Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку.




Требования к уроку: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижения триединой цели: обучить, воспитать, развить. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке выделяются 3 этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе – на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

В плане начинающего педагога должна быть отражены следующие моменты:

Дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводиться; цели и задачи образования, воспитания, развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока; задание на дом.

19. Методы О. Их классификация.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Методы орган-ии уч-познават деят-ти школьников: * по источнику знаний: 1)словесные-рассказ,лекция,беседа,дискуссия, здесь источник знаний-учитель. 2)наглядные-демонстрация,иллюстрация,здесь источник-образ. 3)практические-упражнение, лабораторная работа,практическая работа, здесь источник-действие.
* по логике передачи и восприятия информ-ии: 1) индуктивный-от частного к общему,т.е. от примера к правилу. 2) дедуктивный- от общего к частному,т.е. от правила к примеру.
* по хар-ру познават-ой деят-ти: 1) объяснительно-иллюстративный(препод любым способом сообщает готовую информ-ю, кот обучаемые воспринимают, осознают, фиксируют). 2) репродуктивный (препод через систему упражнений организует многократное воспроизведение и повторение знаний обучаемыми, формирует умения применять их в типичных ситуациях). 3) проблемное изложение (препод ставит проблему и сам показывает путь ее решения, обучаемые следят за ходом решения, получают образец научного познания). 4) частично-поисковый или эвристический (препод расчленяет процесс поиска решения проблемы на этапы (подпроблемы), обучаемые самостоят-но овладевают отдельными этапами поиска решения). 5) исследовательский (обучаемые самостоя-но решают проблему, организуют эксперимент, творчески применяют знания).
* по дидактич-ой цели: 1) изучение материала 2) закрепление 3) решение задач.

Методы стимулир-ия уч-познават деят-ти школьников: * методы стимул-ия долга и ответственности (форм-ют внешн-ю мотивацию)- разъяснение значимости учения для общества и самой личности, предъявл-е уч требов-й, приучение, поощрение и порицание (наказание).
* методы форм-ия познават-го интереса (фрм-ют всю внутр мотивацию)- создание ситуаций успеха в О. Методы контроля: наблюдение (планомерное, систематич-ое), письм контроль(диктант, изложение, сочинение, реферат), практический или лабораторный контроль (проведение опыта, эксперимента, решение задачи, составление схемы, чертежа, таблицы, изготовление прибора), устный контроль (опрос, контрольное чтение текста, карты, чертежа, таблицы, документации), тесты достижений (набор стандартизир-ых заданий по опр-му материалу).

Также существуют и др классификации. Бинарные и полинарные классификации методов. Бинарная классификация Махмутова: 1)методы преподавания; 2)методы учения. Наиболее распространенная последнее время классификация методов Кабанского: 1)методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2)методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3)методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

20. Методы орган-ии уч-познават деят-ти школьников
Метод-способ упорядоченной совместной деят-ти препода и обучаемого, направл-ой на решение задач обуч-я(дидактич-х задач).
* по источнику знаний: 1)словесные-рассказ,лекция,беседа,дискуссия, здесь источник знаний-учитель. 2)наглядные-демонстрация,иллюстрация,здесь источник-образ. 3)практические-упражнение, лабораторная работа,практическая работа, здесь источник-действие.
* по логике передачи и восприятия информ-ии: 1) индуктивный-от частного к общему,т.е. от примера к правилу. 2) дедуктивный- от общего к частному,т.е. от правила к примеру.
* по хар-ру познават-ой деят-ти: 1) объяснительно-иллюстративный(препод любым способом сообщает готовую информ-ю, кот обучаемые воспринимают, осознают, фиксируют). 2) репродуктивный (препод через систему упражнений организует многократное воспроизведение и повторение знаний обучаемыми, формирует умения применять их в типичных ситуациях). 3) проблемное изложение (препод ставит проблему и сам показывает путь ее решения, обучаемые следят за ходом решения, получают образец научного познания). 4) частично-поисковый или эвристический (препод расчленяет процесс поиска решения проблемы на этапы (подпроблемы), обучаемые самостоят-но овладевают отдельными этапами поиска решения). 5) исследовательский (обучаемые самостоя-но решают проблему, организуют эксперимент, творчески применяют знания).
* по дидактич-ой цели: 1) изучение материала 2) закрепление 3) решение задач.

 

21. Методы стимулир-ия уч-познават деят-ти школьников
методы стимул-ия мотивации учения=как побудить чел-ка к учению?
* методы стимул-ия долга и ответственности (форм-ют внешн-ю мотивацию)- разъяснение значимости учения для общества и самой личности, предъявл-е уч требов-й, приучение, поощрение и порицание (наказание).
* методы форм-ия познават-го интереса (фрм-ют всю внутр мотивацию)- создание ситуаций успеха в О, занимат-х и проблем-х ситуаций, эмоц стимулир-ие(яркие примеры и статистика, сопоставление житейских и научных понятий, соревнование), использ-ие компа и мультимедийн-х систем.
Ситуация успеха- субъект-ое переживание обучаемым личных достижений, внутр-яя удовлетворен-ть личности самим участием в уч деят-ти: собств-ми действиями, получ-м рез-ом и эмоциями, преживаемыми во время работы. Тот предмет (идея, цель), кот длительно и стойко насыщался положит-ми эмоциями, превращается в самостоят-й мотив. Повышают мотивацию учения: эмоц-я речь препода, его увлеч-ое препод-ие, разнооб-ие технологий и методов работы, нетрадиц-ые формы организ-ии О, возможность обуч-го проявить инициативу и самостоят-ть в ПО. Общие приемы стимул-ия чел-ка к любой деят-ти: опирайтесь на желания, используйте намерения, учитывайте интересы и склонности, используйте ситуацию или создавайте ее, дайте шанс спасти свой престиж, показывайте достижения, сделайте работу привлек-ой, критикуйте сопереживая, признавайте достоинства, одобряйте успехи и хвалите, показывайте последствия поступков, поддерживайте соперничество.

 

 

22. Контроль и оценка в О. Методы контроля уч-познават деят-ти.
Контроль-осущ-ие обратной связи в О, опред-ие эффектив-ти работы обучаемых и препода с целью коррекции ПП. Ф-ии: обуч-ая, диагност-ая, прогностич-ая, коррекц-ая, стимулир-ая, воспит-ая, развив-ая (стрессоустойчивость развивается). Методы контроля: наблюдение (планомерное, систематич-ое), письм контроль(диктант, изложение, сочинение, реферат), практический или лабораторный контроль (проведение опыта, эксперимента, решение задачи, составление схемы, чертежа, таблицы, изготовление прибора), устный контроль (опрос, контрольное чтение текста, карты, чертежа, таблицы, документации), тесты достижений (набор стандартизир-ых заданий по опр-му материалу). Оценивание- сравнение достигнутых рез-ов О с теми, кот необходимо достичь. Оценка= фактически усвоенные ЗУН / полный объем ЗУН, заданный для усвоения. Критерии оценки рез-ов уч деят-ти: 1) нормативный – сопоставление достижений обучаемого с эталонными, излож-ми в программе, стандарте; обязателен при итоговом контроле. Тут реализуется диагностич-я ф-ия. 2) личностный- сопоставление достижений конкретной личности с ее предыдущими достижениями; исп-ся при текущем и периодич-м контроле с целью стимулир-ия уч деят-ти. 3) сравнительно-сопоставительный - сопоставление достижений обучаемых в группе; исп-ся при текущем и периодич контроле с целью стимулир уч деят-ти. 2 и 3 предполагают дальнейшую систематич работу учителя по доведению обученности учащихся до нормативного ур-ня. Оценка фиксир-ся в виде отметки. Отметка- услоное обозначение оценки, ее колич-ое выр-ие в баллах, процентах. Пед требования к контролю и оценке рез-ов уч деят-ти: объективность, систематичность, единство требований всех педагогов, дифферен-ых хар-р, разнообразие методов и форм, наглядность (гласность) процедуры.

