
| | *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выразительное чтение наизусть отрывка древнерусского текста.
| |
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка выписанных примеров стиля «плетения словес» из житий, написанных Епифанием Премудрым.
|
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Письменные ответы на вопросы для самостоятельного изучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩИХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ, ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Вид контрольного мероприятия
| Цель
| Содержание
| Требования к оформлению
| Порядок предоставления
|
Устные выступления
|
| Предполагает связные, логически выстроенные ответы на вопросы семинара.
| Работа на семинаре должна демонстрировать осмысленное прочтение текста, способность ориентироваться в его содержании, умение интерпретировать и анализировать произведение, знание обязательной и дополнительной научной и критической литературы, умение полемизировать, отстаивая свою точку зрения по проблемным вопросам.
| Результаты устной работы будут сообщены в конце семинарского занятия, отметки будут выставлены в электронной ведомости.
|
Выразительное чтение наизусть отрывка древнерусского текста.
|
| Чтение наизусть отрывка из «Слова о погибели Русской Земли» (первый абзац).
|
| Чтение наизусть заслушивается на практических и семинарских занятиях.
|
Выписанные примеры стиля «плетения словес».
| Формировать умение находить в тексте приметы стиля «плетения словес», отличать его от других стилистических особенностей текста.
| Примеры приводятся из житий, написанных Епифанием Премудрым. Студенты должны найти по одному примеру из двух текстов.
| Примеры готовятся в виде карточки, которую студенты сдают на проверку.
| Результаты будут сообщены через неделю, баллы выставлены.
|
Письменные ответы на вопросы для самостоятельного изучения.
| Формировать умение анализировать критическую и научную литературу по теме, выражать собственную позицию, строить целостный ответ на поставленный вопрос.
| В качестве вопросов предлагаются темы для самостоятельного изучения студентов.
ДРЛ
1. «Слово о полку Игореве» и устное народное творчество;
2. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: историко-сравнительный анализ;
3.«Повесть о Петре и Февронии» как произведение Русского Предвозрождения.
18 век
1. Сатирические произведения И. А. Крылова. Стиль и язык писателя.
2. «Ироикомические» поэмы В. И. Майкова. Жанровое своеобразие «Елисея».
3. Художественное новаторство лирической системы М. Н. Муравьева – первого в русской литературе поэта-предромантика.
Студент может выбрать по одной теме из каждого блока для выполнения работы.
| Работа выполняется в отдельной тетради или же сдается в распечатанном виде. Текст должен быть оформлен аккуратно, продумана композиция ответа, соблюдена логика. Также оценивается полнота ответа на поставленный вопрос.
| Результаты будут сообщены через неделю, баллы выставлены.
|
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Студент допускается к итоговой аттестации при условии успешного и своевременного выполнения всех промежуточных контрольных заданий по дисциплине.
Для оценивания успеваемости по дисциплине применяется балльно-рейтинговая система.
Критерии оценивания устных выступлений
Аттестационная оценка
| Критерии оценки
|
2 балла
| Студент отлично ориентируется в содержании текста. На вопросы дает правильные, сознательные, уверенные, аргументированные, связные, развернутые ответы. Демонстрирует понимание авторской позиции, знание научной и критической литературы, умение делать целостный и выборочный анализ художественного текста.
|
1 балл
| Студент отлично ориентируется в содержании текста. Ответы на вопросы дает в форме дополнений.
|
Критерии оценивания выразительного чтения
Аттестационная оценка
| Критерии оценки
|
5 баллов
| Студент читает текст без запинок, выразительно произносит отрывок. Начинает выступление с названия исполняемого отрывка.
|
4 балла
| Студент произносит текст выразительно, начинает выступление с названия исполняемого отрывка, но допускает некоторые неточности, отступления от оригинала.
|
3 балла
| Студент читает текст достаточно выразительно, допускает некоторые ошибки при исполнении и может обратиться к тексту.
|
2 балла
| Студент читает текст невыразительно, допускает частые ошибки и иногда обращается к тексту.
|
1 балл
| Студент допускает частые и существенные ошибки при чтении наизусть, отступает от оригинала, постоянно обращается к тексту.
|
0 баллов
| Студент не выступил с чтением отрывка наизусть.
|
Критерии оценивания выписанных примеров из житий Епифания Премудрого.
Аттестационная оценка
| Критерии оценки
|
2 балла
| Приведенный пример ярко иллюстрирует стиль «плетения словес», имеет особенности стиля, проявляющиеся на всех уровнях.
|
1 балл
| Студент выписал примеры, неярко иллюстрирующие стиль или проявляющие особенности стиля лишь на некоторых уровнях.
|
0 баллов
| Студент не выполнил задание.
|
Критерии оценивания письменного ответа на вопрос для самостоятельного изучения
Самостоятельная работа представляет собой письменный ответ на два вопроса из разных периодов литературы, баллы выставляются за каждый вопрос отдельно.
Аттестационная оценка
| Критерии оценки
|
5 баллов
| Работа соответствует теме и раскрывает ее содержание. Отличается глубиной, самостоятельностью суждений; выраженностью авторской позиции. В ходе выполнения продемонстрирован высокий уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
|
4 балла
| Работа соответствует теме и раскрывает ее содержание. Студент допускает только незначительные ошибки.
|
3 балла
| Задание выполнено удовлетворительно, но имеются существенные недостатки.
|
2 балла
| В работе допускаются существенные отклонения от норм, частые и грубые ошибки, нарушаются требования к выполнению.
|
1 балл
| Ответ не является логически законченным и обоснованным,тема раскрыта неудовлетворительно с точки зрения полноты и глубины изложения материала.В ответе приводятся бессистемные сведения.
|
0 баллов
| Студент обнаруживает незнание программного материала. Содержание не соответствует теме.
|
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ И ФОРМА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Итоговое аттестационное мероприятие по дисциплине — экзамен по билетам.
Каждый экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса. Время на подготовку к ответу 35–40 минут.
Критерии оценки: один теоретический вопрос оценивается в 20 баллов. Максимальная оценка за экзамен составляет 40 баллов.
Итоговая оценка складывается из баллов, набранных по текущему контролю и за экзамен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: