Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствие систем оценок




Оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Набранная сумма баллов (max —100) Менее 60 баллов 60—72 73—85 86—100

 

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «История отечественной литературы»

Древнерусская литература

1. Причины и предпосылки возникновения древнерусской литературы. Основные черты древнерусской литературы.

2. Древнейшее летописание. Гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачёва, Б.А. Рыбакова о становлении начальной русской летописи.

3. Метод составления летописи. Понятие «летописный свод». Стиль летописи.

4. Идея «Повести временных лет». Основные образы. Фольклорные источники «Повести временных лет».

5. Элементы исторической повести в «Сказании о Борисе и Глебе». Приёмы изображения положительных и отрицательных героев. Стиль «Сказания».

6. «Житие Феодосия Печерского». Особенности композиции, приёмы изображения центрального героя.

7. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве»: открытие памятника; проблемы подлинности и датировки; проблема автора.

8. Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: особенности композиции; образная система; жанровое своеобразие.

9. Вонские повести XIII – XV веков. «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли».

10. Памятники куликовского цикла. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

11. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Проблема вторичности «Задонщины».

12. Основные черты жанра воинской повести.

13. Жанровые и композиционные особенности «Повести о Петре и Февронии». Черты житийной литературы. Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии».

14. Бытовые и сатирические повести XVII века.

15.Стиль «плетения словес» в житиях Епифания Премудрого.

16. Жанр и композиция «Жития протопопа Аввакума». Новаторство и традиции.

17. 26.Русское стихотворство XVII века.

18.Основные этапы развития русской литературы XI – XVII веков.

 

Литература 18 века

  1. Основные черты русской литературы XVIII в. как литературы нового типа. XVIII в. – эпоха Просвещения.
  2. Периодизация русской литературы XVIII в.
  3. Повести (гистории) петровского времени. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском…». Идейно-художественное своеобразие.
  4. Феофан Прокопович – общественный деятель, писатель и теоретик литературы.
  5. Понятие о классицизме (социально-исторические предпосылки и философская основа; концепция личности). Своеобразие русского классицизма. Стадии развития. Представители. Система жанров.
  6. Творчество В. К. Тредиаковского. Жанрово-стилевое своеобразие лирики. Переводы западноевропейских романов. Теоретико-литературные труды.
  7. Реформа российского стихосложения (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов).
  8. Разносторонность литературного творчества М.В. Ломоносова и его историко-культурное значение.
  9. Трагедия А. П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец».
  10. Г. Р. Державин. Характеристика творчества. Новаторство поэта. Вопрос о творческом методе Державина.
  11. Драматургия второй половины XVIII в. Основные направления развития. Жанры.
  12. Комедия второй половины XVIII в. Обзор. (В. И. Лукин «Щепетильник», «Мот, любовью исправленный», В. В. Капнист «Ябеда», Я. Б. Княжнин «Хвастун» и др.).
  13. Творческий путь Д. И. Фонвизина. Сатирические произведения («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Всеобщая придворная грамматика»), комедии.
  14. Своеобразие русского сентиментализма. Представители.
  15. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как сентиментальная повесть.
  16. Общая характеристика творчества И. А. Крылова в XVIII в. Шутотрагедия «Трумф» («Подщипа»).
  17. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. История создания и публикации. Содержание и проблематика.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар №1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СВОЕОБРАЗИЕ ЕЁ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА И ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ

1. Основные черты древнерусских текстов:

1) рукописный характер древнерусской литературы. Особенности работы древнерусских книжников. Материалы для письма. Оформление рукописей. Характеристика почерков (устав, полуустав, скоропись, вязь). Связь рукописного характера литературы с исторической судьбой памятников.

2) анонимность памятников. Основные понятия истории текста (список, редакция, извод, архетип, протограф).

2. Особенности чтения и перевода древнерусских текстов:

1) фонетические особенности текстов (музыкальное ударение, четкое произношение гласных);

2) чтение букв и сочетаний.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы XI – XVII веков. – 2-е изд., доп. – Л., 1983.

2. Черепнин Л.В. Русская палеография. – М., 1956.

3. Щепкин В.Н. Русская палеография. – М., 1967. – Гл. IV.

4. Жуковская Л.П. Наиболее важные особенности звучащего древнерусского языка // Звучащее слово Древней Руси. – М., 1988. – С. 37 – 54.

 

Семинар №2

ЖАНР ЛЕТОПИСИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК НАЧАЛА XII В.

 

1.Древнейшее летописание. Гипотезы А.А. Шахматова, Д.С. Лихачёва, Б.А. Рыбакова о становлении начальной русской летописи.

2.Метод составления летописи. Понятие «летописный свод». Стиль летописи.

3.Идея «Повести временных лет». Основные образы.

4.Фольклорные источники «Повести временных лет».