 

23. Индив-ия и дифф-ия в О.
Д-способ орг-ии уч процесса, при кот учит-ся особен-ти групп по индивидуально-типологич-м особ-ям, только тем, кот значимы для протекания ПО при классно-урочной системе. Цель Д- обеспечить каждому ученику усл-я для максимального разв его способностей, удовлетвор познават потреб-й. Содержание Д- специально организ-ый уч процесс для определ-й группы уч-ся.Ур-ни Д: микроуровень(различ подход к отд группам внутри класса-внутренняя Д), мезоуровень (Д внутри школы между профилями- внешняя Д), макроуровень (Д между школами). Достоинства: варьируются все компоненты О в зависимости от особ-ей разв; в классно-уроч и др системах; усил-ся воспит (обмен знаниями) и обуч взаимообучение) ф-ии; форм-ся коммуникат-е способности; взаимообучение(и в связи с этим ускорение обучения); создание спец учреждений, где корректир-ся особенности психофизич разв.
И- способ орг-ии уч процесса, при кот учит-ся индиви особен уч-ся путем варьирования учителемвсех компонентов ПП, таких как цели, методы, формы, ср-ва. Достоинства: ограждает от отриц влияния группы, самореализация, более глубокий контроль обученности и коррекция, комплексно учитыв-ся особен-ти ребенка. Недостатки Д и И: нет способов поощрения учителей за эту работу- экономически невыгодно; Д и И усложняют вопросы контроля и оценки; уч процесс адаптир-ся к ур-ню учеников, т.е. мы делаем то, что умеем, а что не умеем - забросили; ошибки при диагностике(один тест не дает возможность определять чел-ка в опр группу); сниж-ся мотивация, т.к. не к кому стремиться. Только сочетание Д и И позволяет создать оптим усл-я для О при массовом О (разноуровневые задания; дифферен-ые индивид задания; работа в группах).

 

24. Форм-ие мотивации учения школьников.

Мотивация-источник активности чел-ка, система побудителей любой деят-ти. Мотивационная сфера чел-ка: потребность(нужда в опр-х усл-ях для своего норм состояния, пирамида Маслоу – физиологич, потрр в безопасности, защите, в общении, любви, в признании и самоутверждении, в познании и самовыр-ии), интерес (избират отнош личности к объекту в силу его знач-ти), цель (осознанное предс-ие о рез-те), мотив(побуждение, вызв-ое представлениями, идеалами, чувствами, в кот реал-ся потребность). По отн-ию к деят-ти учебные мотивы разделяются на социальные(внешние) – стремление достичь высшей оценки или избежать неприятностей; познавательные(внутренние) – удовольствие от самой деят-ти, по уровням на:

Широкие социальные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение);

Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

Мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими);

Широкие познавательные мотивы. Проявляется как ориентация на эрудицию, реализуется как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

Учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний)

Деят-ть личности полимотивирована, а мотивац сфера иерархична. Иерархичность мотивов обнаруживается в ситуации конфликта мотивов-ситуациях выбора, кот могут целенапр-но соз-ся. Каждая потребность мб реализована во многих мотивах. Каждый мотив мб удовлетворен различ совокуп-ю последов достиг целей. Каждая цель мб достигнута различ последов-ю задач. Это предполагает необходимость пед рук-ва. Механизм пед рук-ва форм-ием мотивации личности- сдвиг мотива на цель (осп-ся в О и В) для его реализации важна личность педагога. Форм-ие мотивации учения- создание в школе усл-ий для появл внутр побужд к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития его мотивац сферы. Эти усл-я созд-ся всеми субъектами пед системы во всех компонентах ПП, каждый из кот должен иметь стимулир-ееь значение. Пути форм-ия уч мотив-ии: 1) «сверху вниз» (инициатива педагога, постановка привлекат целей и задач, разъяснение знач-ти предстоящ-й деят-ти и поощрение в процессе ее выполнения; 2) «снизу вверх» (включить ребенка в различ виды деят-ти и преобретение им практич-го опыта деят-ти и поведения). Выбор пути форм-ия связан с пед диагностикой имеющейся уч мотивации.

25. Пед диагностика в уч-воспит процессе.
ПД-получение достоверной опережающей инфы о протекании ПО и ПВ и их субъектах, точное определение рез-ов ПО и ПВ. Объекты ПД -о ком или о чем мы получаем инфу-мб все компоненты пед системы(субъекты, связи, условия), а также все компоненты ПП(методы, формы, ср-ва): 1) уч-воспит процесс(скорость протекания, результ-ть); 2) личность уч-ся (его мотивация, ЗАР-обученность и воспит-ть, ЗБР-обучаемость и воспит-ть, его общие и спец способ-ти, статус в кол-ве,семейн отнош); 3)ученич-й коллектив (межлич делов отнош, психолог климат, лидеры); 4) личность учителя (личност и професс мотивация, проф компетентность, мастерство, личные кач-ва, статус в пед кол-ве, стиль руководства); 5) пед коллектив (формальная и неформ стр-ра= межлич делов отнош); 6)учрежд образования (матер-технич база, проф компетен преподов, результ-ть уч-восп процесса через ур-нь подготовки уч-ся). Для получении инфы о каждом объекте ПД сущ-ют различ диагностич методы. Методы ПД= методы пед исследов-й.(эмпирические-наблюдение, анкета,беседа, соцоиметрия, интервью…; теоретические- анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование…; математич-е или статистические- ранжирование, шкалирование. В зависимости от объекта и цели ПД учитель отбирает необх методы, выстраивает их в систему и составляет диагност программу (подготовит этап). ПД= изучение+анализ+прогноз

 

Процедура осущ-ия ПД Ф-ии ПД
Сбор инфы об объекте ПД Информационная
Сравнение полученной инфы с предыдущей либо с описанием такого же объекта в стандарте или научной лит-ре Оценочная
Анализ изменений с целью определения причин удач/неудач, в ПО, ПВ, ПР Оценочная
Объяснение изменений в объекте ПД Оценочная
Доведение до сведения заинтерес-х лиц рез-ов ПД Информационная
Проверка воздействия дианостич методов на объект ПД Коррекционная
Прогнозир-ие дальнейшего ПО, ПВ, ПР прогностическая

Количеств рез-ты ПД оформ-ся в виде таблиц, отметок, графиком и диаграмм, а качественные в виде карт или дневников наблюдения, психолого-пед хар-к. Виды ПД в ПП: начальная (предварит), текущая(по ходу ПП), обобщающая (по итогам ПП). Соврем управл-е кач-вом О(менеджмент) требует системного подхода к орг-ии ПД, т.е. проведения пед мониторинга. Впервые появ-ся в Великобр в 90х. Теперь это неотъемл компонент плана разв-я любого учрежд образов. Пед мониторинг- системная диагностика качеств и количеств хар-к, эффект-ти функц-ия и тенденций разв образоват системы(ее цели, содержание, форм, методов, ср-в, усл-й и рез-ов О, В, р личности и кол-ва) с перспективой управления качеством О. Правила психологич безопасности при проведении ПД: создать искреннюю доверит атмосферу; убедить уч-ся, что за свою честность они не пострадают, или сделать анкеты анонимными; никогда не упрекать детей за их ответы; не разглашать получ инфу, если она может ухудшить отнош в кол-ве или семье; при индивид беседе опираться на сильные стороны личности, давать конкрет рекомендации по преодол недостатков; выводы и прогнозы делать на основе всесторон изуч-я уч-ся. ПД в ПО включает: контроль=обратная связь, проверка=выявления и измерение, оценивание= сравнение, учет накопление и анализ статистич данных, выявл-е динамики тенденций, прогнозир-е дальнейш обуч.