5.Охарактеризовать основные формы летописного повествования. Выбрать примеры из текста.

 

Рекомендуемая литература:

1.Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.,1989. С.42-66.

2.Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.,1970. Гл.,2,3.

3. Лихачёв Д.С.Поэтика древнерусской литературы. – Л.,1979. Гл.: Поэтика художественного обобщения.

 

Семинар № 3

ЖАНР ЖИТИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XI – XIII вв.

 

1.Причины возникновения агиографии на Руси.

2. Характеристика жанра жития. Разновидности и агиографический канон.

3. Жития Бориса и Глеба.

а) Элементы исторической повести в «Сказании». Приёмы изображения положительных и отрицательных героев. Стиль «Сказания».

б) Жанровые и стилистические особенности «Чтения».

3. «Житие Феодосия Печерского». Особенности композиции, приёмы изображения центрального героя.

4. Черты раннего психологизма в памятниках.

 

Рекомендуемая литература:

1.Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: «Высшая школа»,1989 - С74-79.

2.Лихачёв Д. С. Избранные работы. Т.1. – Л.: Худ. лит., 1987 - С. 352-353; 385-400.

3.Лихачёв Д. С.Великое наследие. – М.: Современник, 1975 – С.300.

 

Семинар № 4

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

 

1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ:

1) Открытие памятника;

2) Проблемы подлинности и датировки;

3) Проблема автора.

2. «СЛОВО»- ВЫДАЮЩИЙСЯ ПАМЯТНИК XII ВЕКА:

1) Историческая основа памятника;

2) Исторические воззрения автора как средневекового мыслителя;

3) Двуединая тема «Слова».

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА»:

1) Особенности композиции;

2) Образная система;

3) Жанровое своеобразие.

Рекомендуемая литература:

1. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л., 1985.

2. Лихачёв Д.С. Великое наследие. – М.,1980. - С. 163-241; С.394-410.

3. Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М.,1971.

4. Слово о полку Игореве. 800 лет: Сборник. – М.,1986.

5. Кусков В.В. Истории древнерусской литературы. – М.,1989. – С. 90-115.

6. Злато слово. Век XII. – М., 1986. – С.151- 459.

7. Андрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI – XIII вв. – Л., 1968.

8. Сумаруков Г. В. Кто есть кто в «Слове о полку Игореве». – М., 1983.

 

Семинар № 5

СТИЛЬ ПЛЕТЕНИЯ СЛОВЕС. ЖИТИЯ ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО

 

1. «Житие Стефана Пермского»:

1) отличие главного типа персонажа и приемов его изображения от более ранних житий;

2) своеобразие сюжета и композиции произведения. новые композиционные элементы в житии;

3) повествователь и способы выражения его отношения к герою;

4) стилистические приемы «плетения словес» (синонимы, все типы повторов, эпитеты, метафоры, сравнения, символика, риторические приемы и ритмические средства). Причины появления стиля и его истоки.

2. «Житие Сергия Радонежского»:

1) история текста;

2) элементы традиционной житийной формы и биографические черты в изображении Сергия;

3) своеобразие композиции произведения;

4) стилистика жития, новый подход к использованию стиля «плетения словес».

 

Рекомендуемая литература:

1. Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV – XV вв.

2. Иванова Н.Д. Образное слово и понятие в «Житии Сергия Радонежского» // Литература Древней Руси. – М., 1988. – С. 31 – 39.

3. История русской литературы X- XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачёва. – М.,1980. – С. 217-220; 426-434.

4. Кириллин В. М. Епифаний Премудрый: "Житие Сергия Радонежского" // http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php (Дата обращения: 04.2012).

5. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – Репр. изд. – М., 1988. – С. 78 – 112.

6. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.,1989. – С. 154-159; 260-268.

7. Ранчин А. М. «Плетение словес» в Житии св. Стефана Пермского // http://www.portal-slovo.ru/philology/42021.php (Дата обращения: 04.2012).

8. Чернов С.З. Природа и быт в «Житии Сергия Радонежского» // Герменевтика древнерусской литературы. – Сб. 1: XI – XVI века. – М., 1989. – С. 333 – 348.

 

Семинар № 6

ЛИТЕРАТУРА XVI ВЕКА. «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ».

 

1. Жанровые особенности «Повести о Петре и Февронии».

2. Композиционные особенности.

3. Своеобразие идейно-художественного содержания.

4. Изображение любви и брака.

5. Черты жития.

6. Фольклорные традиции в повести: черты русского фольклора в образе Февронии, традиции народной сказки, связь с мировым фольклором.

 

Рекомендуемая литература:

1.Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.,1989. – С. 210-214.

2. История русской литературы X- XVII веков / Под ред. Д. С. Лихачёва. – М.,1980. – С. 295-300.

3. Древнерусская литература / Сост. А.С. Дёмин. – М., 2000. – С. 19-24.