26.ПВ.Особенности.Стр-ра.
«знание без В, что меч в руках у сумасшедшего»(менделеев). ПВ-спец организ-ое, целенапр-ое и управляемое взаимод воспитателей и воспитанников по овладению ими соц-м и дух-м опытом, ценностями и отношениями, т.е. нац-ой и общечеловеч культурой(социализацией). В обществе должна быть создана стройная внутренне согласованная система воспит работы, обеспеч-ая молодому поколению квалифиц-ую проф-ую помощь проф-го педагог-воспитателя по овлад-ю культ опытом.Осн признаки В как пед явл: 1)целенапр-ть(наличие соц значимого образца как социокульт ориентира—цели), 2)соответствие хода ПВ социокульт ценностям, 3)наличие определ-ой системы организуемых влияний(семья, учрежд образов, обществ организ, СМИ, гос политика в области В вцелом).Особенности ПВ: целенаправл-ть, вариативность рез-ов, отдаленность рез-ов, комплексность, длител-ть и непрерыв-ть, многофакторность(возд-ют и родит, и школа и т.п.). Стр-ра ПВ(компоненты): 1)целевой(чего необх добиться), 2)содержат-ый(какой опыт, ценност отнош, привычки повед и личност качества приобретут), 3)организац-ый=операц-деят (медоты, формы, ср-ва), 4)оценочно-результативный, 5)стимулирующее мотивационный. Формула восп-ия – понято-пережито-сделано. Ур-ни восп-ия: невоспит-ть, плохая восп-ть, ситуативная восп-ть, хорошая (внш) восп-ть, отличная (внтр) восп.

27.Принципы В.

 

Закономерности ПВ-объективно сущ-ие, повт-ся, устойч-е, существен-е связи ПВ с др явл Принципы ПВ-ключевые идеи, нормативные требов к организ-ии и осущ-ю ПВ(опр-ют стр-ру, содерж, методику и технология организ-ии ПВ, его рез-ты исп-сю комплексно и одновременно)
1)связь ПВ и соц системы(цели, хар-р, содержание В определ-ся объек-ми потреб общ-ва, интерес. Гос-ва и правящ классов, социокульт и этнич нормами и традиц.) *принцип культуросообр(передача и усвоение в В соц-ист опыта конкрет-го народа и культуры) *принцип связи В с жизнью, практич деят-тью людей
2) связь ПВ и деят-ти, активности самой личности(эффективность В обусл-на содержанием и способом орг-ии деят-ти, в кот включена личность, мотивами ее участия в ней, хар-ом пед руководства деят-тью, от кот зависит активность личности—деят-ый подход в В) *принцип природосообр(гендерный подход в В) *принцип субъектности(связан с разв способ-ти ребенка осознавать свое «я» во взаимоот с людьми и миром, ставить цели, планир-ть, совершать и оцен-ть свои дейст, предви-ть их последств и нести за них ответств, отстаивать свою нравст и граждан позиции, противод внеш влиянию) *принцип сочет коллект-го и индив-го В *принцип единства сознания и повед *принцип сочет пед рук-ва деят-тью воспитан-ов с разв их инициативы и самостоят-ти *принцип ед-ва В и самовоспит-я личности(самовосп-сознат, целенапр самостоят деят-ть чел-ка, ведущая к возможно более полной реализ-ии, разв и совершен-ю личности)
3)связь ПВ и общения(эффективность В обусл-на информац-ми и эмоц-ми связями и отнош, кот складыв-ся между педагогом и воспит-ками в процессе общения) *принцип гуманизма(личность как высшая ценность, учет ее потребностей благодаря: -созданию благоприят психолого-пед атмосферы, т.е. совокуп-ти эмоц взаимосвязей воспи-ля и восп-ков на основе приятия и доверия; -обеспеч психол-педаг поддержки ребенка в ПВ, т.е. оказание пед и психолог помощи в разв и саморазв личности) *принцип опоры на положит *принцип уважения к личности в сочет с высокой требоват к ней *принцип ед-ва воспит усилий семьи, школы, общ орган-й и т.п.)

 

28.Содержание В. Осн направл В
СВ-система знаний(научн фактов, понятий, теорий о природе, чел-ке и общ-ве), взглядов, убеждений,чуств, ценност. Отнош, У, Н, устойч привычек повед и кач-в, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам В. Св имеет национ-ый и классовый и политич хар-р. Как отбир-ся СВ: на каждом этапе разв общ-ва в СВ включ-ся те компоненты культуры, кот необход для успешного выполн-я осн соц ролей: гражданин(патриот), работник(ученик, студент, профессионал), семьянин. Роли расширяются: приверженец ЗОЖа, разумный потребитель, ценитель и творец прекрасного. Для вып-ия каждой соц роли чел-ку должны быть присущи конкрет личност кач-ва, путем их перечисл-ия можно создать идеальную модель личности школьн-ка, студ-та, к кот следует стремиться в ПВ. Традиционно СВ рассматр через осн напр В, которые в силу потреб общ-ва дополнялись другими и расширялись. В наст время в отечеств пед-ке приоритет отдается культурологич подходу в В, согласно кот СВ должно вкл-ть основы нац и общечел-ой культуры. С этой целью в СВ выдел-ся его базовый компонент- базовая культура личности(культурный минимум), и ее компоненты и ур-ни овладения ими опр-ся гос-вом в провозглаш-ых им целях и задачах В и формул-ся в гос-ых документах («Концепция восп-ия детей и молодежив Рб», «Конц непрерывного восп детей учащейся молодежи» - до 2016г.. Осн направления В: умственное(форм-ие интеллект культуры), нравств(форм-ие нравст культуры), эстетич(фор-ие эстетич культуры), физич(форм-ие культуры ЗОЖа), трудовое(форм-ие культуры труда).

29. Концепция непрерывного В детей и учащейся молодежи в РБ.(2006-2016)
Концепция — система идей, взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» — нормативный документ, определяющий систему воспитания в стране и утвержденный Министерством образования РБ 14 декабря 2006 года в соответствии с президентской программой «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 гг.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: определяет подходы к процессу воспитания в РБ и его основные направления; базируется на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности; закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.Назначение воспитания – в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.Цель воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Содержание воспитания в РБ основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования РБ. Осн составляющие В в РБ: идеологическое В, граждан и патриатич В, нравственное В, воспитание культуры самопознания и саморегуляции, физич В, гендерное В, семейное В, труд и професс В, экологич В, воспит культуру безопасн жизнедеят, воспит культуры быта и досуга.Формирование и развитие личности обусловлено возрастными особенностями учащихся. Учет важнейших особенностей на каждом возрастном этапе развития личности способствует выявлению психолого-педагогических условий для оптимального удовлетворения ведущих потребностей учащихся. Поэтому в Концепции по каждому направлению воспитания отражено не только содержание воспитательной работы, но условия ее эффективности и возрастная специфика.Особенности процесса воспитания: построение отношений между обучающимся и педагогом на основе партнерства и сотрудничества; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся.

 

30. Формирование мировоззрения школьников
Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружаю­щего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его со­знанием, его взглядами и убеждениями. Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. в качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеж­дения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структур­ные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы). Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин. Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определени­ем им своего отношения к этим явлениям. под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеалэто осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием, личности.Научное мировоззрение опирается на научную картину мира. Оно является объективно верным. Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональ­ный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Но поскольку школа у нас главным об­разом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе. Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколе­ния в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, представ­лений о мире. В мировоззрении каждого чел-ка есть и религиозное, и научное, и обыденное, просто что-то доминирует.Ср-ми форм-ия мировозз явл-ся ПО, внеуроч деят-ть и самостоят деят-ть уч-ся. Усл-ия формир-ия: Обеспечение научной доказательности,

логической убедительности и непротиворечивости выводов и фактов;Соблюдение принципа историзма;Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, стимулирование их самостоятельной работы по исследованию материала;Возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; Тесная связь обучения с жизнью;Диагностика и опора на уже существующее мировоззрение с учетом возраста;Предложение альтернативного выбора. Усвоение мировоззр аспектов знания обеспеч-ся отбором содержания, методами препод-ия, выдел-ми фундамент идей, межпредмет связями. Взгляды и убежд форм-ся в общении и в собств практич деят-ти(труд, худож..). Очень важна позиция педагога. Формирование мировоззрения школьников – про­цесс длительный и многосторонний; он зависит не только от раз­личного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных осо­бенностей учащихся. Пок-ли сформ-ти: наличие системы знаний, взглядов и убежд, кот проявл-ся в различ видах деят-ти, способность соверш-ть свои знания и деят-ть.