4. Дмитриева Р.П. О структуре «Повести о Петре и Февронии» // Повесть о Петре и Февронии. – Л.,1979. - С. 6-34.

 

Семинар № 7

РЕФОРМА РОССИЙСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

  1. Русский силлабический стих, его происхождение, основные характеристики. Лингвистические причины неорганичности русской силлабики. Национально-исторические причины реформирования силлабического стиха.
  2. «Новый и краткий способ к сложению стихов российских» В. К. Тредиаковского:

а) новые понятия: звук, слог, стопа, стих, ритм; их соотношение в трактате;

б) тоническая модель (графическая схема) нового силлабо-тонического стиха;

в) непоследовательность Тредиаковского и причины незавершения реформы.

3. М. В. Ломоносов – систематизатор русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства»:

а) моменты совпадения в теориях Ломоносова и Тредиаковского;

б) новые стиховедческие понятия в «Письме» Ломоносова;

в) элементы непродуктивности в теории Ломоносова.

Рекомендуемая литература:

1. Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских.

2. Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986.

3. Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. М., 2005. Разд. I, гл. 3, 4.

4. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. Гл. 1.

5. Гуковский Г. А. Об анакреонтической оде // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

6. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 68–70.

7. Квятковский А. Поэтический словарь. М. 1966.

8. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха / Сост. В. Е. Холшевников. Л., 1984.

9. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.

Семинар № 8

 

РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ XVIII В.

  1. Трагедия как высокий жанр классицизма.
  2. Условия и предпосылки возникновения драматургии в русской литературе последней четверти XVII – первой половины XVIII вв.
  3. Проблематика трагикомедии Ф. Прокоповича «Владимир», ее жанровое своеобразие. Сатирическое начало в пьесе и его проявление на уровне тематики, сюжета, системы образов, стиля произведения. Значение пьесы в становлении жанра трагедии.
  4. Патриотический пафос трагедии М. В. Ломоносова «Тамира и Селим». Проблема исторической верности.
  5. Основной конфликт в пьесе А. П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и особенности его решения. Как проявляется в трагедии философская, этическая, эстетическая, социальная и политическая основа классицизма? Художественная роль «трех единств» в пьесе.
  6. Полемическая направленность образа Вадима и темы вольного Новгорода в республиканской тираноборческой трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Историческая концепция пьесы. «Вадим Новгородский» – вершина русского классицизма.
  7. Значение жанра трагедии в русской литературе и русской общественной мысли XVIII века.

 

Рекомендуемая литература:

1. Крылов И. А. Трумф.

2. Прокопович Ф. О поэтическом искусстве.

3. Русская литература – век XVIII. Трагедия / Сост., подгот. текстов и коммент. П. Бухаркина и др.; Вступ. ст. Ю. Стенника. М., 1991.

4. Сумароков А. П. Эпистола о русском стихотворстве. (Текст в хрестоматии Г. П. Храпченко).

 

5. Асеев Б. Н. Русский драматургический театр от его истоков до конца XVIII в. М., 1977.

6. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII–XVIII вв. М., 1988.

7. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII в. М., 1977.

8. Гуковский Г. А. О сумароковской трагедии // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

9. Гуковский Г. А. К вопросу о русском классицизме (Состязания и переводы) // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

10. Гуковский Г. А. О русском классицизме // Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века. М., 2001.

11. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003.

12. История русской драматургии XVII– первой половины XVIII вв. Л., 1982.

13. Москвичева Г. В. Русский классицизм. М., 1978.

14. Стенник Ю. В. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

Семинар № 9

ЖАНР РУССКОЙ КОМЕДИИ XVIII В.

  1. Эволюция жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова: памфлетные комедии 1750-х гг., комедия интриги 1760-х гг., комедия нравов 1770-х гг.
  2. Поэтика жанра комедии А. П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтообразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характеристиках порочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.
  3. Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и эстетика «прилагательного» направления, жанровое своеобразие «слезной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник».
  4. Высокая комедия «Ябеда» В. В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, характерологическая, действенная, миромоделирующая функции слова, особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя.

Рекомендуемая литература:

1. Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4, 5, 11.

2. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 2003.

3. Комедия // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. М.; СПб., 2002. Т. 2.

4. Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1, 2, 5.

5. Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986.

  1. Стенник Ю. В. Сумароков-драматург // А. П. Сумароков. Драматические сочинения. Л., 1990. Эволюция жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова: памфлетные комедии 1750-х гг., комедия интриги 1760-х гг., комедия нравов 1770-х гг.
  2. Поэтика жанра комедии А. П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтообразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характеристиках порочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.
  3. Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и эстетика «прилагательного» направления, жанровое своеобразие «слезной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник».
  4. Высокая комедия «Ябеда» В. В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, характерологическая, действенная, миромоделирующая функции слова, особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...