 

31. Умственное В
УВ-пед деят-ть, напр-ая на разв интеллект культуры личности, познават. Мотивов, умств сил, мышления. Осущ-ся в тесном единстве с форм-ем мировоззрения. Цель—форм-ие интеллект культуры личности. Задачи: форм-ие мировоззр; познават мотивация; форм-ие системы знаний, навыков мыслит деят-ти; форм-ие культуры учебного труда. Содержание: знания(факты, понятия, теории о природе, чел-ке, общ-ве), мировоззрение(система взглядов на мир, совокупность научн, философ, политич, правовых,нравств, религ и др убеждений и идеалов). Методы, формы и ср-ва: на уроке(идти быстрым темпом, беседы, дисскусии,т.е. проблемное обучение, задания на сравнения, позволять детям самим выводить правила, планир-ие уч труда, правилам уч гигиены учить, учить самоконтролю); вне урока(чтение научно-поп лит-ры, технич-ое моделир-е и конструир-е, творч-е задачи, конференции, выставки, лекции, стенгазеты, предметные недели, кружки, секции, мастерские). методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение,анкета,беседа, интервью,анализ, изучение продуктов деят-ти.

 

32. Нравственное В
Нравственное воспитание представляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирование положительных моральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств.Нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной моралиЦель: форм-ие нравств культуры личности. Источники(принадлежат окруж дейст-ти): мораль общ-ва. Задачи: форм-ие отнош чел-ка к природе, общ-ву, труду, людям и самому себе на основе общечеловеч и национ-х ценностей(долг, честь, трудолюбие). Содержание: знания о нормах морали и нравств ценностях à отношения (к природе,труду,себе,общ-ву,гос-ву)à качества, форм-ие нравств привычек и поведения. Методы, формы и ср-ва: на уроках (лит-ра, музыка, изо, труд, мхк, чог, добросовестное отнош, доброжелат стиль общения, вовлечение в деят-ть(труд, общ,худ), приемы сравнения лит произв, заучив-ие стихов и песен, сочинения писать, поручения и требования, наказание и поощрение); внеуроч деят-ть (субботники, волонтерская деят-ть в детдомах, благотвор акции, музеи, студии, кружки, театры, эстетические беседы). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, эксперимент.

 

33. Эстетическое В
Эстетическое воспитание – это специально организованная разнообразная художественно-эстетическая деятельность учащихся, направленная на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.Цель: форм-ие эстетич культуры личности. Источники(принадлежат окруд дейст-ти): ис-во, природа, труд, человеч-е взаимоотнош. Задачи: форм-ие умения воспринимать, понимать, беречь и создавать прекрасное; развитие эстетич вкусов и потребностей. Содержание: ЗУН худож-ой деят-ти, восприятие, чувство вкуса, эстетич идеалы, склонности. Методы, формы, ср-ва: на уроке (музыка, лит-ра, изо, эстетика помещения и учителя, речи и поведения, классич-я лит-ра и музыка, читать биографии великих людей и подражать, сочетать различ жанры ис-ва для большей экспрессивности, физич красота и внеш вид); вне урока(походы, экскурсии, кружки, выставки, тематич вечера, конференции, встречи, «быстрее, выше, сильнее», конкурсы, ансамбли, оркестры). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, эксперимент. Рез-т: эстетич воспитанность.

34. Физическое В
Физическое воспитание - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни. Цель: форм-ие культуры ЗОЖа. Задачи: повышение работоспособ-ти и укреп-е здоровья, форм-ие ценност отнош к здоровью и Н его укрепл-я, форм-ие гигиенич и двигат Н. Содержание: привычки поведения, ценностное отношение, личностн кач-ва, знания. Методы, формы и ср-ва: на уроке (физ-ра, там З и У получаем, ОБЖ, биология, химия, иностр язык, физкультминутки, проветривание, рассадка учеников); вне урока (соревнования, спорт секции и кружки, занятия спортом, туризм, походы, встречи с психологами, спортсменами, на каникулах-спор лагеря, различные «анти-«компании(антикурение). Методы и приемы диагностики и оценки рез-ов: наблюдение, анкета, беседа, интервью, эксперимент.

35. Гражданское и патриотич. В.
Гражданско-патриотическоеВ-это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Цель: форм-ие гражданской, патриатич культуры и культуры межнациональн отнош. Задачи: формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Содержание: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и кул

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...